Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Живое» и «железное» в творчестве Есенина.



2020-03-19 324 Обсуждений (0)
Живое» и «железное» в творчестве Есенина. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Но поэт не может вечно существовать в тихом замкнутом мирке, каким бы милым и привлекательным он ни был. Его манит жизнь, и Есенин уезжает в город, далекий и таинственный в воображении молодого человека. Но проходит совсем немного времени, и город начинает давить поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина.

 Храня завет родных поверий -

Питать к греху стыдливый страх,

 Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясъ, двигались их груди,

Что чешуя скорузлых рыб…

И я услышал зык от бога:

Забудь, что видел, и беги! («Город»,1915 г.)

 

Город враждебен и агрессивен. Он наступает на милые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь. Наступление города автор сравнивает с безжалостной охотой, с травлей:

Город, город, ты в схватке железной
Окрестил нас как падаль и мразъ.


  В искусственно созданном мире приходится искать утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и еще не понимая, чего хочет душа.

Сам Есенин в 1919 году написал: «Душа грустит о небесах…»

 Изначальную раздвоенность человеческой души – порыв в небо и непреодолимое притяжение к земле – Есенин выразил как никто другой из русских поэтов. Причем раздвоенность именно русской души, которая всегда – меж двух бездн. Этот период жизни Есенина можно охарактеризовать словами А. Блока:

 Грешить бесстыдно, непробудно,

 Счет потерять ночам и дням

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в Божий храм.

 Три раза преклониться долу,

Семь- осенить себя крестом.

 Тайком к заплеванному полу

 Горячим прикоснуться лбом…

 

Есенин с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы “грусть свою уменьшить”, “золото овса подать кобыле”, увиденной на улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него мире. Его решение остаться в нем сулит боль и тоску. И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню:

 Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет, человек.

 

Личная драма поэта.

 

Год 1920- переломный в творчестве Есенина. К мотиву покинутого дома прибавился конфликт « Русь Советская»- «Русь уходящая»: « Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец». Сам поэт не знает ответа на вопрос « куда несет нас рок событий», поэтому он дает право голоса своим героям: матери, деду, сестрам, землякам.

 

Я слушаю. Я в памяти смотрю,

О чем крестьянская судачит оголь.

«С советской властью жить нам по нутрю…

Теперь бы ситцу…Да гвоздей немного…»

Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном 

Картофеле и хлебе.

(«Русь уходящая», 1924год )


Время С. Есенина — время крутых поворотов истории России, в которых судьба русской деревни складывалась непросто.
Мечты о будущем Родины у поэта связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Он ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока.  Городской цивилизации он предпочитает жизнь, “привязанную” к земле, к деревенскому труду, к природе.
Его страна видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца. 

Земля дала поэзии Есенина краски, образы, народную мудрость, взгляд на жизнь, добро и зло. Он болел народом, село было для него и родиной, и детством, и надеждой на будущее. Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.
  Поэт не из газет и учебников знал, что крестьянство — это 95 % населения России. Его счастье должно было стать счастьем родины. Поэтому он принял революцию с восторгом. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по- своему, с крестьянским уклоном»1 - пишет он в

1Есенин С. Из статьи « О себе». Собрание сочинений.Т.1 М., Советская Россия, 1990, с.24

статье «О себе» (1925г.)

В первых произведениях, написанных после революции, он приветствует ее «как возможность обновления России»:

О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

Для него катастрофические события были очищающим всемирным потопом, после которого должна была настать новая счастливая жизнь в голубиной стране народных легенд. Но радость была недолгой. Очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались.

Есенина не обманули лозунги, он видел, как разрушается деревня, уничтожается быт, весь уклад жизни, как вместо счастья и богатства по селам идут нищета, голод и смерть.

На деревню железной пятой наступает город, сталь и железо пришли на смену гармоничной жизни природы. С. Есенин тяжело, временами трагически переживает ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Боль и тревога звучат в стихах поэта, посвященных погибающему жизненному укладу. Невозможно забыть есенинского «красногривого жеребенка». Сам Есенин писал, что «конь стальной победил коня живого», и этот маленький жеребенок был для него наглядным дорогим вымирающим образом деревни.

