Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование результатов публичного выступления премьер-министр РФ Д. Медведева и президента В.В. Путина методом контент-анализа (метод 12 ценностных слов-маркеров)



2020-02-04 342 Обсуждений (0)
Исследование результатов публичного выступления премьер-министр РФ Д. Медведева и президента В.В. Путина методом контент-анализа (метод 12 ценностных слов-маркеров) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для анализа выступлений применим контент-анализ методом 12 ценностных слов-маркеров.

Метод 12 ценностных слов-маркеров состоит в том, чтобы определить 12 часто повторяющихся и выделяемых в речи выступающего ценностных слов-маркеров, которые характерны только для него и в данной речи.

Проведем исследование выступления премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева данное 10 декабря 2014 года программное интервью пяти российским телеканалам. В беседе участвовали Первый канал, «Россия», НТВ, РЕН-ТВ и «Дождь».

И сравним с посланием В. В Путина Федеральному собранию от 4 декабря 2014 и выступлением В.В. Путина его ответы во время прямой линии 16 апреля 2015.

Определим особенности публичной коммуникации Д.А. Медведева, проанализировав текст выступления методом 12 ценностных слов-маркеров. Анализ публичной коммуникации Д.А. Медведева выступления 10 декабря программное интервью пяти российским телеканалам показан на рисунке в приложении 1.

Карта самых частотных понятий используемых в публичной коммуникации Д.А. Медведевым показана на рисунке в приложении 2.

Далее количество раз произнесённого слова будет обозначаться таким образом: слово (количество употребления данного слова) Самые частотные - деньги (22). Основная деятельная активность связана именно с ними: деньги нужно зарабатывать, их можно потерять, хранить, получать, выделять, платить, давать, нужно говорить о деньгах, обсуждать, приветствовать, иметь, находить, вкладывать, тратить, забирать, привлекать.

Люди (19) занимают 2-е место. В дискурсе Д.А. Медведева это понятие имеет довольно широкое смысловое наполнение и обозначает: 1. Экономический субъект, который взаимодействует с деньгами (имеет покупательную способность, участвует в обменных операциях, занят в бизнесе и т.д.); 2. Собственно население, большинство; 3. Некие серьезные люди, элита.

На третьем - момент (17). Настоящий момент (в большинстве случаев) - категория времени (12 упоминаний), а также положительные и отрицательные моменты - в значении факторов, условий окружающей среды.

Партнеры - 16 упоминаний. Американские партнеры, украинские, китайские, европейские - политические и экономические конкуренты России. Премьер-министр ни разу не назвал их противниками и вообще не использует язык геополитического противостояния.

Задача (15 упоминаний) - заключается, ставится, исполняется, решается (12 упоминаний) - очень конкретный деятельный подход опытного профессионального управленца, который убежден, что все решаемо, если правильно поставить и распределить задачи.

Страна (15) имеет два значения: 1. географическое обозначение, территория; 2. объект, принадлежащий кому-то и кем-то управляемый (наша страна, наша компания, их компания). Олицетворения страны, даже обожествления, придания персональных качеств субъекта, характерного для патриотов, например, нет и в помине.

Под ситуацией (13) понимается ситуация в экономике (12) в настоящий момент - тяжелая, непростая. В отличие от страны экономика олицетворяется: ей может быть что-то выгодно и полезно, а что-то вредно, она может найти, потерять, расти - она может заболеть, и о ней нужно заботиться и помочь выздороветь. Такое отношение характерно для «рыночников первой волны», впрочем, у Медведева эта особенность выражена гораздо слабее.

Анализ публичной коммуникации В.В. Путина Федеральному собранию (4.12.2014) показан на рисунке в приложении 3.

Путин, без сомнения, придерживается либеральной идеологии (рынок - 25,3%; свобода - 6,3%; право - 8,9%), однако наблюдается смещение в сторону национал-патриотизма: высокая роль нации в дискурсе (25,3%); присутствие «патриотизма» (3,8%); увеличение частотности «русский» (с 6,3% до 10,1%); появились упоминания Бога (1,3%) и Родины (2,5%), чего раньше не наблюдалось.

Много упоминаний «мы» (129), что странно для либерального дискурса, на первый взгляд. При изучении семантического наполнения становится ясно, что под «мы» понимается некие «серьезные люди», возможно, команда премьера, который явно не чувствует себя одиноким воином в поле.

Тон интервью заметно дидактический: чтобы (40), потому (30), поэтому (30). Вместе с частыми упоминаниями слов «просто» (37), «конечно» (32), «действительно» (21) создается впечатление довольно уверенного в себе человека, который прекрасно понимает, что происходит и чего ждать от окружающей его реальности.

Интересна высокая частота слова «должны» (21): должны ЦБ, Правительство, ряд компаний, должны работодатели, наши партнеры, академики, должны медики, московские власти, люди - все, кроме премьер-министра, который, похоже, не чувствует себя кому-либо должным или за кого-либо ответственным.

Д.А. Медведев отвечает только за свои действия и решения и предлагает всем остальным последовать его примеру.

Карта самых частотных понятий используемых в публичной коммуникации В. В, Путиным показана на рисунке в приложении 4.

Россия, страна, люди (патриотический дискурс) конкурируют с бизнесом, экономикой, свободой, развитием (либеральным дискурсом).

По сравнению с В.В. Путиным, у которого в текстах проскакивают какие-то метания и неопределенность высших ценностей, Медведев довольно цельная, в плане отсутствия внутренних противоречий, личность, вполне в себе уверен и собой доволен.

Для определения политических взглядов президента В.В. Путина его ответы во время прямой линии 16 апреля 2015 были проанализированы методом 12 ценностных слов-маркеров. Чтобы выявить возможные изменения в ценностной ориентации личности, сравним полученные данные с результатами анализа послания В.В. Путина Федеральному собранию от 4 декабря 2014:

Частотный анализ ответов Путина во время прямой линии позволил выделить два смысловых ядра:

экономический кризис в России - основное (проблема, решение, экономика, вопрос, процент, миллиард, банк, принять, поддержать и т.д.);

на втором месте - события на Украине (Украина, отношения).

Анализ публичной коммуникации В.В. Путина во время прямой линии 16 апреля 2015 показан на рисунке в приложении 5.

На первом месте по частоте упоминания - «все» (0,5%). Все люди, эксперты, министры, дома, вещи, издержки, вся страна, экономика… Это может говорить: 1. О стремлении Президента учесть все возможные варианты, факторы, риски, обостренные и множимые сложной обстановкой в стране и мире; 2. Об особенности российской государственности: вся власть и ответственность - удел одного человека; 3. О некоторой упрощенности в оценке окружающей реальности: все знают, все должны понимать, все хорошо / плохо, всё или ничего, все или никто.

На втором - «знать» и «нужно» - по 0,37%. Они образуют следующую смысловую конструкцию: я знаю, а кое-что знаете и вы, но теперь нужно делать, создавать, совершенствовать, работать, исправлять - как можно быстрее. С одной стороны, Путин сигнализирует о своем понимании ситуации (как и высокая частотность слова «конечно» в значении разумеется, само собой, очевидно - 0,35%), с другой - о необходимости, вынужденности подчиняться внешним факторам, противоречащим его внутренним устремлениям и желаниям.

Учитывая смещение ценностной ориентации (с консервативно-либеральной к национально-патриотической) и противоречие между внутренними мотивами и внешней необходимостью, можно предположить наличие некоего внутреннего конфликта, личностного кризиса, который, однако, средствами контент-анализа напрямую не детектируется.

Показательно, что хотя «страна» и «Россия» имеют высокую частотность, более свойственную патриотическому дискурсу, олицетворения за редким исключением (Россия ждет, существует, интересуется) не происходит - это просто территория и государственное образование. Экономические термины употребляются с «либеральной» частотой, однако имеют иное смысловое наполнение - нет образа живого организма, обладающего собственной волей - речь о невидимой руке рынка уже не идет.

