Программа реформирования бухгалтерского учета
Основа бухгалтерского учета - план счетов, который представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности. В настоящее время еще действует план счетов, изданный в 1992 году. Но он не отвечает новым требованиям и условиям формирования рынка, а также подходам и нормам, принятым в развитых странах. Поэтому, начиная с 1998г., одной из основных задач развития Российской бухгалтерской системы стали ее интеграция в международную систему и реформирование с целью максимального приближения бухучета в России и, соответственно, его Плана счетов к международным стандартам финансовой отчетности. Переход с 1 января 2002 года всех российских предприятий на новый План счетов - это одновременно и финиш, и старт в организации бухгалтерской деятельности. Финиш - поскольку завершается процесс реформирования методологии путем разработки российских стандартов бухгалтерского учета, старт - поскольку впереди работа в новых, боле удовлетворяющих международным требованиям условиях. Новый план счетов, безусловно, радикален: в нем меняется как идеологический подход так и форма группировки данных. Главной идеологической новацией является заложенная в документе гибкость. В Инструкции по применению нового плана счетов дана лишь краткая характеристика синтетических счетов: 1) структура и назначение счета; 2) экономическое содержание; 3) отражаемые факты хозяйственной деятельности; 4) порядок записей для наиболее распространенных хозяйственных операций; 5) корреспонденция счета с другими счетами. Ни сам План счетов, ни инструкция по его применению не устанавливают правил оценки, группировки, документирования, балансового обобщения и учетных процедур. Такие правила содержатся в иных нормативных документах, таких как стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания и другие. В таких условиях каждому бухгалтеру предстоит переоценить существующие подходы к организации бухгалтерского учета с точки зрения правильности классификации и идентификации объектов учета, соблюдения принципов их отражения на счетах. В результате даже чисто формально меняются существовавшие десятилетиями, привычные представления об отражении объектов учета. Это касается практически всех активов, как внеоборотных, так и оборотных, а также всех процессов снабжения, производства и реализации. Хотя вопрос о структуре нового Плана счетов при его подготовке был одним из наиболее дискуссионных, общепринятым стало решение сохранить в целом прежнюю структуру. Таким образом, основным признаком, положенным в основу группировки счетов и последовательности их расположения в новом Плане осталось экономическое содержание фактов хозяйственной деятельности, обобщаемых на синтетических счетах. Новый план, как и план 1992г., содержит 9 разделов. Сначала приводятся счета по отражению активов и хозяйственных процессов, а затем счета по обязательствам и капиталу. Внутри разделов соблюдается привычная последовательность. Так, например, в разделе "Внеоборотные активы" регулирующие счета следуют за основными (счета 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация основных средств"). Наиболее значительные изменения коснулись раздела по учету финансовых результатов. Этими изменениями завершилось формирование новой методики учета доходов и расходов, которая предложена в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. В раздел финансовых результатов теперь помещены счета учета реализации (продажи) продукции, товаров, работ, услуг. Это сделано потому, что счета реализации больше соответствуют сути финансового результата, поскольку формируют информацию о доходах и расходах организации, которые являются элементами счета прибылей и убытков. В новом плане счетов не предусмотрено использование ряда синтетических счетов. В то же время в план введено несколько новых счетов, например, 81 "Собственные акции ". Изменены наименования и номера некоторых счетов. Некоторые синтетические позиции стали более подробными, другие, напротив, - более обобщенными (см. приложение 3). В целом, разрабатывая новый план счетов, специалисты стремились к тому, чтобы его применение помогало обеспечить: 1) более высокую степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации; 2) рационализацию порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни; 3) снижение затрат на формирование финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Осмысливая трудности предстоящих событий как для организаций, так и для государственных органов, профессиональные объединения и бухгалтерская общественность уже на протяжении года подробно обсуждали переход на новый План счетов в открытой печати, специализированных изданиях, на конференциях и семинарах. Однако общее понимание - это еще не практическое использование. Совершенно очевидно, что работа по внедрению нового Плана счетов на конкретных предприятиях и организациях, устранению его мелких недостатков и совершенствованию должна продолжаться и дальше. В тоже время следует учитывать, что новый План счетов не является по отношению к требованиям международных стандартов финансовой отчетности их зеркальным отражением. Следовательно, в условиях подготовки России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) развитие фондового рынка и повышение его инвестиционной привлекательности потребует и в дальнейшем серьезной работы по продолжению реформы в сфере бухгалтерского учета.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |