Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Сюжет поэмы, образы Демона и Тамары.



2020-02-04 944 Обсуждений (0)
История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Сюжет поэмы, образы Демона и Тамары. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

История создания

 

«Демон» - это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет (1829-1839). Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ангелу-хранителю.

1 набросок – 1829 г. - 92 стиха и краткое прозаическое содержание. В 1838 г. – последняя 8 редакция поэмы (окончательная).

При жизни данная поэма не печаталась, но в списке 1839 г. супруга Николая I заинтересовалась произведением. Была опубликована в «Отечественных записках» в 1842 г., полностью в России в 1860 г.

 

Сюжет поэмы: Поэма основана на библейском мифе о падшем ангеле, восставшем против Бога. Прообразами Лермонтовского Демона являются:

Сатана – Мильтон «Потерянный рай»

Люцифер – Байрон «Каин»

Мефистофель – Гёте «Фауст».

 

Однако Лермонтов оригинален в разработке сюжета и Демона – он необычайно возвышен, но внутренне трагичен. Здесь мы наблюдаем стремление духа отрицания и зла к добру, красоте и гармонии.

 

В 1 части поэмы:

 

   Демон – падший ангел, в порыве титанической гордости он восстал против Бога. За это отпадение осуждён на вечное блуждание «в пустыне мира без приюта».

 

Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.

Но память о блаженстве сохранилась, эта память для него – источник вечного страдания. В 1 строфе – демон как печальный дух:

 

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...
И много, много... и всего
Припомнить не имел он силы!

 

Сознание своего могущества не доставляет ему никакой радости. Чуждый любви, он, однако, томится в своём одиночестве, для него навсегда остыли «природы жаркие объятия», в людях встречает только вражду, в разговоре с Тамарой рисует всю беспросветность своей участи.

 

Мучение, одиночество и отвержение усиливается для Демона вечной мыслью о потерянном Рае. Перед ним ему кажутся ничтожными все страдания и беды людей. Единственное утешение – надежда, что когда-нибудь его полюбит смертная девушка и своей любовью возродит его. Но эта девушка не может быть простой, она должна быть наделена чистотой и святостью души – Тамара «творец из лучшего эфира».

 

  Увидев Тамару, Демон проникается к ней любовью. В ней появляется надежна на спасение.

Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

 

Такое внезапное перерождение невозможно, но Лермонтов под маской Демона прячет человеческое лицо, лицо разочарованного романтического героя. Но тем не менее поступок его ужасен – он губит жениха Тамары у часовни и, затем, нашёптывает ей влюблённые страстные слова. Демон посещает её в сновидениях, монастыре, тревожит её сердце любовью.

 

Она уходит в монастырь для обретения спокойствия, но Демон не оставляет её и в этой обители. Он старается добиться её любви. Мысль о Демоне постоянно тревожат Тамару. Она, наконец, начинает поддаваться чувству жалости. Её томит какое-то греховное чувство, какие-то странные чувства. С этих пор она погружена в думу, её одолевают чувственные видения.

 

Слова умолкли в отдаленье,
Вослед за звуком умер звук.
Она, вскочив, глядит вокруг...
Невыразимое смятенье
В ее груди; печаль, испуг,
Восторга пыл — ничто в сравненье.
Все чувства в ней кипели вдруг;
Душа рвала свои оковы,
Огонь по жилам пробегал,
И этот голос чудно-новый,
Ей мнилось, все еще звучал.

 

Во 2 части поэмы:

Демон решается сам проникнуть в монастырь, несмотря на сопротивление ангела, он входит в келью Тамары. Мысль о возрождении посредством любви, волнуют его сладостные надежды. Тамара глубоко растрогана его речью, в ответ на его страстные признания она требует от него клятвы в том, что он уйдёт от зла. Демон старается успокоить её своей клятвой:

 

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
Клянуся сонмищем духов,
Судьбою братии мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных,
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой,
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей,
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей…

 

Чтобы примириться с небом, ему надо переродиться нравственно, проникнуться светлой любовью, преодолеть свою злую природу, но ко всему этому он неспособен. И содержание речей Демона, и горячее чувство, которым они насыщены, привлекают нас к герою поэмы. И всё же Демон в поэме осуждён. В нём осуждён его крайний индивидуализм. Он презирает людей. Мечтая о любви Тамары, которая должна спасти
его от страшной многовековой тоски, дать смысл его существованию, Демон думает только о себе.

 

Любовь его отличается эгоистическим характером, она не просветляет его души. В его словах заметно холодное презрение к миру, сердце его осталось чёрствым и надменным. Следовательно, любовь Тамары не привела его к перерождению + примирение с небом для него невозможно. Тамара заслужила спасение после смерти. Поцелуй Демона оказывается смертельным для Тамары. Демон пытается овладеть её душой, когда светлый ангел уносит её в рай. «Она моя!» – восклицает Демон, но ангел отвергает его.

 

И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной,
Без упованья и любви!..

Для Демона рай остаётся по-прежнему недоступным, душа его не способна к истинной любви.