Таким образом, Д.А. Медведев использует публичную коммуникацию «доминантного собеседника», так как ему присуща интуитивная тяга к превалированию. Это напористый собеседник, который пытается завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он довольно часто бывает резким, говорит немного громче, чем другие. Д.А. Медведев копирует интонацию, тембр голоса, риторические приемы, структурное построение текста В. В, Путина. В своих телевизионных публичных коммуникациях Д.А. Медведев часто использует следующие ценностные слова-маркеры: свобода; право; традиция; рынок; нация; русский; нет патриотизма и Родины - однозначный либерал. В. В, Путин использует публичную коммуникацию «мобильный собеседник», так как не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит, охотно, интересно, часто перескакивает с темы на тему. Для него важным является уловить смысл сказанного. В публичной коммуникаци В.В. Путина часто использует следующие ценностные слова-маркеры: суверенный; патриотизм; свобода; справедливость; право; равенство; традиция; рынок; нация; русский. Частотный анализ ответов В.В. Путина во время прямой линии позволил выделить два смысловых ядра: экономический кризис в России - основное (проблема, решение, экономика, вопрос, процент, миллиард, банк, принять, поддержать). На втором месте - события на Украине (Украина, отношения). На первом месте по частоте упоминания - «все» (0,5%). На втором - «знать» и «нужно» - по 0,37%.

 


Заключение

 

В результате проведенного исследования по проблеме психологии публичного выступления, было решено ряд задач.

В результате первой задачи, которая заключалась в исследовании представлений о понятии и специфики публичной коммуникации, было выявлено, что публичная коммуникация - это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённым слушателям. В ораторском искусстве по цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений: первое, информационное. Цель - сообщить некоторую информацию.; второе, протокольно-этикетное. Цель - соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет; третье, развлекательное. Цель - развлечь собравшихся; четвертое, убеждающее. Цель - убедить. Так же можно выделить следующие формы публичных коммуникаций: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа. Публичная коммуникация на телевидении имеет свои особенности: она зависит от вида и формы и имеет свои психологические особенности. Публичная коммуникация с людьми трудно представить без владения культурой речи. Убеждать, аргументировать собственную точку зрения на ту или иную тему или проблему, влиять на собеседников и аудиторию - все это требует навыков высокой культуры речи. Она не только признак общей культуры человека, но и обусловлена последней, так как он является носителем этой культуры. Самым великим достоянием человека считается его язык, с помощью которого он обменивается с другими людьми для осмысления собственной и других культур, участвует в их взаимном влиянии и воздействии. Коммуникативные качества речи при этом измеряются параметрами ее правильности, чистоты, точности, логичности, выразительности, уместности.

В результате второй задачи, которая заключалась в проведении анализа коммуникативных приёмов на примере публичного выступления Д.А. Медведева и В.В. Путина и проанализировать результаты, было выявлёно, что публичная коммуникация современного политика России во многом зависит от ситуации в стране: чем напряженнее ситуация, тем более агрессивной и негативной становится публичная коммуникация. И в этом случае существенную роль играет такой фактор, как продолжительность пребывания политика в должности лидера, президента. Публичная коммуникация Д. Медведева более агрессивна, чем публичная коммуникация В. Путина.

