Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления совершенствования работы оптовой базы



2019-12-29 302 Обсуждений (0)
Основные направления совершенствования работы оптовой базы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Переход экономики страны на рельсы рыночной экономики показал неподготовленность отраслей народного хозяйства для работы в иных экономических условиях, что в значительной степени отразилось и на оптовой торговле, охватывающей поставку практически всех видов товаров.

Уменьшилось количество предприятий оптовой торговли, разорвались экономические отношения между производителями, оптовыми базами и потребителями, ушли из опта квалифицированные кадры менеджеров, товароведов, экономистов, нарушились или ликвидировались технологические процессы на оптовых базах. Следовательно, им необходимы идеи, технологии и способы, которые могут оптимизировать продажу товаров и услуг, расчеты с поставщиками и производителями, кредитными учреждениями, анализ финансовой и хозяйственной деятельности, планирование и организацию коммерческой работы. Поэтому растет интерес к передовым системам, которые в состоянии гарантировать эффективность коммерческой деятельности, организовывать процессы сбыта товаров и услуг, обеспечивать технологию закупок, по-новому подойти к вопросам рационального использования имеющихся ресурсов, повысить экономию затрат.

Одно из основных условий успешного выполнения плана и высо­ких темпов роста оптового товарооборота - правильная организация оперативного анализа его развития. На оптовых предприятиях ведет­ся оперативный контроль как за отгрузкой, так и за реализацией това­ров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки то­варов отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и по отдельным дням. На основании данных товарно-транспортных на­кладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объемы отгрузки товаров за день (пятиднев­ку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке то­варов за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца отдельным Полу­чателям (в ассортиментном разрезе и по общему объему поставки) и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. Кро­ме того, на каждом складе осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развернутом ас­сортименте, данные которого используются в повседневной торгово-коммерческой работе с покупателями.

На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним документов оптовое предприятие должно оперативно контро­лировать ход поступления денежных средств за реализованные това­ры, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финан­совых результатов, платежеспособности, финансовой устойчивости оп­тового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйствен­ной и другой деятельности.

Применение ЭВМ и современных информационных технологий позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения, систему расчетов с субъек­тами предпринимательской деятельности. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчетных документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары, а главное, принять меры по оптимизации поставки товаров и развития оптового товарооборота.

Основной проблемой Луговского райпотребсоюза является значительное превышения запасов по сравнению с нормированными. Поэтому предприятию необходимо применить стратегию, изложенную ниже по реализации сверхнормативных запасов.

Основные направления совершенствования работы оптовой базы предусматривают:

1. Совершенствование системы снабжения. Закупочная деятельность торговой организации должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы торговая организация вела систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров. Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров. Главный механизм системы управления запасами, который необходимо внедрить в работу всех ее элементов, состоит в реализации принципа обратной связи. Для планирования запасов оптовая база должна исследовать динамику продаж в разрезе отдельных товаров. Для решения задачи управления необходимо знать прогнозы продаж отдельных товаров, их цены (закупочные и продажные), возможные сроки поставок. И конечно, учесть сумму вложений в резервы.

2. Совершенствование системы безналичных расчетов. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

3. Использование средств стимулирования сбыта. Выбор методов стимулирования зависит от того, кто является инициатором проведения мероприятий, каковы цели проведения подобных мероприятий, к каким свойствам товара следует привлечь внимание покупателей.

По­мимо рекламы, через средства массовой информации и це­левой тактики в него входят такие методы воздействия на покупателей, как:

- личные контакты персонала предприятия с по­купателями;

- создание благоприятной общественной репута­ции предприятия;

- разнообразие вида премий и подарков, лотереи и конкурсы, выставки и т.п.

Для товаров с высокой ценой важным средством привлечения покупателей является пре­доставление рассрочки платежа, для изделий длительного пользования - организация их послепродажного обслужи­вания.

На предприятии должна быть разработана сбытовая политика. Сбытовая политика - это организация процесса постадийного движения товара. Она предполагает точный анализ воздействия принимаемых реше­ний каждой последующей стадии движения товарной массы от производства до потребления. При этом под сбытом понимают всю систему связей производства и торговли, включая оптовую и розничную продажу, транспортировку, хранение.

В этой связи для предприятия особое значе­ние имеет прогнозирование емкости рынка и объема сбыта. Окончательная оценка общего плана производственной де­ятельности предприятия зависит от прогноза вероятных объемов продаж продукции или прогнозируемой величины выручки от сбыта. Отсюда прогнозирование емкости рынка и объемов сбыта не только играет центральную роль в мар­кетинге и сбытовой деятельности, но и является решаю­щим фактором для определения других направлений дея­тельности. Центральным пунктом прогнозирования в области сбыта является определение следующих показателей:

- краткосрочные: сбыт каждого вида продукции (объем и стоимость); сбыт по географическим направлениям (объем и стоимость); сбыт по видам покупателей (объем и стоимость); цены конкурентов; целевые установки торговому персоналу; уровень запросов;

- среднесрочные: общий сбыт по категориям продукции; цены; общеэкономические условия; особенности продвиже­ния товаров на рынке; внедрение новой продукции;

- долгосрочные: общий объем сбыта по категориям про­дукции; точки насыщения рынка; внедрение новой продук­ции; уход существующей продукции с рынка; важнейшие особенности исследований маркетинга и т.д.

Прогнозирование основывается на способности опреде­лять и понимать действующие на рынке силы, а также пред­сказывать будущие тенденции развития этих сил.

При прогнозировании необходимо учитывать не только краткосрочные, но также средне- и долгосрочные оценки и прогнозы. Факторы, относящиеся к двум последним времен­ным горизонтам, могут иметь частичное, но заметное влия­ние на краткосрочный прогноз (например, изменение в тех­нологии, доступность того или иного сырья и т. д.).

При этом обязательным условием является определение связи между прогнозами емкости рынка и объемов сбыта и бюджетом.

 


Планирование оборота оптовой базы.

 

В общем смысле – планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ – бизнес-план предприятия.

В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности – прибыли, продаж, издержек и т.п.

Оптовые базы самостоятельно составляют планы складского и транзитного товарооборота, определяют структуру товарооборота, размер товарных запасов.

Оптовые предприятия составляют план товарооборота самостоятельно на год с поквартальной разбивкой, а затем уточняют план товарооборота на каждый месяц квартала. В связи с тем, что постоянно происходит изменение цен и некоторые отрасли экономики не отличаются стабильностью, оптовым предприятиям трудно рассчитать прогноз товарооборота на год, поэтому многие из них планируют товарооборот на небольшой промежуток времени. План товарооборота должен быть составлен с таким расчетом, чтобы были условия для получения необходимой прибыли.

Показатель оптового товарооборота - важнейший среди планируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все остальные – доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время прогнозируемый объем продаж является результирующим показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия – стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и так далее. Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.

В проект плана товарооборота оптовой базы включают следующие показатели:

-оптовый товарооборот по реализации;

-межреспубликанский товарооборот;

-внутрисистемный товарооборот в целом по базе и по товарным группам;

 -распределение оптового товарооборота на складской и транзитный;

- товарные запасы по группам товаров в целом по базе на начало и конец планируемого периода,

-товарное обеспечение оптового товарооборот;

-организационно-технические мероприятия по выполнению плана товарооборота [1, с 123].

При разработке проекта плана оптового товарооборота используются следующие материалы:

· данные анализа о выполнении плана товарооборота в текущем году (по материалам анализа определяется исходная база для планирования и разрабатываются мероприятия по улучшению работы);

· информация оптовой базы об основных особенностях планируемого года – объем предполагаемых поставок, уровень инфляции, предполагаемую долю рынка на которую предполагает выйти оптовое предприятие;

· заказы и заявки розничных организаций и постоянных партнеров;

· материалы изучения спроса, данные о конъюнктуре рынка отдельных товаров, наличие товарных запасов и возможности вовлечения в товарооборот товаров из местных источников;

· данные об изменении социально-экономических условий района деятельности базы (численность, состав населения, покупательная способность, количество, состав розничных организаций; возможности получения товаров, помимо базы; объем, ассортимент продукции, выпускаемой производителями и др.);

· передовой опыт лучших баз и складов, предложения и пожелания покупателей товаров, материалы оптовых ярмарок, выставок-продаж.

