Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




.Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских лю­дей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учре­ждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содер­жание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.

Многие учреждения культуры стали базой военных госпита­лей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка исполнительской и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для поеды!» коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решение насущных народнохозяйственных задач военного времени.

Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в со ответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «о работе политико-просветительных учреждений в военное время».

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, биб­лиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъясне­ние характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Уч­реждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные утолки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские час­ти, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.

Коренным образом изменились и условия работы с началом воины. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпус­ка. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить пере­движной характер.

Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фрон­те), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Победу над немецко-фашистскими захватчиками наша страна добывала единым напряжением сил фронта и тыла. Успехи на фронте зависели от слаженной работы тыла, бесперебойного снаб­жения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольст­вием. Вот почему состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и боевой дух сражающихся на фронте. Значение культурно-досуговой работы в тылу, на фабриках, заводах, колхозах неизмеримо возросло.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение ши­рокой справочной работы, участие учреждений культуры в подго­товке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в усло­виях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подрост­ки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.

В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которо­го широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте, ибо война пришла в каждый дом, в ка­ждую семью. Культработники организовывали коллективное слу­шание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачитывали и разъясняли их. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи ра­ботников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.

Культурно-досуговые учреждения широко использовали на­глядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали «листовки-молнии», «боевые листки» по опыту армей­ских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые дос­тижения в тылу.

Все эти формы широкой разъяснительной работы в условиях военного времени были доступными и понятными для людей, равно как и справочная работа, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по из­готовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голода­ния, например в условиях блокады Ленинграда.

Женщины и подростки, которые заменили мужчин на произ­водстве, требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, «молодежные субботы» и т.п.

Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предпри­ятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. про­вели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Бесценным делом было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников русского, украинского, белорусского и других народов нашей страны. Спасе­ние и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг. Работники библиотек, картинных га­лерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуа­цию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью.

В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, ра­ботники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую цен­ность. Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. еди­ниц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла ог­ромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севастополя и др. городов. Все это осуще­ствлялось при участии рядовых работников учреждений культуры, имена которых навсегда останутся в памяти народа.

Следует особо сказать о работе клубов и библиотек в госпита­лях, куда работники культуры шли не только с концертной программой, но и читали раненым вслух книги и газеты, проводили бе­седы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта. Деревенские вдовы и солдатки совер­шили во время войны беспримерный подвиг, в горе не опускали руки и самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морально­го духа, уверенности в победе было также делом работников сельских культурно-досуговых учреждений.

В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность.

Военные условия требовали создания мобильных групп, 'фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта  и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая на­правленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.

В концертах и тематических программах фронтовых бригад разоблачалась сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, но в условиях удлиненно­го рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.

Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров I профессиональных руководителей. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности – музы­кальный, театральный, хореографический и др. В военное время все; жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных арти­стов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л. А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отра­жалось героическое прошлое русского народа.

В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество кон­цертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодея­тельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов и обслужено около 500 тыс. человек, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей и обслужено 12.487.968 человек .

 Художественная самодеятельность сыграла не последнюю роль в укреплении морального духа воинов и работников тыла. Ра­дость и наслаждение доставляли людям выступления артистов-профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

Фронтовые концертные бригады были сформированы арти­стами театров - Малого, Художественного и им. Е. Вахтангова; В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, Л. Рус­ланова, К. Шульженко провели тысячи выступлений, в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах также была своя художественная са­модеятельность; так, в соединениях белорусских партизан большой популярностью пользовались ансамбль песни и пляски партизан­ской бригады «Неуловимые» Витебской области, лидский агиттеатр Барановической области, агитбригада при штабе минского парти­занского соединения, агитотряд им. Горького Вилейской области.

Агитотряд им. Горького состоял из группы пропагандистов, ансамбля песни и пляски, боевого и хозяйственного взвода, имел свой штаб. Численный состав отряда насчитывал 70 чел. Он был са­мым крупным коллективом партизанской художественной самодея­тельности, провел 150 концертов, на которых побывало 80 тыс. че­ловек.

Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа, учило стойко преодолевать трудно­сти.

В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были любимые народ­ные песни, частушки, песни «Катюша», «Вечер на рейде» В. Захаро­ва, «В лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Листова.

 В 1945 г. был второй Всероссийский смотр сельской художе­ственной самодеятельности. Он закончился в начале мая 1945 г.; в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошел смотр в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков:  Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др.

Нет сомнения, что художественная самодеятельность в годы войны сыграла весьма важную роль в организации досуга населения тыла и воинов фронта.

Значимость культурно-досуговой работы в годы Великой Оте­чественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятель­ность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.

Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, Красноармейский ансамбль песни и пляски им. Александрова; в среднем звене – окружные, флотские, армейские дома Краской Армии; в низшем звене - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов во­енно-морских баз.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделов армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры час­тей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели ву­зов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте служили пол­ковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат, исторических наук, поэт Всеволод Рождествен­ский и др.

