Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V . Три дня и три ночи Хомы Брута.



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
V . Три дня и три ночи Хомы Брута. 0.00 из 5.00 0 оценок




Месть панночки главному герою повести продолжалась в течении трех дней и трех ночей. Очевидно, что христианское учение имеет самое прямое отношение к сюжету гоголевской повести, поскольку отпевание покойной дочери сотника происходит в церкви по христианскому ритуалу, по крайней мере, по замыслу должно происходить по христианскому ритуалу. Итак, согласно христианским представлениям, в первые сутки после смерти умерший переживает следующее:

- в первые мгновения при наступлении смерти умирающий покидает свое тело и созерцает все события со стороны, находясь вне своего тела. При этом душа (дух) умирающего приобретает сверхъестественные способности – обострение умственных и сенсорных способностей – сверхвидение, духовное видение;

 - первые двое суток после смерти душа (дух) обычного человека чувствует тоскливое одиночество, посещая родные места и воспринимая окружающих людей, которые, наоборот, не видят и не слышат ее призывов. Очень часто умерший чувствует полную разобщенность с окружающим миром и панический страх. Позже душа умершего видит и встречает других умерших людей, обычно родственников, друзей, и беседует с ними. Часто эти люди дают умершему различные наставления. Однако дух человека, наделенного благодатью, не страдает от одиночества и страха, но переживает этот этап легко и умиротворенно;

 - на третьи сутки за душой умершего прилетают два ангела, и душа, сопровождаемая ими, проходит воздушные мытарства. Во время этих мытарств происходит активный диалог между умершим, сопровождающими ангелами и бесами – так называемый частный суд, который определит дальнейшее местопребывание души. Во время частного суда, когда обсуждаются и взвешиваются все прижизненные дела умершего, его душа сильно переживает страх, стыд и раскаяние. Если воздушные мытарства не удалось пройти, душа умершего подвергается бесовским нападкам и в сильных страданиям ввергается бесами в ад. При успешном прохождении мытарств душа (дух) встречается с Богом.

Таким образом, трое суток и сорок суток в христианском учении – основные этапы посмертного переходного процесса, ведущего от этого мира в мир иной.

В повести эти моменты реализованы, как постепенное обезображивание облика панночки-ведьмы, неожиданное проявление и возрастание ее злобы и демонической силы, и как одновременное усиление страданий философа Хомы от страха и ужаса. Рост демонической силы ведьмы и переживаний Хомы Брута на протяжении трех мучительных ночей отпевания в церкви символично соответствуют появлению сверхспособностей умершего, как сопутствующему фактору перехода в иной мир, а также усилению его страданий, как это указано в христианских источниках. Совпадают даже некоторые подробности указанного символизма: в самом начале ведьма открывает мертвые очи и ищет Хому, пытается увидеть его – умерший приобретает духовное видение и видит духовный, тонкий мир; тело ведьмы (вместе с гробом) поднимается в воздух и начинает летать, причем ведьма пытается обнаружить философа – душа (дух) умершего отделяется от тела, поднимается вверх и начинает взирать на свое тело и на окружающих со стороны, пытается вступить с ними в контакт, но окружающие не видят, не воспринимают ее (его). Философ Хома фактически оказывается в одиночестве, в изоляции, никто не может (да и не хочет!) понять его переживаний, «не видит» того ужаса, в который он попал. (Зато Вий его увидит!). Но, подобно провожатым ангелам или, скорее демонам, ведут его козаки в заброшенную церковь к ужасному гробу ведьмы, где он и проходит свои «мытарства», свой «частный суд». Причем, с каждым днем все сильнее становятся его переживания, его ужас. А поделиться своим состоянием, попросить помощи философ не может. Одиночество, замкнутость и отчужденность героя символично изображены в нежелании рассказывать об увиденном возле гроба панночки. Хома Брут сам усугублял свои страдания, пренебрегая возможностями освобождения, пытался слабосильными книжными заклинаниями и магическим кругом – всей этой внешней суетой – прекратить мучения и вырваться из круга. Рассуждая с христианских позиций, мы обнаруживаем противостояние псевдохристианской книжной «мудрости» философа – философа, потерявшего связь с Богом – и натуральной, естественной, демонической силы ведьмы. Вот почему философ не смог выдержать испытаний, и на очередном этапе мытарств был лишен спасения. Это момент соответствует встрече с Вием и смерти Хомы Брута. Не философ прозрел, но Вий, который и увидел его.

Что же помешало герою устоять перед слами зла? Именно эмоциональная ущербность является причиной отчужденности философа от мира. А эта отчужденность символизируется тем, что Хома – сирота, и как сирота, как отчужденный член общества, может быть принесен в жертву Вию. В его душе нет веры не только во что- то светлое и доброе, но и в себя. Его попытки защититься обычными заклинаниями и кругом только показывают его легкомысленное отношение ко всему, в том числе и к религии.

 Но отчужденность не только символизируется в повести, она реально ощущается во всем поведении Хомы, в его легкомысленной безалаберности на фоне тех грозных событий, которые его фатально ведут к ужасной встрече с «прозрением».


Заключение.

В ходе проделанной мной работы были рассмотрена тема своеобразия фантастики в повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». Был проведен анализ фантастического и правдоподобного в произведениях Гоголя. В данной работе полностью раскрыты системы персонажей: философа молодца, сильного, равнодушного, беспечного, любителя плотно поесть и веселого и добродушного - Хомы Брута; поначалу милой, любопытной и несколько угловатой девушки - подростока, завораживающей – Панночки, а в последствии – страшной ведьмы. Атрибуты христианства, содержащиеся в повести Вий, такие как заброшенная церковь, в которой происходит отпевание мертвой, чтение молитв и другие, требуют отдельного обсуждения. Думаю, что противостояние христианской веры и нечистой силы не является основным сюжетом повести и поэтому в настоящей работе не обсуждается. Однако связь, причем глубокая связь между вопросами, нашедшими здесь отражение, и вопросами веры существует.

Произведение такого великого творца как Н.В. Гоголя очень востребованы. Его произведения и в сегодняшнее время актуальны. Фильм снятый по повести «Вий» и вышедший на большой экран пользуется огромным успехом у широкой аудитории.


Список использованной литературы.

1. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки. Рассказы о ведьмах/ А.Н. Афанасьев.- М., 1975.

2. Белый, А. Мастерство Гоголя/ А. Белый.- М.: изд. ГИХЛ,С. 70-73.

3. Большая советская энциклопедия/ под ред. О.Ю. Шмидт.- М.: Советская Энциклопедия,1930. - Т. 17.- С. 350-368.

4. Вересае, В.В. Произведения Гоголя/ В.В. Версаев.- М., 1934. С. 64.

5. Гоголь, Н.В. Избранные произведения/ Н.В.- М.: Госиздат, С. 111.

6. Коробка, Н. И. Гоголь как романтик/ Н.И. Коробка.- М.: Образование, 1942.

7. Краткая энциклопедия славянской мифологии/ Н.С.Шарапова. - М.:изд. Астрель, 2001. - 624 с.

8. Машинский, С.Н. Художественный мир Гоголя/ С.Н. Машинский.- М.: Просвещение, 1971. С. 89.

9. Польско-русский словарь. изд. 7-е. - М.: изд. иностранных и национальных словарей, 1963 - 816 с.

10. Русско-украинский словарь. изд. 2-е. – Киев,1983.- Т. 1.-846 с.

 



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
V . Три дня и три ночи Хомы Брута. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V . Три дня и три ночи Хомы Брута.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)