При планировании продажи товаров базой предприятиям и организациям розничной торговли учитывают:

· план товарооборота розничной сети по номенклатуре товаров базы;

· общую потребность розничной торговли в товарах, которую определяют суммированием плана товарооборота розничной торговой сети и разницы в товарных запасах на конец и на начало планируемого года (Р +З2-З1);

· возможное поступление товаров в розничную сеть, помимо оптовой базы и от конкурентов.

Объем продажи товаров организациям розничной торговли рассчитывают как разницу между потребностью розничной сети в товарах и их поступлением в розничную сеть из других источников.

Обязательно для определения объема товарооборота на планируемый год рассчитывают темп роста товарооборота по сравнению с текущим годом.

Для оценки эффективности работы базы по обслуживанию розничной торговли вычисляют долю базы в обеспечении товарами розничного товарооборота. Она определяется путем деления объема продажи товаров базой розничной сети на розничный товарооборот этой сети и умножением на 100. Чем выше доля оптовой базы в удовлетворении потребностей розничной торговли, тем эффективнее ее деятельность.

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности торгового оптового предприятия. Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; каковы объемы поставок. Анализ оптового оборота включает три раздела: анализ объема и структуры оборота, анализ оптовых закупок (поступления товаров) и анализ товарных запасов. С учетом существования двух форм товародвижения в опте анализируют товарные запасы, которые обслуживают только складской товарооборот. Товарные запасы по местонахождению подразделяют на товары на складах и товары отгруженные. Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изменяться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз оптового товародвижения.

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важные факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозировании применяются различные методы – экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

Как верно отмечается в литературе «спецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли, розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает оптовое предприятие» 5.

Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй - значительными колебаниями спроса и продаж.

В данный момент на рынке оптовой торговли (набирают обороты мелкооптовые предприятия) большая жесткая конкуренция, поэтому при планировании товарооборота надо учесть, чтобы рейтинг предприятия не снижался и его доля увеличивалась. Для планирования товарооборота используются материалы анализа за предшествующие годы, договоры с поставщиками, покупателями. Сведения о работе оптовых баз публикуются в периодической печати, поэтому необходимо изучать и учитывать при планировании положительные результаты конкурентов.

После расчета плана оптового товарооборота на год его распределяют по кварталам. При этом учитывают потребность обслуживаемых организаций, сезонность производства товаров, сложившуюся динамику товарооборота за год. От правильного распределения объема товарооборота по кварталам зависят равномерность его выполнения и качество обслуживания покупателей.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических и экономико-математических методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на плановый период.

Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно использовать коэффициенты эластичности.

После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот). При этом необходимо обеспечить оптимальное соотношение между складским и транзитным товарооборотом, между товарооборотом с участием и без участия базы в расчетах.

Соотношение складского и транзитного оборотов от множества факторов – конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя, уровня цен; тарифов на складские и транзитные услуги; объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем; от сложности ассортимента товаров, необходимости предварительной подсортировки, комплектования, фасовки; ввода в действие новых складских площадей и повышения эффективности их использования; развития прогрессивных форм продажи товаров и методов оптовой торговли; размещения и специализации розничной торговой сети, состояния ее материально-технической базы и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина прибыльности проводимых операций в целом.

На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Как отмечают авторы учебника «Торговое дело: экономика и организация»6, процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.

Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.

Размер товарных запасов и скорость их обращения зависят от объема складского товарооборота, сложности ассортимента товаров, минимальных норм отгрузок, частоты отгрузки товаров, времени, необходимого для проверки качества и подготовки товаров к отгрузке, а также состояния материально-технической базы оптового предприятия.

Планирование товарных запасов на оптовой базе включает разработку нормы товарных запасов в днях по группам товаров, нормирования товарных запасов в целом по базе и распределение норматива товарных запасов по кварталам.

Норму товарных запасов в днях по группам товаров на оптовой базе рассчитывают так же, как и на предприятиях розничной торговли. Особенность состоит в том, что отдельные нормы – приемка и размещение на складах, проверка качества, комплектование торгового ассортимента, подготовка к отгрузке, гарантийный (страховой) запас – имеют значительно больший удельный вес, чем в розничной торговле, и в норму включают отдельным элементом время нахождения товаров в пути.

Гарантийный запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения спроса в отдельные периоды возможного нарушения сроков и объемов поставки товаров и других непредвиденных обстоятельств. Его величина устанавливается на основе анализа торгового процесса в определенном проценте от торгового запаса. В соответствии с этими элементами может быть использован следующая формула расчета необходимого уровня запаса в днях (Уз):

П

Уз = Р + 2 + Г /1.1/

Где Р – рабочий запас; П – запас пополнения; Г – гарантийный запас.

повседневный контроль за выполнением плана товарооборота и качеством обслуживания покупателей. Основной целью контроля за выполнением плана товарооборота является выявление резервов для выполнения и перевыполнения плана и наиболее полного удовлетворения спроса. Проверяется выполнение плана по всем элементам товарооборота: продаже товаров, соблюдению нормативов товарных запасов, выполнению плана поступления товаров.

Контроль за выполнением плана продажи проводится по каждой группе товаров, по покупателям и формам продажи.

 


Заключение

 

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Оптовая торговля играет важную роль в продвижении товаров от производителей к потребителям. Экономическим содержанием деятельности оптовых предприятий является обращение товаров, посредством которого товары поступают из сферы производства в сферу обращения или обращаются внутри этой сферы.

Основной показатель развития оптовой торговли - оборот по реализации товаров. Он представляет собой перепродажу оптовым предприятием приобретенных им товаров покупателям для последующей реализации или промышленной переработки.

Роль оптовой торговли в экономике страны заключается в пособничестве экономии расходов и повышению эффективности всей сферы товарного обращения.

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем тор­гового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Показатели товарооборота дают возможность выявить фактиче­скую потребность в товарах, уровень покупательной способности на­селения, требования покупателей к товарам, факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также перспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения товарообо­рота, но и характеристикой жизненного цикла товара.

сущность оптового товарооборота заключается продажей товаров оптовыми предприятиями для их дальнейшего использования в коммерческих целях. Основным критерием отнесения товарооборота является коммерческий характер приобретаемых товаров.

В рамках данной работы выполнено на материалах оптовой базы Луговского райпотребсоюза:

- анализ товарооборота;

- расчет влияния факторов на изменение объема оптово-складского товарооборота;

- анализ товарной структуры;

- анализ планирования оборота оптовой базы;

- анализ выполнения плана розничного и оптово-складского товарооборота;

- расчет влияния структуры розничного товарооборота на общую звенность товародвижения;

- анализ товарных запасов;

- анализ выполнения плана поступления товаров на оптовую базу;

- осуществлена балансовая увязка показателей оптово-складского товарооборота оптовой базы.

В результате чего сделаны вывод об успешной коммерческой деятельности оптовой базы, о чем свидетельствует положительная динамика товарооборота.

В качестве негативного фактора признана структура розничного товарооборота, т.к. ее влияние на общую звенность товародвижения отрицательное. Основной проблемой Луговского райпотребсоюза является значительное превышения запасов по сравнению с нормированными. Поэтому предприятию необходимо:

1) Совершенствовать систему снабжения.

2) Совершенствовать систему безналичных расчетов.

3) Использовать средства стимулирования сбыта.

В заключение следует отметить, что главной задачей развития внутреннего рынка является воссоздание основного звена оптовой торговли – крупных оптовых предприятий с новым содержанием их работы в рыночных условиях.

Если раньше опт выполнял функцию посредника в продвижении товаров, то теперь к этой роли добавилась новая, не менее важная функция – именно он стал главным звеном, которое аккумулирует и систематизирует всю информацию о товародвижении. С его помощью накапливается банк данных о всех процессах реализации товаров на рынке.

Для реального управления производством и обращением товаров в стране должна функционировать межрегиональная информационно-аналитическая система о состоянии оптового рынка по основным товарам в разрезе, как всей федерации, так и регионов. Информационный фонд такой системы должен опираться не только на государственную статистику, но и на информацию региональных органов регулирования торговли и главное на оптовые структуры.

Но для этого, необходимо активизировать работу по совершенствованию законодательной базы торговли.




2019-12-29 302 Обсуждений (0)
Основные направления совершенствования работы оптовой базы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления совершенствования работы оптовой базы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)