При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организова­ны и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских ДКА, во главе каждой агитмашины нахо­дился лектор. Машина была специально оборудована: имелась ки­ноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, воен­ной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов.

В перерывах между боями, на привалах, в госпиталях прово­дились мероприятия культурно-досугового характера. Так, напри­мер, после освобождения от фашистов г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3, которую возглавлял Г. Баделин. На ули­цах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с ба­тальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километ­рах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно вы­ступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерий­ской дивизии.

 Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с кон­цертными выступлениями оказывали методическую помощь армей­ской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художест­венной самодеятельности.

В задачи культурно-дрсуговых учреждений фронта входила пропаганда задач Советских Вооруженных Сил в войне, популяри­зация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых тради­ций армии, авиации и флота; пропаганда русской культуры и рус­ского военного искусства; организация досуга личного состава.

Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок, а также радио и громкоговорящих установок. По радио передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи.

В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях книго­ноши или библиотекари проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и сами читали статьи И. Эренбурга. Б. Гроссмана, К. Симонова.

Огромным средством эмоционального воздействия было ки­но; за время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы, ставшие уже классикой: «Они защищали Родину», «Зоя», «Радуга», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Народные мстители», «Валерий Чкалов». Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.

На оккупированной территории гитлеровцы варварски унич­тожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Огромный ущерб нанесла война библиотекам и их книжным фондам. Только в массовых биб­лиотеках СССР было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.

Как известно, сеть учреждений культуры пострадала в годы войны очень сильно: клубы, библиотеки, музеи, особенно на окку­пированных территориях, были разграблены, использовались в вар­варских целях.

После войны следовало не только восстановить существую­щие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, особенно в районах, которые наиболее пострадали.

 

 

Таб. 1 Сеть учреждений культуры в 1941 и 1946 гг.

Учреждения культуры   1 941 г. / кол-во   1946 г. /кс  
Дома, дворцы культуры, клубы   1.18.032   9.437  
Массовые библиотеки   95.401   47.440  
Фонды книг   185 млн. экз.   100 млн. экз  
Музеи   991   787  
Киноустановки   28.000   14.479  

 

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры». Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете сельский клуб, в каждом районном центре - дом культуры.

Постановлением СНК СССР в феврале 1945 г. был создан Ко­митет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах – отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Эти меро­приятия улучшали государственное руководство системой клуьтур-но-досуговых учреждений.

Предстояла большая работа по подготовке кадров клубов, библиотек, музеев и других культурно-досуговых учреждений. Сле­довало восстановить сеть средних и высших учебных заведений, го­товящих эти кадры, совершенствовать содержание учебного про­цесса, отвечающего потребностям подготовки высококвалифициро­ванных специалистов.

Таким образом, суровые годы Великой Отечественной войны доказали жиз­ненную силу культурно-досуговых учреждений: они были востребованы миллионами людей. Учреждения культуры выдержали испы­тания войной, они внесли свой вклад в победу над врагом.

Война потребовала от культпросветработников большой опе­ративности, гибкости в работе, использования новых форм и мето­дов воздействия на людей. Простота, доходчивость, эмоциональ­ность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работ­ники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войн, имеет непреходящее значение.

 

Заключение

Второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произве­дений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие бы­ли переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том числе Российское Благородное собрание, Московское купеческое собрание, а также дво­рянские, купеческие и другие сословные клубы. С конца 1918 г. нача­лась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников ис­кусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.

Новые государственные органы придавали важное значение про­свещению и образованию людей. Внешкольный отдел, созданный в 1918 г. при Наркомпросе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью мас­совых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга, оказывали со­действие в налаживании культурной работы. Государство контролиро­вало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необ­ходимые ассигнования. Государственными органами были сформули­рованы основные принципы деятельности культурно-досуговых учреж­дений, намечены главные направления их работы. Большая роль отво­дилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропа­ганде новой идеологии, антирелигиозной и производственной пропаган­де, борьбе за здоровый образ жизни, созданию новой обрядности, раз­витию народного художественного творчества. В ряде государственных и партийных документов подчеркивалась необходимость планомерно­сти и согласованности в их работе, приветствовалась инициатива и самодеятельность трудящихся, объявлялась свобода от религиозного влияния; культурные мероприятия рекомендовалось проводить на род­ном для каждой этнической общности языке.

Произошли изменения в системе управления культурно- просвети­тельной работой. В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы, кото­рые ведали политико-просветительными учреждениями государствен­ной сети.

Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени.

Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культур­ным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повыше­ние их образованности, чему способствовало введение в стране все общего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специ­ального и высшего образования. Значительно возросло число читате­лей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг. Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательско­го дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.

Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского насе­ления в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

 Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оператив­ности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, нако­пленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отече­ственной войны, имеет непреходящее значение.

 

 



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)