Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок




По мнению исследователей Блэка и Уильяма, учащийся должен понимать, что такое обратная связь, чтобы воспользоваться ею. чтобы достичь реального успеха, учащийся должен научить- ся самооценке с тем, чтобы «понимать основную цель своего обучения и, таким образом, ус- воить то, что необходимо делать для достижения этого успеха». Таким образом, качественная обратная связь с учащимися предоставляет информацию о том, как и что ученик понимает, или не понимает, а также позволяет учителю отобрать стратегию, которая поможет ученику совершенствоваться.


 

 

Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока. Обратная связь бывает двух видов:

§ устная;

§ письменная.

 

Инструментами обратной связи могут быть:

 

§ письменные комментарии;

§ «измерение температуры»;

§ наблюдения;

§ опросы-молнии;

§ дневники/ журналы по самооценке.

 

В таком контексте обратная связь нацелена на обзор, комментирование и фасилитацию работы ученика и приближает его к намеченным результатам.

ниже представлены примеры письменной и устной обратной связи:

 

Пример1

а) Мы видим «стандартную», принятую в практике учителей деятельность по проверке уче- нических работ. Работа ученика проверена. Учитель исправил ошибки ученика, не предо- ставляя ученику возможности самостоятельно изучить материал и внести исправления. Учителем выставлена отметка:

 


 

 

б) Обратная связь с комментариями учителя, с шагами, которые предпринял ученик по ис- правлению ошибок:

 

 

 

 

!
Внимание!

не делайте много комментариев к одной работе;

комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к совер­ шенствованию своей работы;

комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценки.

Обратная связь предполагает предоставление информации об успешности выполнения работы и рекомендаций по е¸ улучшению. При проверке промежуточных работ ошибки исправлять не рекомендуется, необходимо предоставить учащемуся комментарии, рекомендации и время на исправление своих ошибок.

Письменная обратная связь с использованием значков или различных цветов помогает учи- телям и подталкивает учащихся к самообучению.


 

 

Пример 2

а) Типичный пример проверки работы без предоставления развернутой обратной связи:

 


 

 

б) Благодаря представленной ниже форме обратной связи, в классе создается доброжела- тельная атмосфера для учебного диалога:

 


 

 

Ниже представлен пример устной обратной связи, отвлекающей учащегося от дости- жения поставленной цели, не стимулирующей к самооцениванию и коррекции деятельности.

 

Пример 1

Ученикам было дано задание: вырезать картинки, расположить их по порядку и приклеить на бумагу, соблюдая последовательность действий в соответствии с содержанием рассказа.

Обучающие цели и критерии успеха демонстрируются следующим образом:

Мы учимся: излагать рассказ последовательно.

Как мы узнаем, что сделали это правильно: картинки должны быть расположены в соот- ветствии с последовательностью изложения рассказа.

§ Как только ученики начали работать, учительница заметила, что один из них испачкал клеем свои брюки. Она подходит к ученику и говорит, что ему необходимо привести одежду в по- рядок. Группа обсуждает «проблему клея». Один из учащихся берет тряпку, чтобы вытереть клей на своем столе. Весь класс начинает говорить про клей, про обрывки бумаги на полу и т.п.

§ Далее учительница заметила ученицу, с трудом вырезающую картинки, и подошла к ней, чтобы подсказать, как правильно держать ножницы. Затем учительница похвалила ее, сказав, что у нее стало хорошо получаться. Одна ученица сообщила, что вот уже год как она умеет хорошо обращаться с ножницами. несколько учеников, которые неровно вырезали первые две кар- тинки, стали выравнивать края, чтобы учительница не критиковала их за то, что они вырезают картинки неаккуратно. Сначала учащиеся не обращали на это внимания, потому что думали, что суть задания заключается только в расположении картинок по порядку.

§ Учительница подходит к ученице, которая, наконец, написала свое имя на бумаге с заглавной буквы, хвалит ее. некоторые из учащихся стали писать свои имена на своих работах, потому что осознали, что забыли это сделать.

§ Учительница поздравила ученицу, выполнившую задание старательно, сказав, как она рада видеть, с каким усердием та работает. Дети сели прямее, чтобы их тоже похвалили.

Пример показывает следующее: ученики знают, что не всегда обучающие цели и критерииуспеха принимаются во внимание учителем при оценивании их работы. Учитель своими ком- ментариями показывает, что он заинтересован не в правильном расположении вырезанных рисунков, а во внешних показателях: усердии и навыках вырезания.

В следующем примере показана стратегия отзывов, сфокусированных на обучающих целях.

 

Пример 2

§ Как только ученики начали работать, учительница замечает, что один из них уже испачкал клеем свои брюки. Она подходит к ученику и начинает разговор с обучающей цели: «Молодец, я вижу, ты уже поставил первую картинку на место. Что происходит дальше в рассказе, после того как Маленькая Красная Курица вскопала землю?» некоторые из учеников тихо выкрикивают: «Посадила семена» – и продолжают расставлять картинки. Затем учительница тихо говорит ученику: «Ты испачкал клеем брюки. Пойди, почисти их».

§ Учительница замечает ученицу, с трудом вырезающую картинки. Она подходит к ней и по- здравляет с тем, что она в первую очередь начала вырезать все картинки: «Хорошо придумала. Ты ведь хочешь сначала вырезать все картинки, чтобы можно было переставлять их местами и менять решение?» некоторые из учеников начинают отдирать уже приклеенные картинки, потому что они согласны с тем, что это очень хорошая идея. Учительница затем тихо подска- зывает ученице, как правильно держать ножницы.


 

 

Описанная выше ситуация показывает, что учащиеся видят свои обучающие цели и критерии успеха. Учительница своими комментариями дает понять, что для нее важно правильное рас- положение картинок. Эта техника должна помочь тем учителям, которые осознают, что часто попадают в ловушку, акцентируя внимание на других, менее важных аспектах урока и тем са- мым отвлекая класс от сосредоточенности непосредственно на целях задания. При проведении тренинга с учителями школ одна из участниц сказала: »Я заметила, что комментирую почерк, правописание, когда мне следует давать комментарии о целях изучения данной темы. Это было для меня настоящим открытием. Теперь я все время помню об этом и когда ловлю себя   на том, что начинаю говорить: «Ты пропустил заглавную букву здесь», – я сразу останавли- ваюсь и возвращаюсь к теме и целям изучения данной темы».

Требуется время, чтобы такое поведение вошло в привычку, но стратегия сама по себе проста: в первую очередь обратите внимание учащегося на обучающую цель, а затем упо­ минайте о второстепенных признаках. Так, при необходимости можно шепотом сделать замечание по поводу клея или почерка. Класс сохранит свое внимание на обучающей цели и выполнит работу более качественно. Постоянно осуществляйте обратную связь и обучи­ те этому учащихся, чтобы они могли оценивать свою работу и работу друг у друга!

Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть развернутой, полной или крат­ кой, неразвернутой. Развернутый и полный комментарий включает в себя не только оценку учителя (»хорошо», «молодец», «плохо», «неправильно»), но и:

а) указание на то, что именно хорошо, а что неправильно;

б) указание на то, каким образом можно исправить недочеты или улучшить ответ.

 

например: «Молодец, Камилла, ты нашла правильный способ решения задачи. Но ответ ты вычислила неправильно. Пересчитай еще раз!» или «Максат, твой ответ неверен. Прочитай абзац еще раз и попробуй опять ответить на вопрос».

неразвернутый или краткий комментарий чаще всего включает только оценку учителя: «мо- лодец», «плохо», «хорошо» и т.п.

Комментарии могут быть позитивными, нейтральными или негативными (отрицательными).

Позитивный или нейтральный комментарий (обратная связь) может быть выражен в следующей форме:

§ фразы при правильных ответах: «да, это правильный ответ», «отлично», «все правиль- но», «обратите внимание, как точно Зарина сформулировала ответ», «ты правильно и полным предложением ответил на вопрос, молодец»;

§ фразы при неправильных ответах: «что-то близко, но не совсем точно, подумай еще»,

«хорошая попытка, но не совсем так», «это верное направление, но давай вместе по- думаем…», «ребята, Асан считает так, а вы как думаете?», «А почему ты так думаешь? А что, если…?», «Давай, еще раз послушаем вопрос… Как ты думаешь, ты ответил на него?»,

«Здесь вы ошиблись, прочитайте еще раз…»;

§ просьба дать расширенный ответ или пояснить ответ.

 

Учитель должен избегать использования негативных комментариев, включающих критику, иронию, высмеивание ответа учащегося, например: «глупый ответ», «как ты мог до такого до- думаться», потому что данная форма комментариев затрагивает личность учащегося. Следует


 

 

избегать фраз «неверно», «неправильно», «кто ответит» без пояснения, что именно неправильно и что делать дальше, чтобы исправить работу.

