Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.
По мнению исследователей Блэка и Уильяма, учащийся должен понимать, что такое обратная связь, чтобы воспользоваться ею. чтобы достичь реального успеха, учащийся должен научить- ся самооценке с тем, чтобы «понимать основную цель своего обучения и, таким образом, ус- воить то, что необходимо делать для достижения этого успеха». Таким образом, качественная обратная связь с учащимися предоставляет информацию о том, как и что ученик понимает, или не понимает, а также позволяет учителю отобрать стратегию, которая поможет ученику совершенствоваться.
Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока. Обратная связь бывает двух видов: § устная; § письменная.
Инструментами обратной связи могут быть:
§ письменные комментарии; § «измерение температуры»; § наблюдения; § опросы-молнии; § дневники/ журналы по самооценке.
В таком контексте обратная связь нацелена на обзор, комментирование и фасилитацию работы ученика и приближает его к намеченным результатам. ниже представлены примеры письменной и устной обратной связи:
Пример1 а) Мы видим «стандартную», принятую в практике учителей деятельность по проверке уче- нических работ. Работа ученика проверена. Учитель исправил ошибки ученика, не предо- ставляя ученику возможности самостоятельно изучить материал и внести исправления. Учителем выставлена отметка:
б) Обратная связь с комментариями учителя, с шагами, которые предпринял ученик по ис- правлению ошибок:
• не делайте много комментариев к одной работе; • комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к совер шенствованию своей работы; • комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценки. Обратная связь предполагает предоставление информации об успешности выполнения работы и рекомендаций по е¸ улучшению. При проверке промежуточных работ ошибки исправлять не рекомендуется, необходимо предоставить учащемуся комментарии, рекомендации и время на исправление своих ошибок. Письменная обратная связь с использованием значков или различных цветов помогает учи- телям и подталкивает учащихся к самообучению.
Пример 2 а) Типичный пример проверки работы без предоставления развернутой обратной связи:
б) Благодаря представленной ниже форме обратной связи, в классе создается доброжела- тельная атмосфера для учебного диалога:
Ниже представлен пример устной обратной связи, отвлекающей учащегося от дости- жения поставленной цели, не стимулирующей к самооцениванию и коррекции деятельности.
Пример 1 Ученикам было дано задание: вырезать картинки, расположить их по порядку и приклеить на бумагу, соблюдая последовательность действий в соответствии с содержанием рассказа. Обучающие цели и критерии успеха демонстрируются следующим образом: – Мы учимся: излагать рассказ последовательно. – Как мы узнаем, что сделали это правильно: картинки должны быть расположены в соот- ветствии с последовательностью изложения рассказа. § Как только ученики начали работать, учительница заметила, что один из них испачкал клеем свои брюки. Она подходит к ученику и говорит, что ему необходимо привести одежду в по- рядок. Группа обсуждает «проблему клея». Один из учащихся берет тряпку, чтобы вытереть клей на своем столе. Весь класс начинает говорить про клей, про обрывки бумаги на полу и т.п. § Далее учительница заметила ученицу, с трудом вырезающую картинки, и подошла к ней, чтобы подсказать, как правильно держать ножницы. Затем учительница похвалила ее, сказав, что у нее стало хорошо получаться. Одна ученица сообщила, что вот уже год как она умеет хорошо обращаться с ножницами. несколько учеников, которые неровно вырезали первые две кар- тинки, стали выравнивать края, чтобы учительница не критиковала их за то, что они вырезают картинки неаккуратно. Сначала учащиеся не обращали на это внимания, потому что думали, что суть задания заключается только в расположении картинок по порядку. § Учительница подходит к ученице, которая, наконец, написала свое имя на бумаге с заглавной буквы, хвалит ее. некоторые из учащихся стали писать свои имена на своих работах, потому что осознали, что забыли это сделать. § Учительница поздравила ученицу, выполнившую задание старательно, сказав, как она рада видеть, с каким усердием та работает. Дети сели прямее, чтобы их тоже похвалили. Пример показывает следующее: ученики знают, что не всегда обучающие цели и критерииуспеха принимаются во внимание учителем при оценивании их работы. Учитель своими ком- ментариями показывает, что он заинтересован не в правильном расположении вырезанных рисунков, а во внешних показателях: усердии и навыках вырезания. В следующем примере показана стратегия отзывов, сфокусированных на обучающих целях.
Пример 2 § Как только ученики начали работать, учительница замечает, что один из них уже испачкал клеем свои брюки. Она подходит к ученику и начинает разговор с обучающей цели: «Молодец, я вижу, ты уже поставил первую картинку на место. Что происходит дальше в рассказе, после того как Маленькая Красная Курица вскопала землю?» некоторые из учеников тихо выкрикивают: «Посадила семена» – и продолжают расставлять картинки. Затем учительница тихо говорит ученику: «Ты испачкал клеем брюки. Пойди, почисти их». § Учительница замечает ученицу, с трудом вырезающую картинки. Она подходит к ней и по- здравляет с тем, что она в первую очередь начала вырезать все картинки: «Хорошо придумала. Ты ведь хочешь сначала вырезать все картинки, чтобы можно было переставлять их местами и менять решение?» некоторые из учеников начинают отдирать уже приклеенные картинки, потому что они согласны с тем, что это очень хорошая идея. Учительница затем тихо подска- зывает ученице, как правильно держать ножницы.
Описанная выше ситуация показывает, что учащиеся видят свои обучающие цели и критерии успеха. Учительница своими комментариями дает понять, что для нее важно правильное рас- положение картинок. Эта техника должна помочь тем учителям, которые осознают, что часто попадают в ловушку, акцентируя внимание на других, менее важных аспектах урока и тем са- мым отвлекая класс от сосредоточенности непосредственно на целях задания. При проведении тренинга с учителями школ одна из участниц сказала: »Я заметила, что комментирую почерк, правописание, когда мне следует давать комментарии о целях изучения данной темы. Это было для меня настоящим открытием. Теперь я все время помню об этом и когда ловлю себя на том, что начинаю говорить: «Ты пропустил заглавную букву здесь», – я сразу останавли- ваюсь и возвращаюсь к теме и целям изучения данной темы». Требуется время, чтобы такое поведение вошло в привычку, но стратегия сама по себе проста: в первую очередь обратите внимание учащегося на обучающую цель, а затем упо минайте о второстепенных признаках. Так, при необходимости можно шепотом сделать замечание по поводу клея или почерка. Класс сохранит свое внимание на обучающей цели и выполнит работу более качественно. Постоянно осуществляйте обратную связь и обучи те этому учащихся, чтобы они могли оценивать свою работу и работу друг у друга! Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть развернутой, полной или крат кой, неразвернутой. Развернутый и полный комментарий включает в себя не только оценку учителя (»хорошо», «молодец», «плохо», «неправильно»), но и: а) указание на то, что именно хорошо, а что неправильно; б) указание на то, каким образом можно исправить недочеты или улучшить ответ.
например: «Молодец, Камилла, ты нашла правильный способ решения задачи. Но ответ ты вычислила неправильно. Пересчитай еще раз!» или «Максат, твой ответ неверен. Прочитай абзац еще раз и попробуй опять ответить на вопрос». неразвернутый или краткий комментарий чаще всего включает только оценку учителя: «мо- лодец», «плохо», «хорошо» и т.п. Комментарии могут быть позитивными, нейтральными или негативными (отрицательными). Позитивный или нейтральный комментарий (обратная связь) может быть выражен в следующей форме: § фразы при правильных ответах: «да, это правильный ответ», «отлично», «все правиль- но», «обратите внимание, как точно Зарина сформулировала ответ», «ты правильно и полным предложением ответил на вопрос, молодец»; § фразы при неправильных ответах: «что-то близко, но не совсем точно, подумай еще», «хорошая попытка, но не совсем так», «это верное направление, но давай вместе по- думаем…», «ребята, Асан считает так, а вы как думаете?», «А почему ты так думаешь? А что, если…?», «Давай, еще раз послушаем вопрос… Как ты думаешь, ты ответил на него?», «Здесь вы ошиблись, прочитайте еще раз…»; § просьба дать расширенный ответ или пояснить ответ.
Учитель должен избегать использования негативных комментариев, включающих критику, иронию, высмеивание ответа учащегося, например: «глупый ответ», «как ты мог до такого до- думаться», потому что данная форма комментариев затрагивает личность учащегося. Следует
избегать фраз «неверно», «неправильно», «кто ответит» без пояснения, что именно неправильно и что делать дальше, чтобы исправить работу.
Мотивация учащихся Мотивация – это система факто- ров, определяющих поведение чело- века, совокупность потребностей и нужд, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Берд Стас, Кимберли Эке. Развитие творческих способностей и формиро- вание понятийного мышления: Пособие по интерактивному методу обучения для учителей начальных классов / Под ред. Берд Стас, Кимберли Эке и др. – Проект ПИКС, 2008. Одной из целей оценивания является формирование и поддержание мотивациии учащихся к целенаправлен- ному учению. Мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе анализа. Вопрос о мотивации возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. В за- висимости от содержания мотивационная среда может, как способствовать, так и, напротив, препятствовать воз- никновению у школьников стремления к успеху, а также влиять на силу и направленность этого стремления. Каким образом можно способствовать формированию внутренней мотивации в рамках учебного процесса? Внутренняя мотивация является важным условием успешного обучения. но как быть, если она отсутствует, а единственной привлекательной стороной школьной жизни является долгожданная переменка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка «необходимый» стимул, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. е.П. Ильин отмечал: «Мотив — сложное психо‑ логическое образование, которое должен построить сам субъект». Учитель может только способствовать этому процессу.
Мотивирующие методики § Требования должны быть высокими, но реалистичными. § Ставьте задачи вместе с учащимися. § четко разъясняйте, что необходимо, чтобы добиться успеха по вашему предмету. § Для развития внутренней мотивации, вместо слов «должен», «требую», употребляйте слова «интересно, как ты сможешь...», «попробуй » и т.п. § Избегайте создания атмосферы конкуренции среди учащихся. § О своем предмете всегда говорите с энтузиазмом и вдохновением. § Создавайте «ситуации успеха». Построение урока § Всегда исходите из сильных сторон и интересов учащихся. § Увеличивайте сложность изучаемого материала постепенно. § Используйте как можно более разнообразные методы и техники обучения. § Акцентируйте внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. § никогда не угрожайте отметкой. § Тесты должны способствовать познанию, а не внушать страх. Мотивация путем комментирования работы, выполненной учащимися § Обратная связь должна быть своевременной.
§ Вознаграждайте успех (словом, жестом) и не просто похвалой, а положительным кон- структивным комментарием. § Давайте учащимся почитать работы друг у друга и оценить как положительные стороны, так и то, что нуждается в доработке (без отметки!). § В первую очередь всегда отмечайте положительные аспекты, а затем уже критикуйте. негативная обратная связь должна быть очень специфичной и направленной на слабые стороны работы, а не на учащегося. § никогда не унижайте учащихся публичным разбором слабых сторон и оскорбительными комментариями. § Предоставляйте учащимся возможность подумать, не торопитесь с подсказкой.
Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения моти- вации в учебном процессе. Их использование поможет избежать многих трудностей, о которых говорилось в самом начале. Для этого необходимо придерживаться следующих требований:
Мотивация позволяет повысить познавательную активность учащихся и добиться успешного усвоения учебной программы.
Мотивация к формативному оцениванию может быть ориентированной как на краткосрочный, так и на долгосрочный эффект. К краткосрочным эффектам относятся ориентирование на самые важные аспекты изучаемого материала, возможность экспериментировать без боязни получить низкую отметку и ясное представление о месте изучаемой темы во всем предмете. К долгосрочным эффектам можно отнести четкое представление о собственных возможностях, выбор стратегий обучения, понимание критериев результативности.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |