Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация информационных систем



2020-02-04 353 Обсуждений (0)
Классификация информационных систем 0.00 из 5.00 0 оценок




Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. В современных условиях основным техническим средством обработки информации является персональный компьютер. Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данные. Поэтому часто их называют системами обработки данных.

По степени механизации процедур преобразования информации системы обработки данных делятся на системы ручной обработки, механизированные, автоматизированные и системы автоматической обработки данных.

Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются следующие.

1) Принцип интеграции, заключающийся в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач.

2) Принцип системности, заключающийся в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления.

3) Принцип комплексности, заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы. [3]

Информационные системы также классифицируются:

- по функциональному назначению: производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.;

- по объектам управления: информационные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.;

- по характеру использования результатной информации: информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя; информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений); информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих воздействий.

Структуру информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта, управления.

В состав обеспечивающих подсистем обычно входят:

1) информационное обеспечение — методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных;

2) техническое обеспечение — комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;

3) программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе;

4) математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе;

5) лингвистическое обеспечение — совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.

Организационные подсистемы по существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно. К ним относятся:

1) кадровое обеспечение — состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные .обязанности;

2) эргономическое обеспечение — совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы;

3) правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации;

4) организационное обеспечение — комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала.[4]

Рассмотрим самую распространенную классификацию информационных систем с точки зрения менеджмента. Выглядит она следующим образом. Информационные системы могут быть классифицированы несколькими путями: по организационным уровням, основным функциональным областям и обеспечиваемой поддержке.

1. Классификация по организационной структуре. Организации состоят из таких компонентов, как отделения, департаменты и группы. Одним из путей классификации информационных систем является разделение по организационным структурным линиям иерархии. Таким образом, мы можем найти информационные системы, построенные для высшего звена управления, для отделений, департаментов, оперативных функциональных единиц и даже для отдельных работников. Такие системы могут быть самостоятельными или же они могут быть взаимосвязаны.

- информационные системы для департаментов. Часто организация использует несколько прикладных программ в одной функциональной области или департаменте. Например, в финансовом департаменте некоторые программы могут быть полностью независимы от других, в то время как другие взаимосвязаны. Совокупность прикладных программ в области финансового менеджмента называются информационными системами финансового менеджмента. Таким образом, она упоминается как одна информационная система для департамента, даже если состоит из нескольких прикладных подсистем.

- информационные системы предприятия. Так как информационные системы для департаментов обычно являются родственными функциональным областям, то совокупность всех приложений для департаментов составляет информационная система всего предприятия.

- межорганизационные системы. Эти информационные системы связывают две и более организаций и являются общими между бизнес партнерами, и экстенсивно используются для электронной коммерции, зачастую через Экстранет (extranet).

 

2. Классификация по функциональным областям. информационные системы на уровне департамента поддерживают традиционные функциональные области предприятия или фирмы. Основными функциональными системами являются:

- Информационная система бухгалтерии;

- Финансовая информационная система;

- Банковская информационная система;

- Производственная информационная система;

- информационная система управления персоналом.

В каждой функциональной области некоторые рутинные и повторяющиеся задачи существуют как основа для решений и действий организации. Подготовка платежных ведомостей и счетов для оплаты являются типичными примерами. Информационная система, которая поддерживает решение этих задач, называется система обработки транзакций. Эти информационные системы поддерживают задачи, решаемые во всех функциональных областях, но особенно в бухгалтерии и финансах, автоматизации бухгалтерского учета.

3. Классификация по обеспечиваемой поддержке. Третий путь классификации информационных систем - в соответствии с типом поддержки, который она обеспечивает, независимо от функциональной области. Например, информационная система может поддерживать офисных служащих почти в любой функциональной области. Также и менеджеров, независимо от того, где они работают, могут быть поддержаны компьютеризированной системой принятия решений. Основными типами информационных систем по этой классификации являются:

- система обработки транзакций (СОТ или TPS) - поддерживает повторяющиеся, рутинные задачи и действия, а также штат исполнителя;

 

- информационная система менеджмента (ИСМ) - поддерживает функциональную деятельность менеджеров;

- офисная автоматизированная система - поддерживает офисных служащих;

- система поддержки решений (СПР) - поддерживает принятие решений менеджерами и аналитиками;

- исполнительная информационная система поддерживает решения высшего управленческого звена (EIS);

- интеллектуальная информационная система (ИИС) - поддерживает главным образом менеджеров по управлению знаниями, аналитиков, но может также поддерживать другие группы сотрудников.

Отношения между различными типами информационных систем поддержки принятия решений можно обобщить следующим образом:

- каждая система поддержки имеет достаточно уникальные характеристики и может быть классифицирована как отдельный объект;

- взаимоотношения и координация между различными типами систем находятся в динамике и постоянном развитии;

- во многих случаях две или более системы интегрируются в форму гибридной информационной системы;

- между системами циркулируют информационные потоки.[5]

 



2020-02-04 353 Обсуждений (0)
Классификация информационных систем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация информационных систем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)