Различные подходы к пониманию сущности процесса образования
Образование является центральным понятием образовательной науки и смысл носящим. Именно поэтому оно трактуется в различных значениях. И многообразие этих значений вносит некоторую путаницу. 1) Образование рассматривается как культурно-исторический феномен. В этом смысле образование всегда связано с этносом. И с этой точки зрения профессор Белозерский замечает: «Каждый этнос создает необходимое для себя образование, которое передает от одного поколения к другому общность поведенческих черт, сохраняет язык, литературу, правила общежития и хозяйствования, общее миропонимание». В этом смысле образование можно представить как процесс о «предметчевания распредметчивания». Человечество накаливая культурный опыт делает определённые обобщения выбирая самое красивое, истинное и значимое. Конкретная личность, сталкиваясь с подобными идеалами, воспринимает их по-своему, наполняет личными смыслами, эмоциями, т.е. распередмечивает. Любая личность это совокупность биологически неповторимого (самости: цвет волос, темперамент, характер) и социумности. Таким образом, человек это биосоциальное существо, на которое влияет наследственность и остальные факторы. Образование, культура и личность находятся в четкой зависимости друг с другом. Образование является связующем звеном между культурой и личностью, с другой стороны культура всегда подразделяется на общественную и личную. 2) Образование как педагогический процесс. Образование это специально организованное, целенаправленное взаимодействие взрослых, педагогов и воспитанников с целью их обучения, воспитания и развития. В этом смысле образование характеризуется системностью (многокомпонентностью с зависимостью элементов), целенаправленностью, продолжительностью, адаптивностью. 3) Образование как система образовательных уровней: система дошкольного образование, общего полного среднего образования, дополнительного образования, специального (коррекционного) и профессионального. 4) Образование как результат. Под образование подразумевается какая-та «корочка». Результат образования подразумевается как итог какого-то этапа образовательной деятельности. Результативность процесса образования можно описать цепочкой (предложил Е.Н. Днепров): грамотность, образованность (средняя школа), компетентность (получение профессионального образования), культурность. Закон РФ «Об образовании» Указом президента РФ от 11 июля 1992г. был принят закон об образовании. В нем впервые появилось понятие государственного образовательного стандарта – это «обязательный минимальный уровень требований, установленных государством, определяющих содержание образования, его логику и объем, требования к выпускнику, а также перечень необходимых условий для его реализации». По этому закону появилось понятие платных образовательных услуг. Всего 3 таких случая. 1) В случае реализации продуктов образовательной деятельности обучающихся. Детям выплачивается зарплата за их труд. 2) В случае предоставления образовательных услуг, не предусмотренных стандартом. 3) В случае предоставления образовательных услуг, предусмотренных стандартом, но с увеличением объема. Образовательные принципы в РФ 1) Государственно-общественного управления образования. 2) Принцип демократизации. Подразумевает наличие различных методик и технологий, альтернативных учебников и пособий, возможность выбора образовательного учреждения. 3) Принцип гуманизации на потребностях конкретной личности и приоритетность перед интересами группы, государства в целом. Идея индивидуальности начала подниматься еще в 80-е годы XX столетия. 4) Принцип гуманитаризации. Он касается содержания образования. Очень важно заложить базу! Сейчас она размылась. Педагогика как наука
План: 1) Понятие педагогики 2) Предмет и функции педагогики 3) Основные категории педагогики 4) Структура педагогики и система педагогических наук 5) Связь педагогики с другими науками (с/р) Понятие педагогики Любая наука возникает при соблюдении следующих условий: – наличие определенного эмпирического опыта – должен быть накоплен определенный багаж положительного и отрицательного, в котором выделились тенденции и закономерности данной научной области – выделение специальных людей, которые способны и хотят обрабатывать эти тенденции и закономерности – наличие необходимых условий и учреждений, где соответствующей деятельностью будут заниматься На определённом этапе общественного развития возникла педагогика. На данный момент существуют различные подходы к определению педагогики. 1) Педагогика рассматривается как наука, т.е. определенный набор истин, доказанных на практике. Гессен (19век) писал: «Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык. Для образования наукой такой является педагогика». 2) Педагогика это практика воспитания. Определенный уровень мастерства воспитателя. Приравнивается к понятию педагогическая технология – это совокупность действий профессионала, гарантирующих получение оптимального результата. 3) Возник с середины 19 века. Педагогика и наука и искусство воспитания. Именно в этом значении мы с вами изучаем и рассматриваем педагогику как обоснованное. 4) Педагогика это культура. Появился в 20 веке. Раз педагог формирует будущего человека, то сама эта деятельность – деятельность творца культуры.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1932)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |