Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы создания единого государственного статистического ресурса



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Проблемы создания единого государственного статистического ресурса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Кроме приведенных уже проблем анализа доходов населения, т.е. их дифференциация является проблема сбора достоверной статистической информации, проблемы создания интегрированного государственного статистического ресурса

В этой главе рассмотрены подходы создания интегрированного государственного статистического ресурса Госкомстата России, а также основные проектные решения по этому вопросу Министерства статистики и анализа республики Беларусь. В данном аспекте обозначены проблемы методологического и организационного характера, возникающие в процессе создания единого государственного статистического ресурса.

Проблемы создания интегрированного государственного статистического ресурса:

Необходимость создания единой статистической информационной системы (ЕСИС) стала очевидной еще в середине 80-х годов ХХ века и была предопределена возрастающим спросом на достоверную статистическую информацию. Кроме того, уровень развития средств вычислительной техники уже позволял применять современные методы и технологии в процессах сбора, предоставления и анализа статистических данных. Однако до сих пор проблема единого государственного информационного пространства, ключевым компонентом которого является государственный статистический информационный ресурс, не решена.

Рассмотрение отечественных законодательных актов в области информатизации позволяет сделать следующий вывод. Решение проблемы создания ЕСИС видится в применении широкого круга различных компьютерных и информационных технологий и современных подходов в области проектирования информационных систем. Однако для создания полнофункциональной ЕСИС необходимо прежде всего наличие интегрированного статистического информационного фонда (СИФ), организованного по единым методологическим и информационно -технологическим принципам [С.13-17, 3].

В плане создания интегрированного государственного статистического информационного ресурса наиболее интересным нам кажется опыт других стран, поскольку основные принципы организации государственной статистической деятельности различных государств идентичны. Актуальным является подход, основанный на интеграции сводной статистической информации, ее гармонизации и классификации. Ключевым интегрированным статистическим ресурсом обозначена Центральная статистическая база данных Росстата [С.24-27, 7], содержащая сводные статистические показатели различных отраслей статистики, которые детализируются согласно существующим системам социально-экономических классификаций. Такой подход в организации статистической информации ставит проблему создания единого классификатора статистических показателей, который можно определить как часть нормативно-справочной информации и инструмент для «…формализованного представления и кодирования по определенным правилам статистических показателей».

В 2000 г. НИИ статистики Госкомстата России были разработаны и введены в действие «Методологические положения по формированию и ведению каталога статистических показателей (КСП)». Обозначены задачи, которые могут быть решены на основе совершенствования методологии формирования каталога. Основные из них:

-   построение КСП на межотраслевой основе;

-   обеспечение унификации однотипных по содержанию показателей;

-   определение понятия «основание показателя» и его признаков:

-   устранение дублирования показателей;- разработка методологии группировки показателей в КСП

Подобный подход в значительной мере решает проблему расширения спектра информационных услуг, предоставляемых пользователям. Однако они определены регламентированной по содержанию агрегированной информацией, а для решения информационно - справочных и аналитических задач более широкого круга требуется статистическая информация, сгруппированная альтернативным способом (например, аналитические или многомерные группировки), для чего необходимы первичные, статистические данные. Частично эти вопросы решаются при помощи разработки подсистем OLAP(On Line Analytical Processing) и хранилищ данных, включающих в себя как агрегированные, так детальные данные. Однако не совсем ясно, по какому принципу должны быть организованы детальные данные и что является интегрирующим элементом первичной информации из различных отраслей статистики.

В Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь (далее Минстат) при проектировании информационной модели статистических данных основным информационным компонентом определена база первичных статистических данных, что принципиально отличается от проектных решений Росстата и, бесспорно, повышает информационный и аналитический потенциал статистического информационного ресурса. Такой подход основан на гипотетической возможности интеграции первичной информации, которая в свою очередь базируется на следующих принципах проведения государственных статистических исследований;- централизация и одновременность проведения статистического наблюдения на всей территории государства по единой научно обоснованной методологии; - полнота и достоверность первичного учета; - консолидация первичных статистических данных централизованных статистических наблюдений в единый СИФ.   На сегодняшний день СИФ формируется из разнородных, неподдающихся структуризации и систематизации, информационных компонент, что предопределено исторически сложившейся практикой проведения государственных статистических исследований. Подобный СИФ предназначен для решения статистических задач регламентного типа, но не может обеспечить интегрированную информационную поддержку аналитических задач и задач информационно-справочного обслуживания, не позволяет применить для их решения современные методы и технологии.

