Процедуры внутреннего контроля реализации продукции.
Содержание процедур внутреннего контроля, возлагаемых на конкретных исполнителей – должностных лиц предприятия, зависит от организационной структуры предприятия и его структурных подразделений. 1. При получении заказа соответствующим должностным лицом осуществляется контроль за наличием таких признаков, как разборчивая подпись и указание должности лица, составившего заказ; точное указание юридического адреса и банковских реквизитов заказчика; четкий оттиск печати организации – заказчика; конкретность намерений заказчика и т.д. Поступившие заказы регистрируются в книге учета заказов. Все выявленные отклонения от указанных параметров учитываются при предварительной оценке возможности выполнения заказа. Все неясные стороны заказа уточняются у заказчика посредством телефона или факсимильной связи. Заказ направляется для дальнейшего анализа только при отсутствии отклонений от параметров. Все заказы нумеруются и подшиваются для хранения в журналах учета поступивших заказов. Должностные лица предприятия, участвующие в процессе: · Начальник бюро формирования портфеля заказов отдела сбыта; · Начальник отдела сбыта. Для ООО «Фаворит» должностными лицами являются: бухгалтер по работе с клиентами и менеджер. Все заказы оформляются в момент их поступления и заполняются самим заказчиком. При этом организация-заказчик должна предоставить такие документы, как Устав предприятия или копию первой страницы Устава, копию свидетельства о регистрации в ИФНС. Бухгалтер по работе с клиентами на месте проверяет правильность заполнения заказа, наличия всех документов, паспортные данные достоверного лица, заказывающего печать. Затем заказ передается менеджеру для проверки, а он в свою очередь представляет заказ для выполнения специалисту по изготовлению печатей и штампов. 2. Процедура контроля финансовой устойчивости заказчиков. Принимая решение об отгрузке продукции на условиях последующей оплаты, должностные лица, ответственные за это, должны проводить анализ финансового состояния и надежности заказчика. Действия внутреннего контроля заключаются в : ▪ выборе примера нескольких еще не исполненных заказов на существенную сумму и анализе материалов, на основе которых была установлена финансовая устойчивость, кредитоспособность и деловая порядочность заказчиков; ▪ оценке необходимости, достаточности и истинности данных материалов; ▪ проведении выборочного анализа финансовой устойчивости с целью подтверждения качества анализа, выполненного специалистами финансового отдела. 3. Процедуры контроля при подготовке проектов договоров поставки. Проект договора поставки готовится на основе образцов примерных договоров поставки, составленных в предусмотренной законодательством форме для различных отраслей промышленности с учетом условий конкретного заказчика. Действия внутреннего контроля заключаются в: выборе для примера нескольких еще не исполненных заказов на существенную сумму и анализе соответствующих им договоре поставки на предмет их соответствия необходимым параметрам; уточнении причины выявленных отклонений. 4. Процедуры контроля выписанных товарно-транспортных накладных. Выписка ТТН и санкционирование отгрузки во избежание злоупотреблении производится разными должностными лицами. Выписанные экземпляры ТТН регистрируются в специальном журнале или файле. Должностное лицо, санкционирующее отгрузке, по установленному порядку осуществляет контроль выписанных ТТН по следующим параметрам: правильность их оформления; взаимосвязь указанных данных; точность подсчета указанных данных; соответствие указанных цен условиям договора и прейскуранту организации; соответствие характеристик продукции условиям договора и календарным планам отгрузок. 5. Процедуры контроля формирования партий отправки и их погрузки в автотранспортное средство. Все экземпляры выписанной ТТН передаются на склад готовой продукции. Получив экземпляры ТТН, заведующий складом готовой продукции проверяет, поставлена ли на них соответствующая подпись заместителя начальника отдела сбыта и при наличии ее организует отборку продукции из мест хранения, комплектацию партий отправки, формирует грузовые единицы и производит их соответствующую маркировку. По прибытии автомобиля в зону погрузки склада готовой продукции заведующий складом, сверяя соответствующие реквизиты путевого листа и транспортного раздела ТТН, осуществляет контроль на предмет соответствия параметров прибывшего под погрузку автомобиля объему данной поставки. После осуществления погрузки заведующий складом в предназначенных для этого разделах ТТН проставляет номера путевого листа, указывает наименование документов, следующих за грузом, вид упаковки, количество мест и скрепляет экземпляры ТТН штампом склада и своей подписью с указанием должности и ФИО. 6. Процедуры контроля реализации готовой продукции. При получении данных об отгрузке продукции покупателю начальник бюро оперативного управления отдела сбыта в журнале ежедневного учета отгрузки фиксирует: наименование покупателя; дату и номер договора поставки; дату выписки и номер соответствующей ТТН; дату и время фактического осуществления отгрузки; фактические данные об отгрузке в стоимостном и натуральном выражении по каждому наименованию отгруженной продукции; дату и время возвращения автомобиля в организацию после отгрузки. По данным вышеуказанного регистра начальника бюро оперативного управления составляются и ежедневно передаются в экономический отдел, содержащие сведения по отгрузкам за день и с начала отчетного периода. Отчеты составляются по утвержденной форме в трех видах: ● по отгрузкам продукции каждого наименования всем покупателям; ● по отгрузкам продукции всех видов каждому покупателю в разрезе заключенных с них договоров; ● по объекту отгруженной продукции по видам отгрузки в разрезе транспортных средств и с указанием времени, затраченного на погрузочно-разгрузочные работы. Начальник экономического отдела на основе ежедневных отчетов, полученных из бюро оперативного управления, а также данных по расчетам за продукцию, поступивших из договорно-правового бюро, подготавливает и по установленному порядку ежедневно передает заместителю начальника отдела сбыта отчеты о выполнении планов продаж за день и с начала отчетного периода, а также отчеты о выполнении оперативно-календарных планов отгрузок и перевозок. Заместитель начальника отдела сбыта анализирует полученные отчеты, определяет причины отклонений, находит виновных, принимает меры в пределах своей компетенции и ежедневно по установленному порядку передает сведения о ходе выполнения планов сбыта начальнику отдела сбыта. Начальник отдела сбыта анализирует полученную информацию, принимает меры в пределах своей компетенции и предоставляет вышеуказанные отчеты и объяснительные записки с указанием причин отклонений, выявленных виновников и принятых мер дирекции организации для рассмотрения на ежедневных оперативных совещаниях руководителей организации. На совещаниях по не устраненным отклонениям принимаются необходимые управленческие решения. Действия внутреннего контроля заключаются в наблюдении за подготовкой первичной отчетности по сбыту ответственными за это работниками, в опросе руководства отдела сбыта на предмет наиболее часто возникающих причин отклонений от заданных объемов реализации и принятых по отклонениям управленческих решений. 7. Процедуры контроля фактурирования поставок. На основании полученного от водителя-экспедитора экземпляра ТТН с отметками покупателя о приемке продукции работником группы учета расчетов с дебиторами и кредиторами бухгалтерии выписывается счет-фактура в 2-х экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции предоставляется покупателю; счет-фактура подписывается руководителем организации, главным бухгалтером, заместителем начальника отдела сбыта и скрепляются печатью организации. Второй экземпляр счет- фактуры подшивается и хранится в учетной документации. Перед подписание счета- фактуры вышеуказанные должностные лица методами проверки документов и встречной проверки документальных данных осуществляют контроль за правильностью указания реквизитов и следующих дополнительных данных: серия, номер и даты выписки ТТН; дата отгрузки; номер автомобиля, на котором осуществилась доставка продукции; количество грузовых мест. При этом данные счета- фактуры сверяются с данными ТТН и условиями договора. Бланки счетов-фактур должны быть заранее пронумерованы. Последовательность нумерации проверяется главным бухгалтером. Счет-фактура является основным документом, по которому объем реализации отражается в бухгалтерском учете. На основе выписанных счетов-фактур работник группы учета готовой продукции бухгалтерии в соответствующих регистрах ведет аналитический и синтетический учет реализации готовой продукции. На основе выписанного счета-фактуры работник группы учета расчетов с дебиторами и кредиторами бухгалтерии заполняет регистры аналитического учета покупателей. Он же ведет книгу продаж, в которой в хронологическом порядке регистрируются выписанные счета-фактуры. Действия внутреннего контроля заключается в следующем: ● наблюдение за подготовкой счетов-фактур; ● контроль методов сверки документов счетов-фактур на предмет соответствия указанных в них данных данными ТТН и условиям договоров; ● контроль счетов-фактур на предмет их заполнения в соответствии с действующими правилами; ● проверка проводок в Главной книге и точности счетов покупателей; ● согласование данных книги аналитического учета с синтетическими счетами в Главной книге; ● проверка правильности ведения книги продаж; ● сверка даты зафиксированных операций по реализации с датами счетов-фактур и ТТН. 8. Процедуры контроля оплаты продукции покупателями. Ежедневно работник отдела банковских и кассовых операций получает из банка выписки с расчетного счета, где помещены все данные о движении и остатков денежных средств на счетах организации, в том числе о поступивших от покупателей за текущий день денежных суммах в оплату отгруженной продукции. Получив банковскую выписку, работник отдела банковских и кассовый операций осуществляет контроль на предмет полноты указания в выписках перечисленных покупателями сумм, сверяя поступившие от покупателей суммы по выписке с суммами, указанными в прилагаемых к ней оправдательных документах. В случае обнаружения отклонений работник отдела банковских и кассовых операций оперативно разрешает все возникшие вопросы совместно с соответствующими работниками банка. Экономист по расчетам с покупателями ведет оперативный учет и методом документальной сверки осуществляет контроль за своевременностью и полнотой оплаты продукции покупателями. На основании банковских выписок и оправдательных документов указанный работник делает соответствующие отметки об оплате в регистрах расчетов с покупателями. Экономист по расчетам с покупателями представляет начальнику расчетного отдела ежедневные отчеты по выполнению плана поступления денежных средств за день и с начала отчетного периода в разрезе покупателей и заключенных с ними договоров. Начальник расчетного отдела устанавливает причины и выявляются виновники отклонений. Отчеты о движении денежных средств в разрезе установленных отчетных периодов начальник финансового отдела представляет на ежедневных оперативных совещаниях руководителей организации. Действия внутреннего контроля заключается в выборе журнала денежных поступлений за отчетный период. Для этого следует сравнивать данные банковских извещений с итоговыми данными в регистрах учета, а также проверить проводки по счетам Главной книги. 9. Процедуры контроля дебиторской задолженности покупателей. В целях повышения эффективности системы контроля за состоянием расчетов с покупателями начальником расчетного отдела производится проверка из задолженности. Для этого всем покупателям по установленному порядку направляются акты сверки, подписанные начальником финансового отдела и скрепленные печатью организации. Акты сверки должны содержать данные по календарному графику погашения задолженности покупателей на предстоящий период за отгруженную продукцию. Акты сверки составляются в двух экземплярах. Второй экземпляр регистрируется в специальном журнале и храниться в соответствующей картотеке в целях последующего контроля своевременности и полноты выверки указанной задолженности. Первый экземпляр, подписанный начальником финансового отдела и скрепленный печатью организации, отправляется покупателю по почте или факсу. Покупатель должен в течение 10 дней со дня получения указанного акта сверки подтвердить числящуюся за ним задолженность и порядок ее погашения, либо представить свои мотивированные возражения. Покупатель также должен заверить акт своей печатью и подписью уполномоченного лица. Полученный ответ регистрируется экономистом по расчетам с покупателями с указанием даты и точного времени его получения. Действия внутреннего контроля заключаются в: ● Выборе примеров счетов покупателей и подтверждении дебетовых записей счетами-фактурами, а кредитовых записей – документами о поступлении денег или приказами о списании кредита; ● Выявлении просроченных счетов дебиторов; ● Наблюдении за процедурами ежемесячной выверки дебиторской задолженности покупателей; ● Выборе примеров из не подтвержденных покупателями актов сверки дебиторской задолженности и выяснении у руководства финансовой службы принятых мер по данным отклонениям; ● Установке по датам отправки двух экземпляров актов сверки дебиторской задолженности просрочки ответов покупателей и выяснений у работников финансовой службы причины данного отклонения; ● Подтверждении списанной безнадежной дебиторской задолженности необходимой документацией; ● Контроль за списанием неистребованной задолженности. На рассматриваемо предприятии после оформления заказа покупатель вносит стопроцентную оплату за заказ, которая оформляется приходным кассовым ордером. Затем заказ и приходный кассовый ордер передаются на проверку менеджеру. При получении продукции покупатель должен предоставить корешок приходного кассового ордера и доверенность на получении печати или штампа. В доверенности обязательно должно быть указано наименование организации-заказчика, должность достоверного лица, его ФИО, паспортные данные, подпись руководителя организации и лица, выписавшего доверенность. Затем выписывается расходная накладная и счет-фактура на готовую продукцию в 2-х экземплярах, Первый экземпляр с подписью руководителя и главного бухгалтера остается покупателю, а второй остается в организации, подшивается в журнал и храниться в бухгалтерии. Отрицательная сторона реализации продукции в том, что в большинстве случаев расходная накладная и счет-фактура подписывается не руководителем и главным бухгалтером, а только бухгалтером по работе с клиентами.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |