Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Некоторые элементы экономики



2020-02-04 291 Обсуждений (0)
Некоторые элементы экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономика дарения

Хотя наше экономическое поведение отражает определенный образ жизни, оно зачастую (пожалуй, даже в большинстве случаев) не связано с тем, что люди об этом мире думают. В современном мире мы уже не строим свою жизнь согласно определенной философии. Вместо этого мы подчиняемся экономической или, точнее, денежной системе и при этом делаем вид, что верим в какие-то другие идеи – не те, что отражаются в нашем экономическом поведении. Современная экономическая система разделила наше представление о мире и наше поведение в мире. Едва ли кто-то вообще это замечает, не говоря уже о том, чтобы понимать, какие последствия это влечет за собой. А между тем последствия подобного разделения очень важны, как лично для нас, так и для общества в целом.

Предисловие

Это не обычная книга по экономике. Те, кто ожидает найти здесь привычные для себя «хедж-фонды», «деривативы», «курсы обмена валют», «торговый баланс», «дефицитное расходование», «денежно-кредитную политику» и тому подобное, возможно, будут разочарованы. Хотя, может быть, и нет. Я подхожу к экономике с иной стороны, и мой подход отличается такой живостью и таким реализмом, о которых эти сухие и зачастую бесплодные понятия и мечтать не могли. Я исследую экономику с позиции сознания и тех взаимоотношений, которые строятся на этом сознании: взаимоотношений людей друг с другом, взаимоотношений людей и земли со всеми ее обитателями, взаимоотношений людей и Бога. Все это куда более близко и осязаемо для нас и наполняет нашу жизнь смыслом. Наши экономические отношения — а именно ими интересуется большинство экономистов — есть не что иное, как отражение нашего сознания и того, как мы воспринимаем и понимаем жизнь и наше место в ней. В этом смысле экономика – самое наглядное выражение нашего мировоззрения. Если мы хотим изменить что-то в экономических отношениях, нам нужно прежде всего понять, какие представления о жизни за ними стоят, и когда мы сознательно изменим эти представления, а затем и свой подход к жизни в целом, экономика наладится сама собой.

Хотя наше экономическое поведение отражает определенный образ жизни, оно зачастую (пожалуй, даже в большинстве случаев) не связано с тем, что люди об этом мире думают. На первый взгляд может показаться, что это утверждение противоречит тому, о чем я сказал выше, но на самом деле это не так. Я сказал так, чтобы обратить внимание читателя на то, что в современном мире мы уже не строим свою жизнь согласно определенной философии. Вместо этого мы подчиняемся экономической или, точнее, денежной системе и при этом делаем вид, что верим в какие-то другие идеи – не те, что отражаются в нашем экономическом поведении. Современная экономическая система разделила наше представление о мире и наше поведение в мире. Едва ли кто-то вообще это замечает, не говоря уже о том, чтобы понимать, какие последствия это влечет за собой. А между тем последствия подобного разделения очень важны, как лично для нас, так и для общества в целом. Эту-то рассогласованность мыслей и действий, а также ее последствия мы и исследуем на страницах этой книги.

Еще больше мой подход к экономике отличается от стандартного тем, что я рассматриваю экономическое поведение с духовной точки зрения. Все живое в этом мире – это прежде всего и главным образом духовные живые существа, а та материальная оболочка, которая окутывает их, оказывает очень специфическое влияние на их сознание, а значит, и на восприятие, мышление и поведение. Это влияние и зависящие от него варианты поведения также весьма наглядно представлены в нашей экономической деятельности, которую можно полностью объяснить (и мы это сделаем), обратившись к учению Бхагавад-гиты.

В основу моего исследования легла духовная традиция гаудия-вайшнавов, в том виде, в каком представил ее всему миру в своих книгах мой духовный учитель и вечный наставник Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада), основатель-ачарья Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), известного во всем мире как «Движение Харе Кришна». Эта духовная традиция – отнюдь не религиозный «новодел», как думают некоторые. Она уходит своими корнями в более чем пятитысячелетнюю древность и основана на вечном знании, представленном человечеству в Ведах. Веды – это огромный свод текстов, для овладения которым требуется целая жизнь. Некогда у людей хватало на это и времени, и способностей. В наши дни — увы, нет. Но не нужно отчаиваться, ведь самые главные и самые возвышенные элементы духовной науки мы можем почерпнуть из четырех важнейших трудов: Шри Ишопанишад, Бхагавад-гиты, Шримад-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамриты. Изучение духовной науки начинается со Шри Ишопанишад и Бхагавад-гиты и продолжается в Шримад-Бхагаватам.

Название «Бхагавад-гита» переводится как «Песнь Бога». Ее рассказчик — Сам Господь Кришна, которого ведическая традиция считает Верховным Господом. Если мы не считаем Кришну Богом, то учение Бхагавад-гиты теряет всякий смысл. Веды признают, что существует лишь один Бог, хотя разным людям Он известен под разными именами. Говорить, что Кришна – «индийский Бог», не более правомерно, чем утверждать, что когда солнце светит над Германией, оно «немецкое», а когда над Америкой — оно американское. К солнцу неприменимы такие обозначения, неприменимы они и к Богу. Если читатель полагает, что не может согласиться с этим, пусть он, читая эту книгу, заменит имя Кришны на то имя Бога, которое нравится ему. Смысл от этого не пострадает. Другой вариант – забыть на время о конфессиональных различиях, а по окончании книги вновь вернуться к своим прежним предпочтениям.

«Шримад-Бхагаватам» переводится как «Прекрасное повествование о Личности Бога». Главный предмет этого писания – бхагават-таттва-вигьяна, наука о Боге, которая чрезвычайно подробно раскрывается в пятидесяти четырех томах этого великого труда. Своего пика эта наука достигает в Чайтанья-чаритамрите, где изложено учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Шри Чайтанья, величайшая и милостивейшая аватара Бога, явился на Земле в пятнадцатом столетии.

В своих трудах Шрила Прабхупада следовал древней духовной традиции, в которой было принято комментировать каждый отдельный стих священного текста. Его комментарии — это великолепный гобелен, сотканный из нитей философии гаудия-вайшнавизма, на котором исчерпывающе и лаконично отражено представление о реальности – как духовной, так и материальной. Говорится в этих комментариях и о наших взаимоотношениях с Богом и всеми видами Его разнообразных энергий, которые проявляются в нашем феноменальном мире в форме растений, животных, физических элементов, космоса, а также с явлениями, которые недоступны высокомерному взгляду «царя природы». То есть, Шрила Прабхупада представил вниманию своих читателей совершенно новое мировоззрение, новую духовную парадигму. Это мировоззрение сразу же приносит удовлетворение уму и сердцу. Оно объясняет загадки жизни и устанавливает совершенно уникальную картину мира. Проливая свет на решение проблем, перспективу  современности, эта парадигма, которой не найти ни в одной из существующих философских и религиозных традиций, позволяет человеку миновать лабиринт заблуждений, которые так сбивают с толку современное общество.

О том, насколько полезна эта духовная наука в решении проблем современности, подробно говорит Шри Р. Субраманиам, заместитель директора по научно-исследовательской работе секретариата Лока-Сабхи (нижней палаты) национального парламента Индии. В своем отзыве на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Прабхупады он пишет:

Странность современного мира в том, что, несмотря на огромные достижения в области науки и технологии и создание многочисленных учреждений, призванных способствовать благосостоянию человека, люди так и не обрели истинного мира и счастья. В последнее время мы обогатились колоссальными познаниями в области науки и искусства. Полки библиотек по всему миру забиты миллионами томов научной литературы. Повсюду и руководители общества, и простые люди, как правило, подкованы и в искусстве, и в науке, но, несмотря на все их усилия, смятение и невзгоды продолжают терзать человеческое общество. Чтобы найти причину этого, далеко ходить не надо. Она в том, что люди ничего не смыслят в науке о Боге – основе всех прочих наук и искусств – и не знают, как применять ее в жизни. Поэтому настала пора изучить эту науку и жить в соответствии с ней, если, конечно, человечество хочет процветать, а не только выживать. Чтобы научить людей по всему миру этой науке о Боге и направить их прогресс и развитие к истинной цели жизни, лучше всего подходит Шримад-Бхагаватам. Это великое древнее творение Вьясадевы полностью удовлетворит все потребности наших дней, поскольку представляет собой описание культуры, основываясь на котором можно возродить духовность во всем человеческом обществе.

Эта книга, «Духовная экономика», была задумана как учебник, по которому можно научиться воплощать в жизнь науку о Боге. Практика духовной экономики – это практика бхакти-йоги, не путайте ее с пассивной медитацией, от которой в повседневной жизни нет никакого толку. Читатель сам убедится, насколько практична эта книга, цель которой – решить жизненные проблемы, которых в нынешнем мире не счесть. Эта книга обращается к тому, что лежит в основе нашего поведения – к сознанию. Она написана для тех, кому не безразличны и социальные, и экономические проблемы современности, в число которых входит и большинство экологических проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся.

Я исходил из предположения, что мой читатель незнаком с ведической литературой, на которой основана эта книга, а потому постарался разъяснить фундаментальные идеи, лежащие в ее основе, более или менее подробно. Надеюсь, мне удалось сделать это так, чтобы интересно было и тем, кто знаком с Ведами. Поскольку взгляды на мир, изложенные в Ишопанишад и Бхагавад-гите, разительно отличаются от представлений господствующей ныне культуры, те, кто мало знаком с духовной наукой, возможно, не смогут сразу же понять смысл этой работы во всей ее полноте. Не следует рассчитывать и на то, что эту работу помогут понять принципы мышления, принятые в других религиозных традициях (иудео-христианских, буддистских или относящихся к так называемому «нью-эйдж»). Чтобы сделать выводы, нужно понять и принять различия между этими мировоззрениями, а это требует времени и усилий. Я советую моему читателю тщательно изучить «Бхагавад-гиту как она есть» А.Ч. Бхактиведанты Свами, на которой основана эта книга.

Хотя основной предмет этой работы – экономика, и в ней изложена совершенно новая экономическая теория, основанная на принципах сознания, она не предназначена для экономистов. Кроме того, я не жду, что экономисты вообще найдут в ней смысл. Хотя кому-то мои идеи могут показаться любопытными с точки зрения теории или философии, я не сомневаюсь, что большинство отвергнет их как идиллический сентиментализм, не имеющий никакой практической ценности в реальной жизни. Их мир, в конце концов, «реален» (по крайней мере, они так думают). В нем приходится иметь дело с фактами суровой жизни, от которых не уйти. Мой труд может быть отвергнут еще и за недостаточную «научность». Это так. Я не являюсь дипломированным специалистом в данной области, я часто бываю вынужден прибегать к «вторичным» источникам, и мое исследование никоим образом не претендует на исчерпывающее освещение вопроса с исторической точки зрения. Эта книга адресована не-экономистам, а обычному человеку, который ищет решения экзистенциальных, экономических и экологических проблем, вызванных нынешней экономической парадигмой, оказавшейся не по силам «профессионалам». Эта книга адресована «среднему» человеку, который видит, что его работа ведет в тупик, и думает – а что же дальше? А еще тем, у кого больше нет работы, и кто просто борется за выживание.

Но есть один факт, о котором не стоит забывать и не заметить который невозможно. Несмотря на всю свою браваду и фантастические теории, экономисты так и не придумали, как снабдить человеческое общество самым необходимым – едой, одеждой и жильем. На самом деле их совместные усилия ведут лишь к тому, что положение дел продолжает год от года ухудшаться. Ирония в том, что представители любой другой профессии удовлетворяют потребности тех, кто пользуется их услугами — только не экономисты. Плотники строят дома для тех, кому нужно жилье, врачи лечат больных, повара стряпают вкусные блюда для голодных, механики чинят машины для тех, кто не отличит карбюратора от радиатора. А экономисты? Разве они занимаются своим ремеслом ради тех, кто в нужде? Ради тех, у кого не хватает денег? Чтобы выручить их из бедственного положения? Едва ли. Конечно, они скажут, что работают как раз во имя этого, но почему же тогда результаты их деятельности прямо противоположны?

Причина проста. Цель работы экономистов – по возможности сохранить status quo для тех, у кого денег больше, чем можно разумно использовать, и кто нанимает их и им платит. Почему-то этих работодателей интересует только одно – чтобы денег становилось бесконечно больше, а как и за чей счет – не имеет значения. Подозреваю, что это и есть цель, поскольку результат, несомненно, налицо. Впрочем, я не обвиняю никого из экономистов лично, поскольку им, как и всем остальным, нужна работа и зарплата, и они делают то, за что им платят. А если они осмелятся поразмыслить сами и подойти к своей работе с позиции разума, задавшись вопросами о сущности своего ремесла, их тут же вышвырнут на улицу, как это случилось, например, с Джозефом Штиглицем, старшим экономистом Всемирного банка. Он имел неосторожность в нескольких случаях сказать людям «со стороны» правду, отметив, что политика этого финансового левиафана наносит огромный ущерб всем тем, кому, казалось бы, должна помогать.

Не нужно быть синоптиком, чтобы узнать, откуда дует ветер. Не требуется звания старшего экономиста, чтобы увидеть результаты влияния экономических сил на собственную жизнь. Это прекрасно понимают многие аналитики — как любители, так и дипломированные экономисты, — что видно из десятков книг и сотен публикаций в Интернете. Это признают и немногие честные профессионалы, которые недвусмысленно заявляют, что нынешние экономические методы нацелены на то, чтобы отбирать у бедных и отдавать богатым. Один такой «инакомыслящий» экономист, Е.Ф. Шумахер, на чем свет стоит ругает свою профессию: «Общепринятая точка зрения относительно того, чему сейчас учат под названием экономики, не берет в расчет неимущих, то есть, собственно, тех, кому на самом деле требуется развитие… Нам нужна новая парадигма, которая будет основываться на внимании к людям, а не к товарам… Если она [экономика] не может выйти за рамки своих многочисленных абстракций, как-то: национальный доход, прирост, капиталоотдача и фондоотдача, анализ затрат, производительность труда, накопление капитала; если она не может подняться над всем этим и соприкоснуться с реальностью человеческой жизни: нищетой, крахом, отчуждением, безысходностью, расстройством, преступлениями, эскапизмом (бегством от жизни), потрясениями, перенаселением, уродствами и духовной смертью, то давайте отправим на свалку такую экономику и придумаем новую. Ну, неужели нам мало «знамений времени», чтобы понять: нужно что-то новое?» Нет, не мало. Пусть моя книга станет этим «новым», пусть она положит начало другой парадигме, которая будет основана на внимании не только к людям и их земным потребностям, но и ко всем живым существам. Пусть она будет направлена на удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей.

Теперь, когда эта философия духовной экономики изложена на бумаге, моей задачей стало доказать на практике идею «духовной экономики», основанной на любви (эта идея станет понятнее после прочтения второго тома данной работы под названием «Культура удовлетворенности, которая исцелит мир»). Меня иногда упрекают в мечтательности, говорят, что мои идеи — не более чем утопия. Да, эти идеи утопичны. Но я буду постоянно напоминать читателю, что «утопический» не значит «невозможный». Это значит — идеальный. Так почему бы не создать идеальное общество, если средства достижения этой цели у нас в руках? Что проку создавать другие мирские организации, которых и без того уже много? Мир очень нуждается в идеале, чтобы понять, как выбраться из безнадежной трясины современной экономики и бесконечных проблем, созданных ею. Выход прост – жить любовью, в согласии с наставлениями Шри Кришны и той философией, что Он изложил в Бхагавад-гите. Осуществить это мы пытаемся в наших общинах-Гитаградах, где мы на практике воплощаем принципы экономики любви, духовной экономики. (Узнать о Гитаградах подробнее можно из приложения «Б».) Я очень надеюсь, что эта книга вдохновит вас принять участие в процессе восстановления духовности в мире, впустив в свою жизнь дхарму, особенно юга-дхарму, и вы сыграете свою роль в создании духовных общин, которые выведут людей из лабиринта экономики невежества.

Условные обозначения

Часто в цитатах я использую курсив или подчеркивание. Если в изначальной цитате они уже были, я так и говорю. В противном случае следует понимать, что текст выделен мной.

Цитируя первоисточники (Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам), я для краткости использую следующие обозначения. Для Бхагавад-гиты я выбрал обозначение Б.-г., за которым следуют две цифры – номер главы и номер стиха. Для Шримад-Бхагаватам я использую сокращение Бхаг., за которым идут номер песни, главы и стиха. В остальных случаях я привожу название полностью.

Благодарность

Эта книга вышла из печати благодаря помощи многих людей, которые безусловно заслуживают признания и благодарности. Во-первых, я хотел бы поблагодарить Его Святейшество Ниранджану Свами, который пригласил меня на Украину и поддержал мои усилия здесь. Тем самым он предоставил мне возможность постоянно общаться с восприимчивыми слушателями, которые оказали мне немалую поддержку в издании этой книги и воодушевляли меня в работе. Далее я хотел бы поблагодарить моих переводчиков Джая-Мангала-даса, бхакту Максима Артеменко и Паритошани-Читра-Деви-Даси (бхактин Елену), без самоотверженной помощи которых, я ничего бы не смог сделать на Украине. Огромное спасибо Самба-дасу за редактирование английской версии, Виджитатма-дасу, Веда-Прия-деви-даси и бхактин Лиде за перевод русского издания, а также бхакте Олегу из Николаева, который поддерживал меня во время написания этой книги. Я очень благодарен всем украинским преданным Кришны за их любовь и поддержку. Я благодарен Чайтанья-Чандра-Чаран-дасу (Россия) и Чайтанья-Чандра-дасу (Индия) за отзывы о моей книге, и бхакте Неласу из Литвы за дизайн обложки. И, наконец, я хотел бы выразить глубокую признательность моим духовным братьям и дорогим друзьям Прабхупада-дасу (Полу Рэттрэю), Шри-Нанданандана-дасу (Стивену Кнаппу) и Мадана-Мохана-дасу (Марку Бирнбауму) за их дружбу и неослабевающую, и очень ценную личную поддержку и воодушевление в то время, когда развивались мои идеи духовной экономики.

Кроме того, я должен недвусмысленно заявить, что содержание этой книги ни в какой степени не отражает официальную позицию ИСККОН. За все, что здесь написано, несу ответственность я один.

Харе Кришна!

Дханешвара-дас

Гаура-пурнима месяца Вишну,  519 года эры Гаурабда (14 марта 2006 года).

Днепропетровск, Украина.

Введение

В сентябре 2008 года на финансовых рынках поднялась паника. Ценные бумаги теряли стоимость, компании разорялись, и Соединенные Штаты Америки — оплот свободного предпринимательства и капитализма — приступили к национализации крупнейших экономических организаций. Беспрецедентным шагом стал переход в руки Федерального правительства двух ипотечных гигантов, «Freddie Mac» и «Fannie Mae», которые с прошлого июля боролись за то, чтобы отсрочить надвигающийся кризис. А ведь в августе 2008 года Конгресс выпустил закон, позволяющий Министерству Финансов оказать им денежную помощь, что составляло миллиарды долларов. В том же месяце разорились два крупнейших инвестиционных банка — «Lehman Brothers» и «Merrill Lynch». 15 сентября «Lehman» признал свое — крупнейшее в истории — банкротство. Однако «Merrill Lynch» удалось избежать такой участи, ибо его в тот же день приобрел «Bank of America». Через два дня правительство США купило за 85 миллиардов долларов 80%-ную долю в крупнейшей страховой компании Америки, «American International Group, Inc. (AIG)». События развивались. Инвестиционные банки «Goldman Sachs» и «Morgan Stanley» перешли под контроль Федерального Правительства. Предполагалось, что этот шаг поможет спасти пошатнувшуюся финансовую систему страны. Комиссия по ценным бумагам и биржам также внесла свой вклад в это, на время, запретив 799 кредитно-финансовым учреждениям продавать ценные бумаги без покрытия.

Все это было крайне эффектно. И что самое интересное — были люди, которые все это предвидели. И даже предупреждали! Менее чем за месяц до этих событий бывший главный экономист Международного Валютного Фонда предсказал, что некоторые «серьезные» инвестиционные банки всплывут брюхом кверху[1]. Генеральный директор МВФ Доминик Стросс-Кан сказал: «Нужно быть готовыми к тому, что в ближайшие недели и месяцы и другие такие организации столкнутся с некоторыми проблемами»[2]. И это было мягко сказано. Сотни банков, не говоря уже о миллионах вкладчиков, обанкротились в течение следующего года. К финансовому кризису как нельзя лучше подходит старинная пословица: «Пришла беда — отворяй ворота».

Этот кризис описывают как самый тяжелый из финансовых кризисов со времен Великой Депрессии 1930-х годов. Сейчас, в начале 2010 года ясно, что грядет беда — в этом году более четырех миллионов заемщиков в США лишатся права выкупа своего имущества. Эффект домино распространяется по миру. Финансово-политический замок[3] захватил уже Грецию, Ирландию, Португалию, Исландию и Латвию.

Наши эксперты-финансисты способны точно предсказывать эти кризисы, но вот что с ними делать, они, по всей видимости, не знают — ни до наступления кризиса, ни после. 18 сентября лидер группы большинства в Сенате, Гарри Рейд,  сказал, что в этом году вряд ли удастся издать новый закон по пересмотру финансового регламента, поскольку «никто не знает, что делать». Он добавил, что ни глава Федерального Резерва, Бен Бернанк, ни секретарь Министерства Финансов, Генри Паулсон,  «не знают, что делать, но пытаются собраться с мыслями»[4]. Похоже, Рейд был не в курсе дела, поскольку на следующий же день Паулсон изложил план — «мать всех поручителей» — 700 миллиардов долларов позволят правительству оплатить непогашенные ссуды, разгрузив, таким образом, бухгалтерские книги финансовых организаций. За выходные эта мера была доведена до сведения законодателей, с добавлением приказа: «Денег нам, и поскорее!» Белый Дом безапелляционно утверждал, что не время спорить о сумме или подыскивать альтернативу, которая могла бы устроить не только Уолл-стрит, но и Мэйн-стрит, и Конгресс должен немедленно дать свое согласие, ибо в противном случае неизбежно дальнейшее «разрушение мировых финансовых рынков». Этот срочный ремонт обошелся в несколько триллионов. Хуже всего то, что даже после выплаты этой невообразимой суммы по-прежнему непонятно, решилась ли проблема раз и навсегда. В 2010 году уровень банковского кредитования продолжает снижаться рекордными темпами, и если банки не будут накачивать в экономику все новые и новые деньги, положение не улучшится. Америке и Европе приходится затягивать пояса в социальном секторе, как это было в странах южного полушария в 80-е и 90-е годы прошлого века.

«Так в чем же именно состоит экономическая проблема?» — вот в чем вопрос, ведь невозможно решить проблему, если неизвестно, в чем она состоит. Может быть, она в миллионах непогашенных ипотечных ссуд или в менее известном долге в квадриллион долларов (т.е. тысячу триллионов), образовавшемся при продаже деривативных бумаг, который ставит под удар множество банков и брокерских контор[5]? А может быть, проблемы возникли оттого, что меры предосторожности, принятые во время депрессии 1930-х гг., такие как договор Гласса-Стигалла (разделяющий коммерческие и инвестиционные банки) были по глупости аннулированы? Сосредоточена ли эта проблема в каком-либо отдельном секторе финансовых рынков, или это системная проблема? К чему же тогда все эти высокопарные рассуждения о «невидимой руке свободного рынка», которые столь широко пропагандировались во время наступления на мировую экономику в последние два десятилетия? Если свободный рынок творит чудеса (как нас убеждали), почему бы не позволить этому свободному рынку самому навести порядок сейчас? Пусть банки, из-за которых возник весь этот кавардак, рухнут и начнут все сначала. Есть вообще средство решения проблемы или нет? Что означает «решение проблемы безработицы»? И как вообще можно говорить о решении, если миллионы людей выброшены на улицу? Есть множество сиюминутных проблем, которые можно решать по мере поступления, однако полное и окончательное решение их возможно только в том случае, если мы поймем глубинные корни проблемы. В чем конкретно состоит проблема и откуда она берет начало? Именно на этот вопрос отвечает данная книга.

Похоже, что в напряженной попытке найти решение, умники все-таки проглядели самую важную часть проблемы. Они рассматривают эту проблему как денежную или же считают ее причиной недостаток контроля со стороны властей и, соответственно, предлагают решать ее с помощью денег или контроля. Но проблему породили не сами по себе деньги, и, ни деньги, ни правительственный надзор не смогут решить ее до конца.

Так все-таки, с чего же началась эта проблема? Современная экономика — не природное явление, в отличие, скажем, от гравитации, чьи законы непреложны. Это система, созданная человеком, а людям свойственно, мягко говоря, ошибаться. Поэтому у самых корней несовершенной экономики и ее ошибок мы находим причину — людей. И если уж быть до конца точным, многие (если не все) наши экономические проблемы вызваны людьми, имеющими определенный склад ума, который заставляет их обманывать, эксплуатировать, отнимать и красть, чтобы увеличить собственное богатство. Одной из главных причин нынешнего экономического кризиса может быть признана, к примеру, старая добрая жадность. Кого-то сознание толкает к конкуренции. А есть и такие, кто стремится решать экономические проблемы в духе сотрудничества и равенства. Поэтому, если мы хотим полностью понять, в чем состоит проблема современной экономики и как ее решить, нам в первую очередь нужно понять людей и природу сознания.

Это может показаться намного сложнее, чем разгребать экономические завалы. Тысячелетиями мы пытаемся понять человека, однако до сего дня удовлетворительный гештальт так и не создан, целостное понимание не найдено.

Но надежда, к счастью, не потеряна. Совершенно ясную картину предлагают нам Веды, древнейшие священные писания мира. Незамеченные или неверно трактуемые европейцами, они, однако, превосходно описывают поведение человека. Веды включают в рассмотрение один важнейший момент, ускользнувший от внимания людей Запада: мы — духовные существа, обладающие двойственной, материально-духовной природой, и в Ведах подробно разъясняется, как материальные энергии этого мира влияют на сознание людей.

Мы — духовные существа, однако пожелали поселиться в материальном мире, чтобы исполнить свое желание соприкоснуться с материальной энергией. Мы хотим касаться ее, ощущать ее вкус, чувствовать, видеть ее во всех ее бесчисленных формах. Это заметно проявляется в наших способах ведения экономических дел. И это ключ, который поможет нам решить экономические проблемы.

Основные духовные истины, на которых мы основываем наш экономический анализ, изложены в Бхагавад-гите. Хотя на Западе эта книга довольно мало известна, она считается одним из главных священных писаний мира — таковым считает ее более миллиарда человек. В Гите объясняется, что ее рассказчик, Шри Кришна — не кто иной, как Сам Бог. Согласно Ведам, Господь время от времени нисходит в этот мир, чтобы наставить людей в духовной науке, и именно это случилось 5000 лет назад. Если не признать рассказчика Гиты Богом, то чтобы извлечь из нее какой-то смысл, придется прибегать ко всевозможным запутанным толкованиям. Святые, принадлежащие к школе Гаудия-вайшнавов, просят нас: «Если хотите понять истины Гиты, нужно хотя бы теоретически признать рассказчика Гиты Богом». И в нашей книге мы следуем их совету.

Но и при этом условии понять Бхагавад-гиту не так-то просто. Нашим попыткам понять ее мешает культурная обусловленность. Мы можем читать тексты Гиты, но смысл ее останется скрытым от нас, поскольку мы пытаемся понять ее в контексте нынешней культуры. Все, что мы читаем, мы неизменно пропускаем через призму своих материальных представлений о жизни, которыми мы обусловлены. А Гиту нужно понимать в контексте, который предлагает она сама. Поэтому нам нужен метод, который поможет понять ее правильно. В этой книге я рассматриваю хорошо знакомые нам слова в новом культурном контексте, отделяю их от привычного смысла, а затем показываю их суть по-иному.

Одно из таких слов — «экономика». Тема этой книги — явление, которое я называю «духовной экономикой», то есть, экономикой, основанной на учении Бхагавад-гиты. Моя мысль о том, что в Гите рассматривается экономика, порой вызывает недоумение, так как в ее тексте переводчик не найдет ничего, что можно хотя бы приблизительно перевести как «экономика». Более того, сочетание этих двух слов внешне кажется оксюмороном. Но экономика и экономическая деятельность в Гите определенно есть! Вот пример. Каждому ясно, что любая экономическая деятельность направлена на результат. В современной культуре результат этот измеряется в деньгах, и потому экономика воспринимается как что-то, непременно связанное с деньгами. Но такое понимание экономики — явление сравнительно недавнее, поскольку деньги, как единое средство обмена появились лишь около 800-600 г. до н. э., да и то лишь в некоторых частях света. До этого экономическая деятельность также была направлена на какой-то результат, но измерялся он по-другому. Поэтому экономика вовсе не обязательно должна ассоциироваться с деньгами. И хотя Кришна ни слова не говорит ни об экономике как таковой, ни о деньгах, Он, несомненно, много говорит о результатах деятельности. И оказывается, то, кáк мы получаем результаты своей деятельности, и что делаем с ними, имеет очень важное значение для нашего духовного роста и развития.

Еще одна интересная деталь экономики — спрос. Почти всем известно экономическое соотношение спроса и предложения: предложение растет или падает пропорционально спросу — таков «закон рынка». На страницах Гиты Шри Кришна немало говорит о спросе. Он снова и снова упоминает о желаниях и устремлениях людей, обладающих материалистическим сознанием. Желания, которые можно обозначить как «спрос» на материальные вещи, также имеют самое непосредственное отношение к нашему духовному росту и развитию.

Не случайно Гита так настойчиво рекомендует этот же самый метод «рифрэйминга»[6], переосмысления привычных понятий. Наилучший пример такого переосмысления — наше собственное существование. Люди, как правило, считают себя телами, но Шри Кришна «переопределяет» наше существование, говоря, что мы — духовные элементы, души, пребывающие в телах. И точно также через призму философии, изложенной в Гите, «пересматривается» и множество других явлений, до сей поры осмысливаемых нами так, как задано культурой.

Чтобы читатель мог понять духовную экономику, я выбрал из Бхагавад-гиты и свел воедино те фрагменты, которые посвящены деятельности и желаниям. Термин «духовная экономика» подразумевает две вещи: первое — природу живого существа и влияние материальной энергии на его сознание (что дает мне основу для анализа экономической деятельности в прошлом и настоящем), и второе — экономическую систему, созданную Господом и данную Им человечеству для обеспечения жизненных потребностей. Следуя Его предписаниям, мы сможем без труда удовлетворить все наши материальные потребности. Но это лишь побочный результат, а не истинная цель наших усилий. Истинная наша цель — приблизиться к Богу. Его экономические методы не имеют ничего общего ни с деньгами, ни с коммерцией. Это — обмен любовью. Любовью, которая проявляется во взаимодействии Господа и Его преданных. Этот метод поможет нам развить чистое сознание, которое позволит нам войти в духовное царство. Действия, совершаемые под знаменем духовной экономики, составляют практику бхакти-йоги, йоги преданности.

Некоторые элементы экономики

Обычно экономику считают наукой о мировых финансах и коммерции, которой занимаются высокообразованные специалисты. До какой-то степени это верно. Но экономика может быть и не столь глобальной, и для большинства людей это так и есть. Само слово «экономика» происходит от греческого «ойкономиа» — «домашнее хозяйство». Изначально оно относилось всего лишь к способам удовлетворения основных жизненных потребностей людей: в еде, одежде и крыше над головой. Это и составляет понятие экономики для среднестатистического человека. Основной вопрос экономики состоит в том, как решить экономические проблемы (достать пищу, одежду и жилье), и история дает нам множество вариантов решения. Нынешняя денежная экономика — лишь один из возможных вариантов.

Еще один простой способ понять, что такое экономика, — рассмотреть ее в понятиях взаимоотношений. Как правило, в нашем повседневном общении с теми, кого мы любим (члены семьи, близкие друзья), мы не используем денежный расчет. Люди воспринимают своих близких как продолжение самих себя, и обмениваются с ними дарами любви. Это особенно заметно в так называемых «малых семьях», состоящих из родителей, детей и, в некоторых случаях, близких кровных родственников, живущих под одной крышей. Но по мере того, как связи становятся все более далекими, в качестве средства обмена начинают выступать деньги. Почему? Потому что в современной западной культуре отсутствует механизм связи с теми, кто не близок нам.

Западная философия возвела на вершину шкалы ценностей, принятых в обществе, личность, индивидуум. Мало того, она отделила, даже изолировала каждый индивидуум от других, установив идею неограниченной частной собственности и зафиксировав это понятие в законах. Согласно юридическому определению, то, что «мое» — не «ваше», и наоборот. Так люди отделяются, изолируются друг от друга, и это значительно усиливает в них чувство отчуждения и обезличенности. Интересы одного человека противопоставляются интересам другого. Это единственная причина большей части неврозов и конфликтов в современном мире. Нет прежнего общественного договора, который включал в себя исполнение долга, какие-то обязательства членов общества по отношению друг к другу. Каждый человек или, как принято говорить в нынешней «прогрессивной» культуре, каждый индивидуум существует сам по себе, каждый за себя.

«Получение» — это не всегда грубый захват. Сейчас это явление вполне «цивилизованное»: некоторые люди присваивают производительные усилия других, используя создаваемое для этого несправедливое превосходство. С точки зрения капиталистического образа мысли, те, кто это делают, считаются ловкими дельцами. При таком, совершенно бесполезном, подходе «успешными» называют людей, способных добывать большие деньги за счет других. В современном обществе вещи ценятся выше, чем люди. Деньги, богатство — вот что важно, и все наши взаимоотношения определяются ими. Если нам удалось продемонстрировать хорошее умение добывать деньги или владеть ими, нас уважают, независимо от наших личных недостатков. Вот что такое общество материалистов.

В концепции духовной экономики функции экономики, напротив, основаны на общественных взаимоотношениях и негласном общественном договоре, определяющем об<



2020-02-04 291 Обсуждений (0)
Некоторые элементы экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Некоторые элементы экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)