В результате третьей задачи, которая заключалась в проведении исследование результатов публичного выступления премьер-министр РФ Д. Медведева и президента В.В. Путина методом контент-анализа (метод 12 ценностных слов-маркеров), было выявлено, что Д.А. Медведев использует публичную коммуникацию «доминантного собеседника», так как ему присуща интуитивная тяга к превалированию. Это напористый собеседник, который пытается завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он довольно часто бывает резким, говорит немного громче, чем другие. Д.А. Медведев копирует интонацию, тембр голоса, риторические приемы, структурное построение текста В. В, Путина. В своих телевизионных публичных коммуникациях Д.А. Медведев часто использует следующие ценностные слова-маркеры: свобода; право; традиция; рынок; нация; русский; нет патриотизма и Родины - однозначный либерал. В. В, Путин использует публичную коммуникацию «мобильный собеседник», так как не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит, охотно, иногда интересно, часто перескакивает с темы на тему. Для него важным является уловить смысл сказанного. В публичной коммуникаци В.В. Путина часто использует следующие ценностные слова-маркеры: суверенный; патриотизм; свобода; справедливость; право; равенство; традиция; рынок; нация; русский. Частотный анализ ответов В.В. Путина во время прямой линии позволил выделить два смысловых ядра: 1. экономический кризис в России - основное (проблема, решение, экономика, вопрос, процент, миллиард, банк, принять, поддержать и т.д.); 2. На втором месте - события на Украине (Украина, отношения). На первом месте по частоте упоминания - «все» (0,5%). На втором - «знать» и «нужно» - по 0,37%.

 


Список используемой литературы

 

1. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. - М.: Эксмо, 2013. - 240 с.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. - Минск: Новое знание, 2012. - 328 с.

.   Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2015. - 176 с.

.   Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2014. - 246 с.

.   Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М.: Изд-во Российского Университета дружбы народов, 2012. - 184 с.

.   Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. - Москва: Аспект Пресс, 2008. - 191 с.

.   Бодалев А.А. Психология массовой коммуникации. Учебник. - М.: Гардарики, 2011. - 252 с.

.   Василик М.А. Основы теории коммуникации. Учебник. - М.: Юристъ, 2014. - 615 с.

.   Виноградова С., Мельник Г. Психология массовой коммуникации. Учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 516 с.

.   Выступление премьер-министр РФ Д.А. Медведева [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch? v=adK3tXU0UYQ (дата обращения: 27.04.2014).

.   Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.

.   Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 256 с.

.   Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2014. - 416 с.

.   Гулевич О.А. Психология коммуникации. Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2012. - 384 с.

.   Деловые коммуникации. Учебник / ред. В. Ратников. - М.: Юрайт, 2015. - 527 с.

.   Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.

.   Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: АСТ, 2013. - 96 с.

.   Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М.: АСТ, 2014. - 480 с.

.   Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.

.   Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. Практикум. - М.: АСТ, 2014. - 316 с.

.   Коноваленко М.Ю. Теория коммуникаций. - М.: Юрайт, 2012. - 366 с.

.   Львов М.Р. Риторика. Культура речи. - М.: Академия, 2012. - 272 с.

.   Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства - СПб.: Питер, 2013. - 378 c.

.   Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире; методология анализа и практика исследования. - М.: АСТ, 2012. - 412 с.

.   Нахимова Е., Чудинов А. Основы теории коммуникации. - М.: Флинта / Наука, 2013. - 164 с.

.   Никифорова О.О. Речевые особенности жанра интервью // Актуальные вопросы филологических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 64-73.

.   Новиков К.Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы. Практика. Ошибки. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 123 с.

.   Рассинская О.В. Речевые особенности политической коммуникации // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 412-413.

.   Репина Е.А. Политический текст как средство речевого воздействия [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyh-portret.ru/collection/repina.html (дата обращения: 27.04.2014).

.   Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации. Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 236 с.

.   Стенограмма «Разговор с Дмитрием Медведевым». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/16036/ (дата обращения: 27.04.2014).

.   Чудинов А.П. Современная политическая коммуникация. Учебное пособие. Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2014. - 292 с.

.   Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.



2020-02-04 342 Обсуждений (0)
Исследование результатов публичного выступления премьер-министр РФ Д. Медведева и президента В.В. Путина методом контент-анализа (метод 12 ценностных слов-маркеров) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование результатов публичного выступления премьер-министр РФ Д. Медведева и президента В.В. Путина методом контент-анализа (метод 12 ценностных слов-маркеров)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)