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Там, где все видели победу цивилизации и техники, Есенин увидел гибель огромного пласта культуры. В победном шествии социализма умный и тонко чувствующий поэт провидел «умерщвление личности как живого». Мы пережили страшные последствия этого убийства личности, когда ценность человеческой индивидуальности свелась к нулю. И стихи Есенина возвращают нас к простому и сильному чувству любви к каждому отдельному человеку, будь он поэтом или пахарем, любви к родине, даже если она грязна и бедна и над ней смеются богатые и сытые соседи:


Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь
В стихотворении "Русь уходящая" он с горечью пишет:
Я человек не новый.

 Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою,

 Стремясь догнатъ стальную рать,

 Скольжу и падаю другою.

 

 III . Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу...” 

     Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу...” написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы. Если пользоваться словами М. Пришвина, это “видение души человека через образы природы”.
    Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Прошлое (“страна березового ситца не заманит шляться босиком”), настоящее (“дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст”), грустные думы о будущем (“увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым”) — все сливается в единую картину человеческой осени.
Есенин задает себе вопрос: “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”, прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством. Ох, как не хочется ему в это верить, и он делает попытку если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение. И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретает мудрое, философское отношение к жизни.


 IV . Верность поэта Руси крестьянской 

Вернувшись в двадцатых годах домой, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:
Вот так страна!

 Какого ж я рожна

Орал, что я с народом дpужeн?

 

Он искренне пытался принять новую, советскую Россию, винил себя в том, что “юность светлую мою в борьбе других я не увидел”, был готов, “задрав штаны, бежать за комсомолом”. Об этом рассказывают его маленькие поэмы “Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Письмо к женщине”, “Русь советская”. И все же поэт чувствовал себя здесь чужим, бесполезным, выброшенным из жизни:

 Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Он никого не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но стать поэтом “социалистических преобразований” просто не мог по своей сути:

...У вас иная жизнь, у вас другой напев,
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев..

 

С тоской глядит поэт на новую деревню. И в его стихах появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Есенин пишет: “Мне теперь по душе иное”. Бедные поля, жалкие лачуги, нищета — вот таким он видит образ прежней деревни. Во имя благоденствия, богатства страны — “каменного и стального” — он отступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад, переходит в стан противника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости. Его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни.

 К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Вместе с деревенским миром С. Есенин пережил его крушение, сострадая и печалясь о нем. За поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и заграничным костюмом — все тот же “беспечный парень”, который запросто может взять в руки косу и вывести ею “травяные строчки”; читать их сможет “каждая корова”, и оттого душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен.

V . Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

О гражданской позиции Сергея Есенина, о его любви к России , к сельской родине рассказывает стихотворение  «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта. Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй – о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству.        Главная тема стихотворения – глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту. Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Мне представляется картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав. Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов.

Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:

             Спит ковыль. Равнина дорогая,

            И свинцовой свежести полынь.

 

Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует

инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя, возникновение у него чувства теплоты и любви к родине:

       Никакая родина другая

       Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

 

  Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения,

происходящие вокруг: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь».

    Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами

предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.

 

             Знать, у всех у нас такая участь.

       И, пожалуй, всякого спроси –

       Радуясь, свирепствуя и мучась,

       Хорошо живётся на Руси.

 

Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её

проявлениях и противоречиях.

Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:

 

       Свет луны, таинственный и длинный,

       Плачут вербы, шепчут тополя.

       Но никто под окрик журавлиный

       Не разлюбит отчие поля, -

 

Вторая часть продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине.

  Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В

последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей:

             И теперь, когда вот новым светом

            И моей коснулась жизнь судьбы…

 

Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли:

       Всё равно остался я поэтом

       Золотой бревёнчатой избы.

 

Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта. Идеал Есенина – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти. Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:

            Вижу я, как сильного врага,

            Как чужая юность брызжет новью

            На мои поляны и луга.

 

Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире:

            Но и всё же, новью той теснимый,

            Я могу прочувственно пропеть:

            Дайте мне на родине любимой,

            Всё любя, спокойно умереть!

Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки.

Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной.

Стихотворение звучит очень  выразительно и музыкально.  

Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал – патриархальная Русь.

  На мой взгляд, стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» можно отнести к лучшим произведениям Есенина. Оно привлекло меня своей искренней  большой любовью к окружающему миру, к родной природе.