При проектировании информационно-логической модели первичных статистических данных проблема создания единого классификатора статистических показателей не снимается, более того, возникает необходимость создания интегрирующего элемента в виде единого перечня единиц наблюдения, поскольку первичная статистическая информация - это не что иное, как признаки единиц наблюдаемой совокупности. Однако нужно учитывать тот факт, что единицами статистического наблюдения могут выступать как единицы статистического учета (например, юридические лица и их обособленные подразделения), так я объекты другой социально-экономической природы. Известно, что государственная статистика использует не только отчетную форму наблюдения, но и специальные обследования (структурные обследования домашних хозяйств, статистика цен), а методика подготовки и проведения таких статистических наблюдений принципиально отличается от типовых регламентных задач (отчетная форма наблюдения). То же можно сказать и о задачах текущего обследования (демографическая статистика) и переписях населения. Безусловно, для разных типов отраслевых регламентных задач гипотетически существует свой, однородный по своей сути, перечень единиц наблюдения. Поскольку большинство регламентных задач составляют типовые задачи, а информацию в виде отчетов представляют субъекты хозяйствования, то проблема создания генеральной совокупности единиц наблюдения обозначена как проблема создания единого перечня отчитывающихся субъектов. Гипотетически этот перечень содержится в Центральном статистическом регистре предприятий и организаций Республики Беларусь, однако для проведения различных статистических наблюдений этот перечень разбивается на совокупность идентичных, пересекающихся по своему содержимому, локальных справочников предприятий. При этом дальнейшее объединение таких справочников с целью интеграции первичных данных не представляется возможным. Поэтому возникает правомерный вопрос: чем определен такой подход в проведении статистических наблюдений? Основную причину мы видим в существующих методиках организации государственных статистических исследований, ориентированных на несовременные подходы организации баз данных и применение устаревших компьютерных и информационных технологий. Специфика этих методик заключена прежде всего в разработке под каждое статистическое наблюдение своей формы статотчетности, что является первопричиной локализации информационных фондов различных задач и их несогласованности. Более того, явно присутствует дублирование статистических показателей из различных форм. Попытка унифицировать эти формы приводит к созданию новых форм, а согласно существующей методике решения типовых задач под каждую из них разрабатывается локальный КЭОИ (Комплекс электронной обработки информации), что в свою очередь требует дополнительных затрат.

В данном аспекте возникает проблема организации интегрированного сбора информации, предполагающая разработку такого инструментария статистического наблюдения, благодаря которому отчитывающийся субъект в определенные сроки предоставлял бы информацию по перечню статистических показателей. Этот перечень должен определяться характеристиками субъекта, и значение конкретного показателя будет обозначено единожды. Реализация такого подхода, безусловно, потребует пересмотра всей системы организации государственных статистических исследований и выдвинет на передний план как проблемы методологического характера, возникающие на всех этапах проектирования ЕСИС, так и проблемы организационного свойства. Перечислить их все в рамках данной главы не представляется возможным, поэтому обозначим некоторые из них.

Методологический аспект.

1. Определение единицы статистической отчетности и разработка структуры генеральной совокупности этих единиц.

2. Определение и формализация критериев выборки субъектов из генеральной совокупности единиц статистической отчетности для проведения конкретных статистических наблюдений; каждый критерий - совокупность значений критериальных признаков, однозначно определяющих ценз, с одной стороны, и перечень статистических показателей - с другой.

3. Определение единицы статистического наблюдения, типизация этих единиц, а также формализация их отношений с единицами статистической отчетности.

4. Определение максимально возможной степени детализации предоставляемой информации по каждому показателю, поскольку «...для получения полезных статистических данных необходимо, чтобы единицы, к которым относятся собираемые или рассчитываемые данные, были возможно более однородными с точки зрения процессов, описываемых соответствующими статистическими данными. У этой однородности есть два аспекта, а именно, в плане вида экономической деятельности и в плане месторасположения».

Однако, на наш взгляд, наиболее трудноразрешимыми могут оказаться организационные вопросы, поскольку их разрешение потребует пересмотра существующей системы первичного статистического учета. Более того, подобный подход может вызвать необходимость в реорганизации ведения первичного бухгалтерскою учета с точки зрения разработки соответствующих проектных решений по его автоматизации и унификации с первичным статистическим учетом. В организационном плане также обозначим проблему обеспечения непосредственного электронного доступа отчитывающегося субъекта (или третьих лиц) к статистическим базам (или их фрагментам). Но поскольку одним из направлений оптимизации процесса сбора статистической информации обозначен сбор данных в электронной форме непосредственно с предприятий, то с этой точки зрения предлагаемый подход не противоречит основным концепциям информатизации и компьютеризации процессов сбора первичной статистической информации. Посредством однозначной идентификации субъекта будет определена совокупность единиц наблюдения и перечень показателей по каждой из них, информацию по которым субъект обязан предоставить.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Внедрение системы интегрированного сбора первичной статистической информации позволит:

1. Отказаться на этапе статистического наблюдения от формы статистической отчетности в существующем ее виде, что исключит несогласованность первичных статистических данных:

2. Автоматизировать и унифицировать процесс сбора первичных данных;

3. Интегрировать оперативную первичную информацию в единую базу первичных статистических данных.

В свою очередь интеграция первичных статистических данных предоставит возможность:

1. Отказаться от «оперативной части статистики», представленной локальными КЭОИ, и изначально устранить раздробленность информационных компонент государственного СИФ:

2. Значительно упростить и автоматизировать регламентную функцию государственной статистики;

3. Максимально расширить спектр информационных услуг;

4. Сделать возможным выполнение аналитических работ наиболее высокого класса с применением современных методов и технологий;

5. Группировать первичные данные различных отраслей статистики через общий атрибут - территорию, что сделает возможным решение аналитических задач особого типа - территориально ориентированных.




2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Проблемы создания единого государственного статистического ресурса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы создания единого государственного статистического ресурса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)