Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура педагогической деятельности



2015-11-10 525 Обсуждений (0)
Структура педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение в педагогическую деятельность

Своеобразие педагогической деятельности

П.д. относится к разряду вечных. Она как мы будем считать, возникла 35-40 тыс. лет назад.

Самовыделение педагогической деятельности происходило не единовременно, а в несколько этапов:

1 этап: наиболее старые рассказывают ????

2 этап: наиболее умелые на досуге передают секреты мастерства молодежи

3 этап: выделяются специальные люди, которые очень хорошо занимаются не только определенным видом деятельности, но и понятно рассказывают об этом и постепенно это становится их основной деятельностью (профессией). Они являются уже педагогами.

Воспитание – особый вид педагогической деятельности по передаче от старшего поколения младшему специально организованного культурно-исторического опыта.

Воспитатель – человек, занимающийся воспитанием.

Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на воспитание одного человека другим.

Педагогика – не только подготавливает специалистов педагогов, но и отбирает информацию.

В русском языке близкое по значению слову “воспитание” – образование. Оно происходит от слова “образ” (образовывать)

Педагогика как наука сложилась в 17веке. Основоположником научной педагогики является чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1680). Он систематизировал существовавшие до того педагогические теории и создал первое стройное научное учение “Великая дидактика – универсальное пособие о том как всех учить всему”.

Первые школы появились в шумерском царстве. Они назывались “этдумами”(дома-таблички). Это было частное платное учреждение, имеющее строгое иерархическое представление. Во главе стоял “повелитель” (директор). После него шел “держатель хлыста” (следит за порядком). За ним учитель и 12 его помощников. Они подготавливали глиняные таблички к занятиям. Эти школы давали высококлассное образование.

Социальные функции

Они предполагают образование для общества, для себя.

Как социальный институт образование реализует следующие функции:

1) Культурно-образующая. В процессе обучения у человека формируется собственная культура. Из этого складывается культура общества.

2) Профессиональная. Осуществляется выбор профессии. Задача школьного образования – помочь выбрать будущее направление образование.

3) Политическая (скрытая). В системе образования у человека формируется система политических взглядов.

Виды педагогической деятельности

Всего 2 основных вида:

1) Воспитание (воспитательная работа) – целенаправленная деятельность педагога по формированию у воспитанника системы ценностей, чувств, отношений и привычек поведения.

2) Преподавание – осуществляется в процессе обучения и направленно на формирование системы знаний и учебных умений. Это формально организованный процесс. Четко прописаны роли всех учащихся.

Особенности педагогической деятельности

1) Коллективный характер. Различные отношения между участниками.

2) Гуманистический характер. Основной целью, средством, результатом п.д. является личность.

3) Коммуникативный характер. В п.д. это является основой.

4) Творческий характер. Привнесение чего-то нового.

 

Характеристика профессиональной педагогической деятельности

 

Понятие профессиональной педагогической деятельности

Необходимо различать понятие педагогической деятельности и профессиональной деятельности. Смысл профессиональной деятельности заключается в деятельности, которую ????. Очевидно, что ее осуществляют не только профессионалы, но в первую очередь родители, руководители. П.д. осуществляется в специальных учреждениях, организованных специальным образом. Непрофессиональная п.д. таких рамок не имеет. Появляется необходимость ???.

Сам термин используется в разных значениях:

1) Для обозначения процессов, протекающих ??? (педагогический процесс)

2) Для обозначения совместной деятельности воспитанника и педагога (процесс воспитания)

3) Для обозначения практических действий педагога (педагогическое действие)

Само понятие происходит от понятия “деятельность”. Это процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение к окружающему миру, людям, задачам, которые ставит жизнь. В деятельности выражается отношение человека к соответствующим потребностям.

Педагогическая деятельность – деятельность специфическая, т.к. обусловлена необходимостью трансляции определенной части опыта.

П.д. – деятельность многофакторная. Факторами выступают:

– семья

– образовательное учреждение (кружок, детский сад, школа, секция)

– СМИ (пресса, музыка)

– ситуация в стороне

Таким образом, п.д. – это деятельность, посредством которой реализуются воспитательные потребности одного человека (группы) по отношению к другим

Структура педагогической деятельности

П.д. имеет четкую структуру. Она порождает ряд структурных особенностей.

1) П.д. всегда целенаправленна. Цель формируется обществом. Поэтому п.д. общественно направленная. Но на индивидуальном уровне эта общественная установка трансформируется в индивидуальную.

2) П.д. – метадеятельность, т.е. она направлена на организацию других видов деятельности.

3) Любая деятельность имеет свой субъект(тот, кто ее осуществляет) и объект(то, на что направлена деятельность).

В некоторых видах деятельности объектов и субъектов может быть несколько. К ним относится п.д. (редкий случай)

Структурной особенностью является то, что в ней объект и субъект могут меняться местами (ответ на экзамене, сообщение)

4) Результат п.д. проявляется в будущем. Он может сиюминутно реализоваться, но будет относительным (оценка 5). Результат отодвинут на будущее и не явен.

Перейдем непосредственно к структуре.

Системообразующим элементом п.д. является цель. Цель – представление о желаемом результате. П.д. подразумевается в двух аспектах: 1. цель как идеал, который очень желаем, абстрактен и недостижим. 2. цель как конкретный результат, который необходимо достичь за определенный промежуток времени. В этом случае педагогическую цель называют педагогической задачей.

Цель п.д. раскрывается в содержании. Содержание – сумма или объем той информации, которую необходимо передать от педагога к воспитаннику для достижения определенной цели. Оно включает в себя следующие элементы: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) опыт эмоционально-ценностного отношения (к миру, друг к другу, деятельности).

Содержание раскрывается в деятельности, во взаимодействии. Субъект п.д. – педагог. Объект – воспитанник. Деятельность осуществляется с использованием набора средств, методов и форм деятельности. Метод п.д. – это способ или путь взаимодействия педагога и воспитанников (словесные, наглядные, практические). Средства п.д. – предметы материального мира или мыслительные операции, ситуации, которые специально включаются педагогом в свою деятельность. Средств достаточно много (технические, натуральные, условные). Форма п.д. – вариант композиционного построения содержания, выраженные в отношениях и системе действий воспитателя и воспитанника. Форма меняется в зависимости от ситуации. Набор методов, средств и форм деятельности определяет педагог, но ориентируясь на воспитанника в процессе п.д. происходит выработка соответствующих форм деятельности. Большое значение в деятельности воспитанника играет мотив.

Итогом данного взаимодействия является получение результата, который показывает насколько достигнута поставленная педагогом цель.

Таким образом, основными компонентами п.д. является целевой, содержательный, операционный (деятельностно-практический), результативный.

Таблица: ???

 



2015-11-10 525 Обсуждений (0)
Структура педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура педагогической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)