 

Заключение

Сергей Есенин ушел из жизни в 1925 году. Но для нас поэт всегда остается живым, всегда его творчество вливает нам "в грудь теплынь", учит по-новому видеть родное и любить его. Главная и определяющая черта его поэзии — народность. Он своими глазами видел деревенскую жизнь.
С раннего детства родная земля дала ему самое большое — народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, он увидел добро и зло, счастье и несчастье. Любовь к родной земле и ее вечно прекрасной природе была впитана Есениным с молоком матери, поэтому природе, родине и отчему дому он посвятил большую часть своих произведений. И, уходя, Есенин передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь к “стране березового ситца”, свою необыкновенную искренность и человечность. 

  Стихи Сергея Есенина, мне кажется, не оставляют равнодушным никого. Наверное, потому, что они затрагивают все самое чистое, искреннее, детское и тайное, что есть в каждом из нас. Слова “любовь к родине”, “родная природа” настолько затерты, что уже почти не воспринимаются, но когда читаешь Есенина, с них как бы спадает шелуха, и заново чувствуешь боль и какую-то щемящую нежность. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не могли заставить забыть его, ибо в его "глазах прозрений дивный свет".  

Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России"1.

Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки Н. А. Некрасова: "Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру..." Тогда бы заглохли и поэтичность, лиричность — светлые родники человеческой души.

Поэзия Есенина всегда находила добрый отклик в душах людей. В наши дни мы являемся свидетелями его мировой славы, всенародной любви к нему. Сейчас его стихи переведены на грузинский, белорусский, литовский, украинский и другие языки. Его произведения используют композиторы, художники, драматурги. А почему нас так притягивает сила есенинской поэзии? Что делает его лирику близкой и дорогой для читателей? Конечно же, любовь к человеку, к родине, природе, отчему дому. Его произведения пробуждают в нас самые светлые чувства, и мы находим в его поэзии что-то близкое нашей душе. Он действительно является поэтом “страны березового ситца».

 

 

_________________________________________

1 Горький М. Собр. Соч. – Т. 17. – С.212

Список литературы.

1.А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин «Избранные сочинения», под ред. Беленького Г.И. Москва,1991.

2.Вс. Рождественский «Страницы жизни. С.Есенин». М.,1974.

3. Зуев Н. «Народные истоки поэзии Сергея Есенина».Журнал « Литература в школе»№5

 4. Изучение русской советской литературы в 10 классе, учебник под редакцией В.А.Ковалева. М.,1988.

5. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост. А.А.Воротников. - Минск, 1995

6.Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М.В. Кожевникова и П.А.Николаева. - М. 1987

7. Марченко А. «Поэтический мир Есенина». М., Советский писатель, 1989.

8. В.Мусатов В. «Поэтический мир Сергея Есенина» Журнал « Литература в школе».№6.1995.

9.. «О Есенине: Стихи и проза писателей- современников поэта». М.,1990.

10. Прокушев Ю.Л. «С.Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». М.,1985.

11. Прокушев Ю.Л. Есенин. Человек, поэт. – М.: Просвещение, 1973

12. «Русская литература». Большой учебный          справочник для школьников и поступающих в вузы. 5-е издание, стереотип. М.Дрова,2005.

13. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. - М., 1997.

14. С.А. Есенин в воспоминаниях современников» (т.1-2). М.,1986.

15.С. Есенин: собрание сочинений (т.1). М.,1990.

 16.С.А. Есенин “Стихотворения и поэмы”, “Художественная Литература”, - М. 1982.

 17.Словарь литературоведческих терминов. /Под ред. Л.И.Тимофеева и

М.П.Венгрова. - М., 1963

      18.Словарь русской литературы. / Под ред. М.Г.Уртминцевой. - Н. Новгород,

           1997.

 

      19. Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. - М.,

           1987

20.Солицева Н.М. « Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии». М., 1992.

     21.Тавризян Г.М. «Изумленный свидетель» //Сборник статей под ред. И.С.

          Нарского, Т.И. Ойзермана. - М., 1991.

22.Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М., Просвещение, 1989. 23.Шубникова- Гусева Н. «Вступительная статья к изданию «С.Есенин в

стихах и в жизни: Стихотворения, 1910-1925». М.,1995.

24.Эвентов И.С. «Сергей Есенин». – М., Просвещение, 1987

 

 

 



2020-03-19 324 Обсуждений (0)
Живое» и «железное» в творчестве Есенина. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Живое» и «железное» в творчестве Есенина.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)