 

Тамара – земная женщина, которую соблазняет Демон. История этой любви заканчивается смертью героини. Понятно, что Демон – персонаж фантастический, но Тамара, на первый взгляд, кажется вполне реальным лицом. Однако, такое впечатление обманчиво. Ничего индивидуального в портрете героини нет. Описание ее прекрасной внешности состоит из обобщенных понятий женской красоты: влажный (т. е. глубокий) взор, божественная ножка и т. д. В поэме подчеркивается нематериальность, бесплотность всех проявлений ее образа: ножка «плывет» в танце, улыбка «неуловима». Именно мотив детской незащищенности, наивности и ясности очень важен в характеристике Тамары, ведь ей противопоставляется образ сумрачного Демона, с его мучительно-сложной натурой.

 

Билет 16

 

15. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина. Сильвио (повесть «Выстрел») – герой или злой мститель? Бытовой фон и философское содержание повести «Гробовщик», роль фантастики в повести.

Повести Белкина (1830)

С этим повестями Пушкин впервые выступил как прозаик. В 1831 году лицеист П.И. Миллер увидел на столе Пушкина "Повести покойного И.П. Белкина", он спросил: "кто же А.П?". Пушкин ответил: "Кто бы он ни был, но писать повести нужно этак: просто, коротко и ясно".

 

Первая повесть написана 9 сентября - "Гробовщик", 14 сентября - "Станционный смотритель", 20 сентября - "Барышня Крестьянка", далее 14 октября - "Выстрел", 20 октября - "Метель". Однако при публикации Пушкин расположил повести композиционно в разном порядке: после предисловия от издателя шла повесть "Выстрел", на втором месте "Метель", далее следовали "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-Крестьянка". В 7 номере «Современника» после смерти Пушкина в 1837 году была напечатана "История села Горюхино".

 

Некоторые исследователи думали, что Белкин – реальное лицо, а другие – условное. Существовало мнение, что Белкин – тот, кто записывал истории. Но, в итоге, Иван Петрович Белкин — персонаж, вымышленный Пушкиным.

 

Для каждой повести определялся свой автор, который накладывал на повествования свою печать. В самом деле, в рукописи г. Белкина над каждой повестию рукою автора надписано: слышано мною от такой-то особы (чин или звание и заглавные буквы имени и фамилии). Выписываем для любопытных изыскателей: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицею К. И. Т. (Прим. А. С. Пушкина в предисловии «От издателя»). Все сюжеты были достаточно традиционными. Когда "Повести Белкина" стали предметом научного изучения, было найдено много произведений, с которыми сюжетно соприкасаются данные повести. Но "Повести…" имели и неожиданный эффект контраста. Этот контраст возникал между традиционной разработкой знакомых сюжетов, и той, которую предлагал Пушкин. Каждая повесть была "разнородна".

 

«Выстрел»

 

      В романтической литературе существует определенный тип героя. Это человек, благородный, сильный и честный, который противостоит окружающему миру. Часто этот герой действует в экзотической обстановке, совершает героические поступки.

 

Портрет романтического героя создается также в романтических тонах. Часто у него мужественные черты лица, романтическая бледность. Романтического героя всегда окутывает ореол таинственности, за ним тянется какая-то загадка. У него может быть печальная или трагическая тайна в прошлом, которая тяготит его душу и не позволяет быть счастливым. Как правило, жизнь романтического героя заканчивается трагически. Он погибает, потому что у него нет сил жить в мире зла, обмана и пошлости.
Сильвио выписан как романтический герой. Это подтверждает его портрет: «его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы». Сильвио отличается от офицеров, окружающих его, выделяется из общей массы. Ему около тридцати пяти лет, и он, по меркам обычных людей, ведет странный образ жизни. Не являясь военным, общается только с ними, живет расточительно и скудно одновременно.
У Сильвио была одна черта, которую можно назвать талантом и за которую его так уважали молодые офицеры. Этот герой виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.
Была у Сильвио и своя тайна, которая определила всю его жизнь, стала его навязчивой идеей. Эту тайну Сильвио поведал рассказчику, к которому питал искреннюю симпатию. Будучи метким стрелком, герой отказался от дуэли с офицером, оскорбившим его. Все в гарнизоне недоумевали: почему Сильвио так поступил?
В разговоре с рассказчиком он объяснил, что не стал стреляться не из благородных побуждений. Конечно, герой мог легко застрелить своего противника. Но он не стал этого делать, потому что считал, что за ним был долг, обязательства, которые он должен быть выполнить. Поэтому герой не имеет права рисковать своей жизнью.
Как выяснилось, в молодости, когда Сильвио служил в гусарском полку, у него был соперник, который позже стал его врагом. Этот соперник был красив, умен, богат, остроумен, удачлив во всех делах. Сильвио завидовал ему, потому что всегда и во всем он привык быть первым: «Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние». Этот молодой человек занял его место. По крайней мере, так считал Сильвио. Поэтому он не принимал никаких знаков дружбы или примирения от графа. Сильвио нарочно искал с ним ссоры.


Наконец, он добился своего: нагрубил графу на балу. Была назначена дуэль. Право первого выстрела выпало сопернику Сильвио. Он прицелился и попал в фуражку героя. Настала очередь Сильвио стрелять. Но граф вел себя так спокойно и непринужденно, ел черешни в ожидании своей участи. Сильвио же больше всего хотел задеть своего соперника, сделать ему больно, чтобы тот мучился духовно так же, как и сам герой. На дуэли такой возможности ему не представилось.


За Сильвио остался его выстрел. Он ждал случая отомстить. И вот, 6 лет спустя, его ожидание оправдалось. В сцене второй дуэли раскрываются все положительные качества героя. Он не смог просто так выстрелить в безоружного человека. Противники опять бросали жребий, первым опять стрелял граф. Его пуля пробила картину. Выстрелить Сильвио помешала судьба.


Он увидел графа испуганным, смятенным, униженным. Этого герою хватило с лихвой. Он достиг своей цели, поэтому стрелять ему было уже не обязательно. Сильвио говорит графу: «Не буду… я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».


Жизнь Сильвио закончилась трагически. Он погиб, и смерть его тоже окутана романтическим ореолом. Героя убили в Греции, где он возглавлял освободительный отряд.


Сильвио – романтический герой, но основная суть его характера – реалистическая. Что двигало им? Жажда мести и зависти. Он не смог пережить, что кто-то лучше его. Это слабость, а романтический герой всегда силен. Поэтому за маской романтизма в этом образе скрывается реалистический персонаж.

 

«Гробовщик»

Повесть проникнута пародийным началом, о чем говорит нам каламбурная реплика: "Живой без сапог не обойдется, а мертвый без гроба не живет".

Все повествование четко делится на три части: реальность, сон и вновь возвращение в реальный мир. Это так называемая кольцевая композиция. Действие начинается в желтом домике на Никитской, там же оно и заканчивается.

Главный герой – гробовщик Андриян Прохоров, который находится в "честной компании мертвецов" – своих бывших клиентов. Явление мертвецов является словом и повелением самого гробовщика, сказанном на пире у соседа Готлиба Шульца. На праздничном обеде в тесной квартирке сапожника профессия Адриана вызывает всеобщий смех: ремесленники, провозглашавшие тосты за здоровье своих клиентов, предлагают гробовщику выпить за здоровье своих мертвецов. Адриан чувствует себя обиженным: «...чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный?» И обиженный, сердитый, Прохоров решает не приглашать соседей к себе на новоселье, а созвать туда «мертвецов православных». Он видит своих "клиентов", однако потом мы понимаем, что это все происходит во сне. Фантастика разрушает привычный миропорядок. Пушкин показывает зыбкую грань между миром живых и миром мертвых. Всей системой образов Пушкин полемизирует с традиционной романтикой, и с традиционным образом, профессии гробовщиков. Пушкин подчеркивает истинность гробовщика – что они люди мрачные, в отличие от Скотта и Гамлета, рисует обыденный быт и заурядный характер гробовщика. И отсюда, более гротескной становится фантастическая сцена прихода мертвецов.

Далее следует сон гробовщика, условно подразделяющийся на две части. Первая часть сна Адриана включает в себя хлопоты героя на похоронах купчихи Трюхиной. «Целый день разъезжал с Разгулян к Никитским воротам и обратно...» и только «к вечеру все сладил». И уже в этой части есть намек на склонность Адриана к жульничеству: в ответ на доверчивость наследника гробовщик «побожился, что лишнего не возьмет; значительным взглядом обменялся с приказчиком и поехал хлопотать».

Вторая часть сна — посещение Прохорова мертвецами, которые с радостью приходят на его новоселье. Но один из них вдруг намекает на нечестность гробовщика, на его профессиональную недобросовестность: «Ты не узнал меня, Прохоров, — сказал скелет. — Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому ты продал первый свой гроб — и еще сосновый за дубовый?»

Объятия сержанта Курилкина, брань и угрозы мертвецов — кульминация сна гробовщика, которая является одновременно и кульминацией всей повести.

Таким образом, здесь же мы видим объяснение «непонятных» чувств Адриана, связанных с новосельем. А на какие деньги приобретен им тот самый желтый домик? Вероятно, не раз приходилось ему плутовать, «обманывать» мертвых, которые не могут «постоять за себя». Адриана угнетает непонятное ощущение, но это не что иное, как пробуждение его совести. Известно, что сон выражает тайные страхи человека. Пушкинский гробовщик боится не просто «мертвецов» как таковых (эта боязнь нормальна для живого человека), он боится встречи с людьми, которых он обманывал.

Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва, имена поэтому на его новоселье приходят мертвецы.

 

Основной мыслью произведения можно назвать стремление к духовной жизни. Адриян сам отгородил себя от людей, так они хотели жить, а он хотел их смерти и богатства. В связи с этим основной его компанией можно назвать мертвецов, однако гробовщик отвергает этих людей. Проснувшись наутро, он осознает, что перешел границу дозволенного в своем стремлении к богатству.

 



2020-02-04 944 Обсуждений (0)
История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Сюжет поэмы, образы Демона и Тамары. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Сюжет поэмы, образы Демона и Тамары.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)