 

Мотивация учащихся


Мотивация – это система факто- ров, определяющих поведение чело- века, совокупность потребностей

и нужд, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Берд Стас, Кимберли Эке. Развитие творческих способностей и формиро- вание понятийного мышления: Пособие по интерактивному методу обучения для учителей начальных классов / Под ред. Берд Стас, Кимберли Эке и др. – Проект ПИКС, 2008.


Одной из целей оценивания является формирование и поддержание мотивациии учащихся к целенаправлен- ному учению. Мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе анализа. Вопрос о мотивации возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. В за- висимости от содержания мотивационная среда может, как способствовать, так и, напротив, препятствовать воз- никновению у школьников стремления к успеху, а также влиять на силу и направленность этого стремления.

Каким образом можно способствовать формированию внутренней мотивации в рамках учебного процесса?

Внутренняя мотивация является важным условием


успешного обучения. но как быть, если она отсутствует, а единственной привлекательной стороной школьной жизни является долгожданная переменка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка «необходимый» стимул, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. е.П. Ильин отмечал: «Мотив — сложное психо‑ логическое образование, которое должен построить сам субъект». Учитель может только способствовать этому процессу.

 

Мотивирующие методики

§ Требования должны быть высокими, но реалистичными.

§ Ставьте задачи вместе с учащимися.

§ четко разъясняйте, что необходимо, чтобы добиться успеха по вашему предмету.

§ Для развития внутренней мотивации, вместо слов «должен», «требую», употребляйте слова «интересно, как ты сможешь...», «попробуй » и т.п.

§ Избегайте создания атмосферы конкуренции среди учащихся.

§ О своем предмете всегда говорите с энтузиазмом и вдохновением.

§ Создавайте «ситуации успеха».

Построение урока

§ Всегда исходите из сильных сторон и интересов учащихся.

§ Увеличивайте сложность изучаемого материала постепенно.

§ Используйте как можно более разнообразные методы и техники обучения.

§ Акцентируйте внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках.

§ никогда не угрожайте отметкой.

§ Тесты должны способствовать познанию, а не внушать страх.

Мотивация путем комментирования работы, выполненной учащимися

§ Обратная связь должна быть своевременной.


 

 

§ Вознаграждайте успех (словом, жестом) и не просто похвалой, а положительным кон- структивным комментарием.

§ Давайте учащимся почитать работы друг у друга и оценить как положительные стороны, так и то, что нуждается в доработке (без отметки!).

§ В первую очередь всегда отмечайте положительные аспекты, а затем уже критикуйте. негативная обратная связь должна быть очень специфичной и направленной на слабые стороны работы, а не на учащегося.

§ никогда не унижайте учащихся публичным разбором слабых сторон и оскорбительными комментариями.

§ Предоставляйте учащимся возможность подумать, не торопитесь с подсказкой.

 

Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения моти- вации в учебном процессе. Их использование поможет избежать многих трудностей, о которых говорилось в самом начале. Для этого необходимо придерживаться следующих требований:

 

 

1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой. 2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать уче- ника к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. (Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности). 3. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с учащимся по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. 4. Помнить о том, что резкая критика ошибок вызывает негативные эмоции и отрица- тельно влияет на отношение ученика к учебной деятельности. 5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации. 6. Регулировать уровень сложности заданий, чтобы способствовать проявлению мастерства и компетентности каждого ученика. 7. По возможности предоставлять ученику право выбора форм и методов достижения поставленных задач. 8. Подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способ- ствует активизации мыслительной деятельности и формирует внутренний интерес к процессу выполнения задания. 9. Предоставлять ученикам возможность усовершенствовать работу и повысить отметку при условии, что в первый раз они сдают работу ранее намеченного времени. Например: Учитель задает учащимся домашнее задание – написать сочинение, – при этом предупреждает учеников, что если они выполнят и сдадут на проверку работу раньше намеченного срока, то после проверки у них будет возможность доработать сочинение, опираясь на полученные рекомендации. При первой проверке отметку за работу учитель не ставит. Оценивается и выставляется отметка в журнал за доработанный вариант.

 

Мотивация позволяет повысить познавательную активность учащихся и добиться успешного усвоения учебной программы.


 

 

Мотивация к формативному оцениванию может быть ориентированной как на краткосрочный, так и на долгосрочный эффект. К краткосрочным эффектам относятся ориентирование на самые важные аспекты изучаемого материала, возможность экспериментировать без боязни получить низкую отметку и ясное представление о месте изучаемой темы во всем предмете. К долгосрочным эффектам можно отнести четкое представление о собственных возможностях, выбор стратегий обучения, понимание критериев результативности.

 

 



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)