Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая характеристика подростка



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика подростка 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

       В работе обозначена проблема проведения мониторинга в образовательном процессе. Предложены основные тенденции и критерии мониторинга учащихся в школе. Рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются специалисты по организации и проведения мониторинга в образовательных учреждениях. Акцентируется внимание на положительные результаты мониторинга, позволяющие своевременно совершенствовать образовательный процесс, обеспечивая актуальность всех представленных ресурсов, выбирать оптимальные формы и методы обучения, строить учебный процесс, в центре которого находился учащийся.

Страниц – 69.

    Ключевые слова: мониторинг, образовательный процесс, диагностика, психологические исследования.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

    Реферат………………………………………………………..     1. Введение………………..…………………………………..     2. Психологическая характеристика подростка…………….     3. Мониторинг интеллектуального развития……………….  4. Мониторинг школьных конфликтов……………………..       5. Мониторинг воспитанности школьников………………         6. Мониторинг и анализ развития школьников…………….       7.Анализ личностного и профессионального самопределе- ния школьников……………………………...................................     8. Влияние программы профориентации на особенности мотивации…………………………………………………………...     9. Системы мониторинга в образовании …………………..    Литература.……………………………………………………   1 2 4 6 12 21 28   37   39     51   55 69  

 Введение

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года по вопросам образования предусматривает ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования. Последние правительственные документы создают системы отслеживания, в том числе - определяют комплексы критериев, процедур и технологий оценки, организацию мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования. Современная педагогика вынуждена перейти от традиционных способов сбора сведений о школьниках - к мониторингу, под которым подразумевают целенаправленное, специально организованное, непрерывное наблюдение за функционированием и развитием образовательного процесса и его отдельных элементов

Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: совершенствуются государственные образовательные стандарты, разрабатываются критерии и показатели разного уровня образования, накапливается  опыт организации мониторинга в образовательных учреждениях.

Глубокие исследования проблемы мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала ХХ столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах.

В условиях модернизации системы образования очевидна необходимость информационно-аналитического обеспечения учебного процесса и управления качеством обучения. Наличие информационного обеспечения позволяет задолго до начала учебного года правильно оценить готовность детей к обучению в школе. Ввести известную предварительную дифференциацию в обучении, позаботиться о тех детях, которые нуждаются в повышенном внимании и щадящем режиме обучения. Обеспечить необходимый программный уровень для детей с высоким психическим развитием и, таким образом, не погасить блеск любопытных глаз неправильным выбором маршрутов обучения. Все это позволяет детям достаточно благополучно преодолеть очень сложный для них период жизни, связанный с несогласованными программами обучения и воспитания в общеобразовательной школе.

Очень важное направление информационно-аналитической деятельности связано с отслеживанием динамики дальнейшего развития детей и внедрением в практику управления качеством образования аналитических методик исследования учебного процесса с использованием методов статистической математики. Переход в исследовании учебного процесса позволяет в полную силу использовать аппарат статистической математики уже давно и плодотворно применяемый в психологии, и перейти к таким методам, которые позволяет по-новому анализировать внутренние, скрытые закономерности учебного процесса. Могут меняться содержание образования, подходы к изучению отдельных предметов, требование же научить ребенка хорошо остается неизменным. Выявить изменения, происходящие в любой среде, в любом процессе независимо от его природы, можно только сопоставляя, сравнивая их состояние через определенный, достаточно большой промежуток времени. Последнее необходимо, чтобы исключить в оценке характера изменений элемент случайности и тем самым, обеспечить возможность использования статистических методов обработки информации. Преимущества же машинного анализа результатов учебного процесса очевидны. Данный анализ позволяет своевременно, объективно, беспристрастно оценить результаты учебного процесса школы в целом.  Помогает  увидеть такие глубины “ образовательного процесса”, которые ранее были просто недоступны для анализа из-за трудности его осуществления, и  в полной мере реализовать управленческую цепочку: анализ – оценка состояния – прогноз – принятие управленческих решений и вывести школу на новый, более совершенный уровень управления качеством образования.

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

 

Психологическая характеристика подростка

Мониторинг – это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества ее результатов. Ключевыми задачами при организации мониторинга реализации принятой образовательной программы являются:

-определение критериев качества ее реализации;

-отбор средств диагностики достижения ожидаемых результатов;

-установление уровня соответствия реальной подготовки школьников принятой «модели выпускника».

Система показателей мониторинга может включать следующие их группы:
- обученность учащихся по отдельным предметам;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- воспитанность учащихся;

- интерес и увлеченность учащегося;

- состояние здоровья учеников и здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения;

- технологичность образовательной программы;

- актуальность содержания образования для современного человека, обеспечиваемого образовательной программой;

- полнота реализации образовательной программы;

- профессиональная ориентация школьника на средней ступени образования;

- определение интеллектуальных, мотивационных и личностных особенностей учащегося;

 -наличие подготовленных и мотивированных педагогических кадров.

Формируемая система показателей полноты и качества реализации образовательной программы для использования в рамках мониторинга должна отвечать требованиям полноты, всесторонности, системности, взаимной дополняемости, объективности оценки. Мониторинг должен быть ориентирован на определенную ступень школьного обучения, предусматривать различные источники и способы получения информации (аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса,  внутришкольная отчетность).

Школьник в возрасте 10-ти - 16-ти лет проходит сложный путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой, внешние - с друзьями,   обретая чувство личности. Однако окружающее общество серьезно влияет на формирование его сознания. В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, воспринимая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает по-своему оценивать этот мир. Школьник входит в подростковые сообщества, которые окружены определенными вещами. Подросток постепенно превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности. При этом потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают, так как общество потребления предлагает вниманию подростка регулярное обновление массы вещей, которые не принимают участия в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия. В современном мире вещи превращаются для подростков в основную ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Первичная форма отчуждения является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я". Подросток еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться к себе подобным порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей у подростка. Именно через дружбу школьник усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
Школьники стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми. Глаза его исторгают страсть, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели - весь мир ничто. Но уходит порыв, подросток уже вял и бездействен. Подросток уходит в состояние психологического кризиса.

Одна из главных целей образовательного учреждения – организация учебно-воспитательного процесса для успешной самореализации каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Необходимо охватить весь контингент учащихся школы для определения их интеллектуальных, мотивационных и личностных особенностей. Производится подбор необходимой методики в соответствии со следующими критериями:

· надежность метода;

· время, необходимое на обработку индивидуальных результатов и проведение сравнительного анализа по классам, параллелям;

· получение максимального объема информации об учащемся после проведения диагностики;

· возможность прослеживания динамики развития учащихся;

· возможность сделать прогноз о перспективах развития ребенка и подбора, при необходимости, соответствующей образовательной программы.

Работа с ребенком начинается с момента записи его в школу. Ребенок проходит собеседование не только с педагогом, но и с психологом. Собеседование строится в форме индивидуальной беседы, базирующейся на «Методике определения готовности детей в школу», разработанной коллективом авторов (Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер, К.Н.Поливанова, Е.Ю.Сушкова), под научным руководством доктора психологических наук В.И.Слободчикова.

Данные, полученные при собеседовании, позволяют сделать достаточно точный прогноз об успешности обучения ребенка в начальной школе и проблемах, которые могут при этом возникнуть.

Полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей в начальной школе. Также методика помогает выявить одаренных детей, которые способны обучаться по углубленным программам или же требуют более сложных по уровню заданий как во время уроков, так и в домашней работе, чтобы у них не пропал интерес к учебе из-за слишком легких для них заданий.

Кроме уровня развития интеллекта в учебной деятельности огромное значение для успешности обучения имеет наличие или отсутствие учебной мотивации. «Анкета для определения школьной мотивации», разработанная Н.Г. Лускановой, была значительно дает возможность сделать достаточно точное заключение об уровне умственного развития каждого ребенка, пришедшего обучаться в школу, о его готовности к обучению, наличии или отсутствии у него учебной мотивации и при необходимости подобрать психологические методы коррекции имеющихся недостатков.

В VII классах для определения уровня умственного развития применяется другая методика – ГИТ. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) был разработан словацким психологом Дж. Ваной и адаптирован в Лаборатории психологической диагностики и коррекции Психологического института РАО. Тест ГИТ выявляет, насколько учащийся овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и терминами, а также умениями выполнять некоторые логические действия. Все это характеризует уровень умственного развития учащегося, достаточного для успешного освоения им школьного курса.

Анализируя результаты диагностики, можно:

 · увидеть эффективность школьного обучения;

· выявить неблагополучных в плане умственного (причем преимущественно вербального) развития учащихся;

· определить направления индивидуальной и групповой работы;

· определить причины школьной неуспеваемости;

· выявить учащихся с высоким и очень высоким уровнем умственного развития, способных обучаться по специализированным углубленным индивидуальным программам;

· сравнить эффективность разных систем, новых программ и методов преподавания;

· максимально близкий подход к индивидуализации образования;

· выявить наклонности учащихся для отбора в профильные классы.

С VIII до XI класса общеобразовательных школ и до X класса лицеев для диагностики индивидуальной структуры интеллекта применяется один из известнейших групповых тестов данной категории – тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

Строится профиль выполнения заданий (индивидуальная структура умственного развития), анализируется операциональная сторона мышления, затем сравниваются и определяются склонности школьника: преобладание гуманитарных, математических или пространственных показателей либо склонностей при работе с материалом одного из предметных школьных циклов.

Сознание -  проблема психологии поведения. Л. С. Выготский писал о том, что "из всей массы раздражителей для меня ясно выделяется одна группа раздражителей социальных, исходящих от людей. Выделяется потому, что я сам могу воссоздать эти же раздражители; тем, что очень рано они делаются для меня обратимыми и, следовательно, иным образом определяют мое поведение, чем все прочие. Они употребляют меня другим, делают мои акты тождественными с собой. В широком смысле слова, в речи и лежит источник социального поведения и сознания".

Речь отражает индивидуальную сущность человека.

На умственное развитие школьника оказывает усвоение и развитие речи в системе обучения. Однако большое число детей уже находятся в зависимости от просторечия, диалектов, жаргонов и др. Малый запас слов, примитивная лексика уже сформировали определенные стереотипы ребенка. Такие дети "не слышат" культурной речи. Здесь дело в том, что ребенок уже говорит и его понимают, так что коммуникативная функция речи уже исполняет свое назначение. Кроме того, уже сформировались речевые стереотипы, которые действуют автоматически. Речевые стереотипы столь сильны, что даже в речи человека, выбравшего во взрослом возрасте своей профессией языки, освоившего не один иностранный и родной язык, нет-нет да и проскакивают просторечия, усвоенные в детстве. Овладение культурной речью - норма умственного развития современного человека.

 

 



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика подростка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая характеристика подростка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)