Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VIII. Поэзия (13 часов)



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
VIII. Поэзия (13 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки 78-84-й. Изучение лирических произведений

Цели уроков: 1) углубление представлений учащихся о лирике как особом литературном роде, главная цель кото-рого - изображение чувств; 2) определение главной мыс­ли, выраженной автором.

Вы уже поняли, наверное, что мы не вводим в начальной школе терминов, определяющих литературные роды: эпос, лирика и драма, но, по сути дела, мы готовим учащихся к восприятию этих понятий в средних и старших классах, и происходит это именно в курсе «Литературное чтение» 3-го класса. Деление на литературные роды заложено в струк-туру учебника для 3-го класса: в главах 1 - 7 мы изучаем жанры эпоса, в 8-й главе - лирику, а в 9-й даём представ-ление о драме. Поэтому, хотя восьмая глава и названа «По-эзия», мы не грешим против истины, т. к. лирическое пе-реживание обычно воплощается именно в поэтической форме. И кроме того, так детям понятнее, ведь поэзию они отличают от прозы и, в общем, понимают, что поэты изоб­ражают картины природы и чувства человека.

Начнём работу с лирическими текстами с рассмотрения уже знакомого детям стихотворения А. С. Пушкина «Зим-нее утро». Отрывок из этого стихотворения нам интересен тем, что в нём на небольшом пространстве текста сталкива-ются два совершенно разных, противоположных настрое-ния лирического героя: печаль и радость. Они настолько очевидны, так мгновенно заражаешься ими, что дети их определят сами, наше дело помочь ученикам-читателям разобраться в том, как это делает поэт.

54

При медленном чтении дети обратят внимание на глагол «злилась», эпитеты «мутное», «мрачные» и завершающее этот ряд слово «печальная», на сравнение луны с пятном и т. д.*) И конечно, дети почувствуют, как разливается ра-дость и захватывает дух от красочности и яркости следую-щей картины, цвета которой удивительны даже для холод-ной и снежной русской зимы. Наверное, учащиеся сами сделают вывод, что чувство очень часто содержится, «пря-чется» в картине, изображаемой поэтом, поймут связь на-строения со зрительным образом в лирическом произведе-нии.

Стихотворение А. А. Фета, как и вся его лирика, удиви-тельно живописно. Но А. А. Фет - художник, который, хотя и создаёт нарисованный точно, с конкретными деталя-ми образ (небо с разрывами облаков, сквозь которые бле-щет солнце, воробей...), но в то же время оставляет простор для нашего воображения, когда каждый может представить себе эту «завесу» и «что-то», что подошло к саду. Пусть дети пофантазируют, пусть попытаются нарисовать, и пусть у них не получится - это тоже неплохо: может быть, они ещё раз убедятся в огромных, невероятных возможностях поэзии в изображении мира.

Мы специально поместили рядом с этим стихотворением репродукцию картины А. М. Герасимова (1881-1963). Ху-дожник писал и торжественные многофигурные официаль-ные полотна, и прелестные пейзажи и натюрморты. Осо-бенно он любил изображать цветы: то вазы с букетами роз и пионов, то простые полевые цветы, поставленные в обыч-ные банки. Его картина «После дождя» близка по теме сти-хотворению А. А. Фета, но если поэт изображает движение дождя, его постепенное «завоевание» пространства, то ху-дожник «останавливает мгновение», рисует не успевшую просохнуть после дождя дачную веранду, букет цветов на столе, опрокинутый стакан, и всё это настолько ярко и до-

*) См. подробнее об этом стихотворении в пособии «Технология анали-за художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе». - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.

55

стоверно, что становится немного прохладно, как бывает, когда только что прошёл дождь.

Такое же движение в пространстве и времени изобража-ется в удивительно чистом стихотворении «Утро» И. С. Ни-китина. Учащиеся сами смогут это увидеть, в этой работе им поможет «картинный» план или устное, словесное рисова-ние. Возможна парная или групповая работа. Необходимо только сказать несколько слов об авторе стихотворения.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - поэт, вышедший из народной среды. Отец его был купцом, человеком власт­ным и крутым, мать - тихая, кроткая женщина, мечта-тельная и поэтически одарённая. Иван мечтал об универси-тете, но учился в Воронежском духовном училище и семинарии. Мать умерла рано, отец, убитый горем, перело-жил на сына хозяйственные дела, и Иван Саввич стал со-держателем постоялого двора. Он много общался с просты­ми людьми, внимательно и сочувственно выслушивая истории своих постояльцев, сопереживая им. Отдохновени-ем от своих и людских печалей служили ему природа и книги. «Найдя свободную минуту, я уходил в какой-ни­будь потаённый уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скром­ный стих, просившийся у меня из сердца... С летами лю-бовь к поэзии росла в моей груди, но вместе с нею росло и сомнение: есть ли во мне хоть искра дарования?..» - писал он.

Пусть дети, прочитав стихотворение «Утро» и проанали-зировав его, ответят на вопрос, который задавал себе автор, и найдут доказательства его несомненного таланта и глубо-кой душевной связи с русским народом.

Стихотворение А. А. Ахматовой интересно и изображе-нием, конкретным, простым и чётко представляемым, и ин-тонацией, настолько явно ощутимой, что просто осязаемой. Дети должны уловить момент, где идёт явный интонацион­ный слом, спокойный тон конкретно-бытового повествова-ния меняется на таинственно-тревожный, и выразительно прочитать стихотворение.

56

Далее мы начинаем изучать лирические произведения, в которых изображается чувство как главное событие текста. Стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом...» пронизано любовью и радостью. Лирический герой не гово-рит слово «любовь», но мы догадываемся об этом и чувству-ем, как сильно он любит, потому, что он готов ей, любимой, подарить весь мир. Он хочет заразить её своей радостью, поэтому в каждой строфе повторяет слово «рассказать». Можно прочитать детям стихотворение А. С. Пушкина «Зим-нее утро» полностью, поскольку там чувство любви выра-жается таким же образом: влюблённый человек старается разбудить свою «спящую красавицу» и подарить ей красо-ту снежного зимнего дня, все бриллианты, рассыпанные на снегу. Но, увы, его красавица так и не проснулась.

Стихотворение А. А. Фета очень музыкально, мелодия вьётся, как некая лёгкая, воздушная вязь, и создаётся с помощью постоянных повторов слов, пусть дети найдут их в тексте.

А вот стихотворение Романа Семёновича Сефа (р. 1931) «Слёзы» удивительно тем, что по названию можно предпо-ложить, что оно грустное, печальное, но когда его прочи­таешь полностью, понимаешь, что основная интонация строгая, даже суровая. И это интонация монолога лири­ческого героя стихотворения, который не сочувствует сле-зам оставшегося «за кадром» героя, а готов наказать его. Значит, тот в чём-то виноват и заслужил, что с ним так говорят. Стихотворение надо читать вслух, может быть, даже разыграть в парах: сначала один читает суровый монолог, а другой молча переживает, потом - наоборот.

Нам очень важно, чтобы ученики-читатели, осознав един-ство изобразительного и выразительного начал лирики, по-няли, что и при лирическом освоении мира может присут­ствовать глубокая мысль автора, хотя лирика может быть и бессюжетной, и простой пейзажной зарисовкой, не содер-жащей идеи как таковой.

Для осознания этого положения детьми мы и помещаем в учебнике три следующих стихотворения разных авторов, в

57

которых заложены серьёзные и очень важные идеи. Причём «открывать» эти идеи от текста к тексту будет ученикам-читателям всё сложнее и сложнее, как и должно быть в соот-ветствии с принципами и логикой развивающего обучения.

В стихотворении Давида Самойловича Самойлова (1920-1990), сказку которого дети читали и, надеемся, с огром-ным удовольствием инсценировали в конце второго класса, главная мысль представлена автором в последних двух строч-ках. Но, конечно, дети сами должны это увидеть, а глав-ное, понять идею бесконечной красоты природы, которой она одаряет человека тысячи лет беззаветно, бескорыстно и, к сожалению, очень часто - безответно. А само стихо-творение потрясает красотой образов и силой лирического чувства автора, который и горюет, что лето ушло, и восхи­щается им, как золотым петушком, и жалеет «бедную» рощу, «раздетую» холодным осенним ветром, и дарит чита-телю свою глубокую мысль о красоте природы, которую мы не замечаем, потребляем бездумно и даже губим.

В стихотворении Николая Михайловича Рубцова (1936-1971) «Хлеб» главная мысль ещё труднее осмысливается детьми, поскольку она заключается в народной пословице о ценности, вернее, бесценности хлеба, о том, что «хлеб -всему голова». Сегодняшние дети могут не понять этого, ведь в их жизни не было голода, и цену хлебу, выращенно-му в поле, знают только сельские дети. Тем более нрав-ственный урок этого стихотворения так важен сегодня.

Стихотворение «Дедушка Дерево» Эммы Эфраимовны Мошковской (1926-1981), как и все её произведения, ро-мантично. Она воспринимает мир с детской верой в его вол­шебную одушевлённость, доброту и понимание (дети могут вспомнить: «Снова со всех дорожек ветер лето сметает. Сел на скамейке дождик и никого не пускает»). Поэтесса не притворяется маленькой, она так, по-детски, воспринимает мир. Она действительно верит, что если сильно помахать руками, то можно взлететь, что старушки, когда их никто не видит, сами играют в игрушки, что учитель и ученик могут поменяться местами, и тогда... Она знает, как му-чительно стыдно человеку, когда он огорчает маму, как ему

58

хочется, чтобы «лампа была не разбитая, и мама была не сердитая...». Поэтому её стихи так любят и понимают дети.

Сама она так рассказывала о том, как и почему стала детской писательницей: «С детства я любила не столько стихи, сколько музыку. Стала певицей. Однажды просту-дила горло и приехала болеть домой. Жила я в большущей коммунальной квартире, но днём взрослые соседи уходили на работу. Во всей квартире, кроме меня, оставалась только одна соседка лет пяти. Я старалась что-нибудь придумать, чтобы подольше удерживать её около себя. Так я насочиня-ла много детских стихотворений».

Думается, что стихотворение «Дедушка Дерево» будет понятно детям и не потребуется особого анализа, чтобы пред-ставить себе его главного героя и понять, почему поэтесса видит его именно дедушкой и какие руки она имеет в виду. Учителю надо только обязательно обратить внимание детей на простоту и музыкальность произведения. Нам кажется, что дети сами откроют секрет этой музыкальности - повто-ры, - поскольку с этим приёмом они уже сталкивались. При-чём повторение последней строчки имеет особое значение, потому что в ней заключена главная мысль произведения.

Нам кажется, что по мысли к предыдущему произведе-нию примыкает стихотворение Юрия Иосифовича Коваля (1938-1995) «Вот шагает гражданин», и не только примы­кает, но подхватывает и развивает эту мысль. Пусть дети сначала найдут самое часто повторяющееся слово в этом стихотворении, а потом начнут рисовать его героев. Они сами выйдут на главную мысль стихотворения о необхо­димости объединения всех, кто одинок в этом мире.

Уроки 87-89-й. Изучение юмористических стихотворений

Цели уроков: 1) знакомство с потешками и потешными стихами; 2) углубление в природу комического, формиро-вание представлений учащихся о способах создания коми-ческого эффекта.

Представление о юморе дети уже получили во втором классе. Сейчас надо закрепить их понимание неожиданное-

59

ти как основы комического и пополнить их знания о спосо-бах создания комического эффекта в художественных про-изведениях.

Один из таких способов, как назвал его К. И. Чуковский, сам любивший такие забавы, - «перевертыш». Он же по-пытался дать классификацию видов «перевертышей»: «пе-ревертыш» большого и малого, лёгкого и тяжёлого, холод-ного и горячего, съедобного и несъедобного; «перевертыши» частей, деталей и материала одежды, явлений природы, жи-лища и его обитателей, орудий труда, способов действия и деятеля. Первые тексты, которые мы привели в учебнике, именно такие перевертыши, причём сначала тексты из рус-ского фольклора, а затем - из английского. Это значит, что их знают издавна и используют народы всего мира.

После чтения этих текстов в классе можно дать задание детям сочинить свои «перевертыши», воспользовавшись классификацией К. И. Чуковского.

Следующий текст смешной, потому что нелепый: нелепо лекарство, предлагаемое кошке (хотя дети говорят, что оно, конечно, лучше, чем йод!), а особенно нелепа картина, ко-торую нарисовал один из самых известных и талантливых чудаков в мире - Даниил Хармс (1905-1942). А в стихо-творении Ю. И. Коваля «Сундук» секрет смешного должны открыть сами ребята, дочитав его текст до конца, потому что они уже встречались не раз с тем, что смешит нас не-предсказуемое, неожиданное.

В стихотворении О. Е. Григорьева вызывает смех не толь-ко неожиданность, а ещё и использование автором слова в прямом его значении: паркет натирают, значит, самое под-ходящее средство для натирания полов - тёрка.

Стихи Ю. Д. Владимирова (1908-1931), выдумщика и фантазёра, ушедшего из жизни очень рано и не оставивше-го после себя ни одной фотографии, - развёрнутое в сюжет недоразумение, основанное на путанице. Посмотрите, узна-ют ли дети скороговорку, которая содержится в этом сти­хотворении.

И чтобы не только посмешить и порадовать ребят пре-красными весёлыми стихами уже знакомого и любимого

60

поэта Э. Н. Успенского, мы поместили в конце этой главы его стихотворение «Неудачник», в котором дети найдут важ-ную для себя и очень серьёзную главную мысль.

Урок 90-й . Контрольная работа №5

IX. Пьесы (5 часов)

Уроки 91-95-й . Работа над пьесой Е. Л. Шварца «Красная Шапочка»

Цели уроков: 1) первоначальное знакомство учащихся с драмой на примере сказки «Красная Шапочка», написан­ной Е. Л. Шварцем; 2) отработка навыков выразительного чтения и чтения пьесы по ролям, освоение роли как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения.

Учащиеся на практическом уровне знакомы с этим лите-ратурным родом, они читали по ролям, инсценировали, участвовали в спектакле по пьесе Д. С. Самойлова. Пришло время обобщить всё, что они знают, и не просто поставить спектакль по знакомой и в то же время незнакомой сказке, а использовать работу над сказкой Е. Л. Шварца «Красная Шапочка» как путь самого глубокого - соответствующего природе драмы - вхождения в художественное произведе-ние и его анализа.

Евгений Львович Шварц (1896-1958) - один из самых известных в мире сказочников XX века. Он с молодых лет мечтал о литературе и театре, даже играл в театре, точнее, он сам был человек-театр, и прежде всего потому, что был прекрасным рассказчиком, весёлым и остроумным челове-ком. Его шутки запоминали и пересказывали, например: «Почему кошка, выброшенная из комнаты, стремится вер-нуться? Она боится, что без неё люди скушают всех мы-шей». Начинал он свой путь в литературе книгами для де-тей, в основном сказками, но потом стал писать пьесы -

61

тоже сказки. По его сценариям сняты известные и любимые всеми кинофильмы «Первоклассница» и «Золушка».

Перед чтением сказки Е. Л. Шварца стоит вспомнить содержание сказки «Красная Шапочка», чтобы можно было сравнить с тем, что придумал сказочник, а затем начинать чтение по ролям текста сказки.

Чтение по ролям - это и есть «застольный период» рабо-ты над пьесой, как его называют в театре. (Можно его так и назвать, это превратит анализ произведения в увлекатель-ную игру.) Цель этих уроков - выбрать лучших исполни-телей на роли. Будут читать все желающие, а затем общим голосованием дети выберут лучших «актёров».

Вопросы к первому действию пьесы:

1. Почему Красная Шапочка пошла в лес?

2. Боялась она или нет? Почему?

3. О чём её предупреждают звери? Какие они: смелые или трусливые?

4. Как, по-вашему, надо говорить слова и играть роли Зайца, Ужа, Медведя, Лисы? Почему? Докажите словами из пьесы.

5. Изменяются ли в течение первого действия звери -герои пьесы? Кто? Как?

Вопросы ко второму действию пьесы:

1. Каким изображён Волк? Какой у него характер?

2. Почему он часто употребляет слово «сам» в разговоре с Лисой?

3. Какой в этом действии показана Красная Шапочка?
Вопросы к третьему действию пьесы:

1. Что можно сказать о Бабушке? Какой её надо играть?

2. Что нового открывается в характере Красной Шапоч-ки?

3. Каким изображён Лесник? Правильно ли он поступа-ет с Ужом, Медведем, Лисой, Волком?

4. Какими надо играть зайцев в пятой картине?
Общие вопросы к сказке:

1. Чем похожи Бабушка, Мама и Красная Шапочка?

2. Что несказочного в этой сказке?

3. Чему учит сказка Е. Л. Шварца?

62



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
VIII. Поэзия (13 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VIII. Поэзия (13 часов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)