Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние программы профориентации на особенности мотивации



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Влияние программы профориентации на особенности мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок




Подростки по своим психологическим особенностям ещё не готовы к адекватному осознанному выбору не только будущей профессии, но и образовательного профиля. К данным особенностям можно отнести:

- недостаточно развитую способность совмещать ближнюю и дальнюю перспективу.

- незавершённость развития функции планирования.

- противоречивость и неупорядоченность разных аспектов «Я», что нарушает цельность и последовательность выбора.

- неумение разграничивать возможное и желаемое.

Условия развития общества и психологические особенности современных подростков способствуют появлению факторов, ещё более препятствующих формированию готовности к осознанному профессиональному выбору. Эти факторы следующие:

1) Изменение ценностные ориентаций в обществе.

Важным моментом, мешающим сформировать готовность к осознанному выбору профессии, является процесс дискредитации общечеловеческих гуманистических ценностей, происходящий в современном обществе. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их определёнными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменён на «идеальный образ жизни» («американский», «европейский», «новых русских» и др.). Неопределённость ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не  существенной частью.

2) Появление большого количества «новых» профессий.

Следующим фактором, препятствующим формирование готовности к осознанному выбору профессии является то огромное количество новых профессий, которое появилось в последнее время на рынке труда. С одной стороны, чем шире выбор, тем он психологически сложнее, с другой -недостаток знания специфики, требований и путей приобретения новых профессий лишь иллюзорно увеличивает количество альтернатив и ещё больше дезориентирует школьников в мире профессий.

3) Рост высших учебных заведений на коммерческой основе.

Ещё одним немаловажным фактором, блокирующим смысловую готовность к выбору профессии является неконтролируемый рост высших учебных заведений, как правило коммерческих, которые открывают факультеты по подготовке специалистов престижных специальностей.

Необходимо разработать психологическую программу профориентации, которая включает в себя специальные методы и формы работы, учитывающие особенности возрастного развития подростков в современном обществе.

Профильное обучение было организовано в форме многообразных межклассных групп. Модель такой внутришкольной профилизации состоит в следующем: базовые общеобразовательные предметы изучаются в классах, а профильные - в профильных группах. Направление групп может меняться из года в год, в зависимости от того, какие профили выберут учащиеся в конце 9-го класса.

Выбор образовательного профиля фактически совмещён с первичным выбором профессии. В соответствии с профориентационной программой велась следующая работа:

· В 8 классе - создание условий для развития мотивации к профессиональному выбору.

· В 9 классе - создание условий для осознанного профессионального выбора учащихся будущего образовательного профиля.

· В 10 классе - психологическая поддержка профессионального выбора учащихся.

 

Основными положениями программы являются:

- работа с ценностными установками молодёжи с учётом новой системы ценностей и требованиями современного рынка труда;

- формирование потребности во взрослении подростков и предоставление им специально организованных пространств, моделирующих идеальное «взрослое» общество;

- формирование и развитие понятийного мышления и др.

 

Инновационность программы, по-нашему мнению, заключается в её ориентации на мотивационную составляющую готовности к осознанному выбору профессии. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Экспериментальное исследование эффективности программы показало:

· осознанность выбора будущего образовательного профиля и будущей профессии у подростков начинает появляться лишь к девятому классу, даже при условии обучения по профориентационной программе с восьмого класса;

· у подростков 9-х и 10-х классов обучавшихся по разработанной профориентацинной программе, произошло более значимое повышение уровня готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии, чем у учащихся других школ, не прошедших такого обучения. Это проявилось в более высоком уровне общей готовности, автономности, информированности способности принимать решения, планировать свою профессиональную карьеру и в более позитивном отношении к выбору, а также в более осознанной мотивации, определенности и устойчивости выбора;

· результаты исследования динамики развития отдельных компонентов готовности выявили наибольшие позитивные изменения в формировании мотивационного компонента профессиональной готовности;

· значимая разница уровня профессиональной готовности обнаружена также между отдельными показателями готовности к осознанному выбору у девятиклассников, прошедших обучение по разработанной программе и у девятиклассников других школ, обучавшихся по стандартным профориентационным программам. Эта разница проявилась в более высоком уровне информированности и умения планировать профессиональную карьеру;

· чтобы сформировать готовность к осознанному выбору образовательного профиля необходимо начинать профориентационную работу как минимум с восьмого класса, причем важнейшим психологическим условием, формирования профессиональной готовности в подростковом возрасте является сформированность мотивационного компонента.

Старшеклассники, проанализировав совместно со взрослыми свои сильные и слабые стороны, свои склонности, способности, выявленные в результате диагностики, и достижения в реальной деятельности, а также свои намерения, должны публично защитить свой выбор. Такая диагностическая работа даёт возможность ребятам не только узнать о себе, но и получить информацию о профессиях, причём не абстрактную и общую, а конкретную, близкую именно ему и его предполагаемому выбору.



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Влияние программы профориентации на особенности мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние программы профориентации на особенности мотивации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)