Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Контроль над оборотом наркотиков в Древней Руси осуществлялся задолго до установления христианства идеологическим органом родоплеменной княжеской власти — языческими жрецами, известными на Руси как волхвы или ведуны. Сущность контроля над оборотом наркотиков со стороны института волхвов заключалась в том, чтобы в общинах люди не злоупотребляли этими средствами, а использовали их строго в лечебных целях под надзором ведунов.

Несколько позднее функциипо контролю над оборотом наркотиков переходят от Православной Церкви к воеводам, подчиненным Разбойному и Земскому Приказам.

Контрабандно поступавший в тот период на Русь табак (как правило, из Польши), который курили обычно из коровьего рога, также стали называть зельем, поскольку он одурманивающе воздействовал на сознание людей. Употребление же крепких спиртных напитков по распоряжению Ивана Грозного, наоборот, поощряется и легализуется.

Водка показала себя товаром, выгодным для доходной части государственного бюджета. В итоге за курение табака рвали ноздри, а распитие спиртного поощрялось.

С приходом на трон Петра Великого, в противовес уголовной политике Ивана Грозного, власти начинают приобщать население к курению табака. Петр I, побывав за рубежом, понял, что табак не менее прибыльный для бюджета страны товар, как и водка. Торговля табаком как прежде, так и в наши дни имеет место в большинстве стран мира.

Вместе с этим действия, связанные с веществами, которые мы сегодня называем сильнодействующими, наркотическими, психотропными и ядовитыми, в случае их обращения без предписания властей стали относиться к разряду политических преступлений.[7]

В Российской империи вплоть до ее краха в 1917 году контролем над оборотом наркотиков ведали Министерство внутренних дел и Церковь. В МВД этим вопросом занимались Департамент Полиции и Медицинский Департамент.

На священнослужителей, по законам конца XIX- начала XX вв., возлагалось отпускать грехи аптекарям, неправомерно продавшим наркотикосодержащие лекарства, повлекшие смерть лица после их приема.

Специализированных правоохранительных структур, занятых на борьбе с наркобизнесом, в России со времен монархии не имелось, хотя с развитием путей транспортного сообщения между Туркестанским краем и Москвой-Петербургом тема наркомании постепенно завоевывала внимание общественности.[8]

По некоторым оценкам, в Средней Азии началаXX в.проживало не менее 1 млн. человек, интенсивно злоупотреблявших наркотиками, а контрабандный оборот опия и гашиша переваливал за сотни тонн.

К сожалению, крайне слабая профессиональная подготовка чинов полиции, пограничной стражи, а отчасти и таможенников, не способствовала организации эффективной борьбы с незаконным оборотом наркотиков, их транспортировкой из Азии в Европейскую часть России и далее.

Объяснялась столь негодная профессиональная подготовка полицейских еще и тем, что за 30 лет до указанных выводов местные власти Туркестана вынесли вердикт, как уже отмечалось ранее, оставить решение проблемы наркотиков будущим поколениям ввиду нехватки сил и средств на лечение наркомании и борьбу с наркопреступностью.

С 1916 года администрация некоторых крупных городов России начинает поощрять открытие частных клиник для лечения больных наркоманией. Департамент Полиции МВД Российской империи вступает в широко не афишируемую борьбу с Государственной Думой, вынашивающей идеи легализации оборота и приема наркотических средств.

Первая мировая война ввергает страну в проблему кокаинизма, распространенности героина. Все чаще полицией регистрируются ограбления потерпевших, опоенных одурманивающими препаратами.

Проблема наркотиков заставляет монархическую власть принять 7 июня 1915 года первый в истории России целевой антинаркотический Закон “О мерах борьбы с опиумокурением”, явившийся прототипом известных ныне ст. 224 УК РСФСР и ст. 228 УК РФ.

Этот правовой эксперимент имел юридическую силу только в пределах Приамурья. Сановники Российского Императора намеревались распространить юрисдикцию данной нормы на всю территорию страны после “обкатки” закона в наиболее криминогенном, с их точки, зрения наркорегионе. Однако последующие исторические события 1917 года прогрессировали рассматриваемую проблему в еще более актуальную фазу ее развития.

Начало становления органов и учреждений, противодействующих незаконному обороту наркотиков (НОН), относится к 1918 году с предписания СНК РСФСР о борьбе со спекуляцией кокаином.

В это время в ВЧК организуется подотдел по борьбе со спекуляцией кокаином (наркотиками) в составе отдела по борьбе со спекуляцией. В структуре НКВД подобное подразделение не создавалось, хотя функции борьбы с незаконным оборотом наркотиков возлагались на уголовный розыск.

По предложению ВЦИК и СНК 9 апреля 1924 года Президиумом Госплана СССР создается специальная Комиссия для организации борьбы с незаконным распространением наркотиков. В протоколе заседания Президиума Госплана зафиксировано:

По ходатайству Центрального Административного Управления НКВД РСФСР к заседаниям Комиссии регулярно привлекались представители милиции. Вместе с другими членами Комиссии специалисты из НКВД принимали участие в разработке антинаркотических законодательных актов, решению иных ответственных вопросов в данной сфере.[9]

В 1935 году эта Комиссия, по-видимому, оказалась реформирована. По крайней мере, нам известно постановление СНК СССР от 29 июля 1935 г. “О возложении на Всесоюзную государственную инспекцию при СНК СССР наблюдения и контроля за оборотом в СССР опиума и других наркотических веществ”.

Таким образом, уже в 30-е годы в стране функционировали межведомственные государственные структуры, прямо отвечающие за наркоситуацию в стране.

В наши дни такая задача отнесена к компетенции Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, о которой еще будет рассказано в других разделах книги.[10]

Позднее, в 1937 году, с образованием службы по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС) линию борьбы с наркобизнесом стали главным образом доверять этой организационной структуре милиции, так как в незаконном обороте в основном преобладали наркотикосодержащие лекарственные препараты. Но и с других оперативных аппаратов НКВД, МГБ, МВД СССР раскрытие преступлений, связанных с наркотиками, не снималось.

Очередной взрыв наркопроблемы после гражданской войны пришелся на вторую половину 50-х годов. В этот период УВД Омской области создает на базе аппарата уголовного розыска мобильную оперативно-служебную группу (ОСГ). В ее состав вошли: 7 оперуполномоченных уголовного розыска (УР), один оперуполномоченный ИТУ, 4 оперуполномоченных органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ), один следователь и члены КООД.

За шесть лет ее существования эти специалисты обезвредили 300 преступных организованных групп.

Итогом работы указанной ОСГ стал актуальный и для наших дней вывод: с незаконным оборотом наркотиков можно успешно бороться только на корпоративной внутриведомственной и межведомственной основе.

Специальным распоряжением Министерства охраны общественного порядка (МООП) РСФСР 18 января 1963 года лидирующей службой милиции в этой сфере определяется уголовный розыск, где создается специальное отделение в отделе по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья граждан. Спустя 10 лет, 7 июля 1973 года на базе этого отделения создается самостоятельный отдел по борьбе с наркоманией УУР МВД СССР со штатной численностью 6 человек. В органах внутренних дел этой проблемой занимались тогда 282 сотрудника.

В борьбе с незаконным оборотом наркотиков аппараты уголовного розыска с 1963 года. признаются ведущими. Они наделяются функциями выявления крупных сбытчиков наркотиков, организуют взаимодействие с оперативными аппаратами ИТУ, следствием, государственными учреждениями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д.[11]

Вместе с тем проблема наркомании в стране к середине 80-х годов значительно обостряется, растет торговля наркотиками, увеличивается число лиц. злоупотребляющих ими. Последующие 10 лет не внесли серьезных изменений в активизацию борьбы с НОН.

Начиная с 1986 года намечаются кардинальные перемены в деятельности МВД СССР по противодействию незаконному обороту наркотиков. Численность сотрудников отдела по борьбе с наркоманией в структуре ГУУР увеличивается до 12 человек, а общее число этих специалистов в подразделениях министерства и его региональных органах составило 409 человек.

В результате принимаемых мер со стороны властных структур, правоохранительных органов и органов здравоохранения, других министерств и ведомств в 1987-1989 годах наступает некоторая стабилизация этого явления. Однако к началу девяностых годов "мода" на наркотики в России усиливается. Социально-экономические условия жизни граждан также толкают многих на путь потребления наркотических средств, наркобизнес становится прибыльным и начинает расширяться не только на национальном уровне, но и на международном. В 1988 году впервые в истории советских правоохранительных органов нормативно унифицируются теория и практика внутриведомственного взаимодействия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотиков. В МВД СССР в 1989 году отдел ГУУР по борьбе с наркотиками реорганизуется в 3-е Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями, связанными с иностранными гражданами.

Два из трех отделов указанного управления специализируются на проблеме наркотиков. В 1990 году по инициативе данного управления утверждается научно-практическая программа комплексного межведомственного взаимодействия с распределением обязанностей каждого соисполнителя этого документа.

В 1990 году за счет штатной численности ГУУР и ГУБХСС МВД СССР создается Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуре, помимо двух центральных, формируются еще семь межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненные непосредственно МВД СССР. Основные функции управления вошли, например, такие, как организация работы с межрегиональными подразделениями, международное взаимодействие, научное обеспечение оперативно-служебных задач.

Таким образом, в 1990 году в МВД СССР создается определенная система борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, организационно и структурно функционально адекватная внутриведомственному, межведомственному и международному направлениям работы. В целом задача борьбы с незаконным оборотом наркотиков по-прежнему возлагалась на подразделения уголовного розыска.

В ноябре 1991 года это подразделение милиции выводится из - под юрисдикции ГУУР МВД СССР. Вместо прежнего управления образуется Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, которое становится самостоятельной отраслевой службой.

Четвертое Бюро (таково его условное наименование) получает полномочия и соответствующие обязанности в области контроля над легальным оборотом наркотиков и борьбы с незаконным оборотом наркотиков, движением прекурсоров, используемых при изготовлении наркотических средств, а также решает определенные задачи в борьбе с контрабандой наркотиков, приобретает возможность создания единого компьютерного банка оперативных данных, наделяется иными не менее важными функциями.

Приказом МВД СССР № 409 от 6 декабря 1991 г. штатная численность Бюро была установлена в количестве 50 человек. С этого момента, по нашему мнению, и начинается отсчет времени рождения отраслевой службы криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

После неудавшейся попытки объединения МВД и ФСК в Министерство внутренних дел и безопасности Российской Федерации Бюро сливается с отделом Управления по борьбе с наркоманией УУР МВД РСФСР. На базе этих двух организационных структур в 1994 году образуется существующее ныне Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России.[12]

Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД России не только руководит деятельностью аналогичных подразделений на местах, но и разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами единую стратегию борьбы с незаконным оборотом наркотиков, осуществляет планирование этой работы и принимает меры противодействия распространению наркомании. Управление осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, занимается разоблачениям особо опасных преступных групп, специализирующихся на распространении наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями, а также обеспечивает выполнение международных обязательств по контролю за оборотом наркотиков и организует сотрудничество со специализированными подразделениями стран СНГ и других государств в этой сфере.

В мае 1998 года межведомственным приказом МВД, ГТК, ФСБ и ФПС России образуется Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления).

Это новое организационное образование непосредственно подчиняется УБНОН МВД России. Наконец, приказом МВД России в апреле 2000 года создается Оперативно-розыскная часть МВД России также курируемая УБНОН МВД России.

Заложены основы формирования системы целевой подготовки кадров, включающей в себя создание специализированных групп, факультетов в высших образовательных учреждениях МВД России.

На этой базе в соответствии с Федеральной целевой программой “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы” предусматривается создание межведомственного центра по повышению квалификации руководящих специалистов данной области.[13] История становления подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, результаты их деятельности не оправдали скептицизм отдельных лиц, полагавших, что выход названной службы из уголовного розыска ослабит борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

И, наоборот, подтвердилось мнение тех, кто считал, что столь сложной и многоаспектной проблемой, какой являются наркотики, нельзя заниматься “по совместительству”, наряду с решением других задач.

Уже тогда можно было прогнозировать такой виток развития проблемы, который требовал максимальной концентрации усилий, специализации сотрудников на конкретных направлениях, высокого уровня информационно-аналитического и научного обеспечения.

В настоящее время можно констатировать, что создание и становление службы, несмотря на известные сложности, завершены. Практически во всех МВД, УВД субъектов Российской Федерации образованы самостоятельные отделы, а в 23 регионах (например, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодар, Омск, Новосибирск, Приморский край и др.) - мощные управления, обладающие высокой профессиональной и социальной репутацией. Сформировано высокопрофессиональное ядро, основу которого составили опытные оперативные сотрудники. [14]

Их важную работу хорошо дополняют специалисты других профессий - химики, педагоги, врачи, экономисты, что позволяет успешно выполнять задачи широкого диапазона, стоящие перед службой.

 



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)