Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и функции педагогики



2015-11-10 678 Обсуждений (0)
Предмет и функции педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет науки – определение области ее исследования. Предметом педагогики являются процессы взаимодействия воспитателя с воспитанником. Таким образом, педагогика это наука о закономерностях процессов взаимодействия воспитателя с воспитанником. Выделяются основные функции педагогики:

1) Теоретическая. Она вытекает из последнего подхода. В рамках этой функции педагогика описывает состояние, выявляет основные направления развития и условия организации педагогической деятельности.

2) Практическая. Реализует реализацию задуманного. Его анализ и оценку полученных результатов.

Основные категории педагогики

1) Образование

2) Воспитание

3) Обучение

Обучение характеризует способ получения образования и является специально организованным процессом взаимодействия педагога и обучаемого с использованием дидактических средств (дидактика – наука о теории обучения, как-бы под-наука педагогики) по поводу содержания обучения (знания, умения, жизненный опыт) для достижения поставленной цели.

Воспитание традиционно считается наиболее общим и ранним понятием, т.е. всеми признается, что обучение возникло позже, чем воспитание. Воспитание первично по отношению к обучению. Воспитание, как понятие педагогической категории, используется в нескольких значениях:

1) Воспитание как общественное явление (=образование=педагогический процесс)-это передача социально-значимого опыта от одного поколения к другому. В этом значении воспитание одномоментно направлено на всех членов общества и осуществляется через: уровень развития общества и системы отношений; политику и идеологию; явления общественной психологии (слухи, вера, мода, СМИ).

2) Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя с воспитанником, для формирования у него системы ценностей, личностных качеств, отношений и моделей поведения для достижения поставленной цели. Все это относительно, т.к. могут быть ошибочные представления об образе ребенка. В этом смысле воспитание направленно на конкретную личность или группа (5-7 чел) и реализуются через семью, микросреду (друзья, одноклассники).

3) Воспитание как узко педагогическое явление или направление воспитательной работы. В этом смысле воспитание характеризует одно их направлений воспитательной деятельности: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое. Определение в этом значении будет выходить из предыдущего.

Особняком в педагогике стоит понятие целостного педагогического процесса (ЦПП). Это понятие подчеркивает цельность и неделимость педагогических процессов потому что

а) личность целостна в единстве интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер.

б) педагогическое воздействие едино и неделимо на составные части, т.к. иначе не результативно

в) личность воспитанника формируется в единстве воспитания и самовоспитания. Соотношение этих процессов у всех по-разному

Структура педагогики и система педагогических наук

Структуру педагогической науки составляют следующие разделы:

1) Общие основы педагогики

2) Теория обучения (или дидактика от лат. Didascal - педагог)

3) Теория и методика воспитания

4) Управление образовательными системами

По мере развития педагогики от нее выделялись подразделы, которые по мере развития превратились в самостоятельные науки и сейчас составляют систему педагогических наук:

- общая педагогика

- история педагогики

- методики преподавания конкретных наук

- социальная педагогика (рассматривает развитие личности при взаимодействии с социумом)

- профессиональная педагогика (инженерная, военная)

- лечебная педагогика (симбиоз педагогики и медицины)

- специальная (коррекционная педагогика). Выделяются основные направления: логопедия (изучает проблемы в произношении звуков), олигофредо педагогика (развитие детей с отставанием), сурдопедагогика (корректирует проблемы глухонемых детей), тифлопедагогика (коррекция слепых),

- школьная гигиена – характеризует параметры освещенности помещения, чистоты, увеличения кпд обучения (замена коричневой школьной доски на зеленую)

Связь педагогики с другими науками

Методология педагогики

1) Методология и уровни

2) Характеристика педагогического исследования

Методология и уровни

Методология характеризует определённый уровень зрения, взгляд на определенное педагогическое явление. Таким образом методология, это учение о способах и процедурах познания педагогики и описывает тему, задачи, значимость, новизну и предполагаемые результаты в рамках определенного исследования. Методология в педагогике проявляется на 4 уровнях:

1) Философский – отражает часть философских теорий о личности и ее формировании к каких-то условиях.

2) Общенаучный – характеризует общие для всех наук подходы, проявляющиеся в педагогике: системный подход (целое состоит из составных частей, которые его образуют и разрушение одного элемента влечет за собой другие);

3) Конкретно-научный – характеризует подходы, свойственные только для педагогической теории, к таким методологическим подходам относятся личностны подход; деятельностный; культурологический и т.д.

4) Технологический – на нем вырабатываются прикладные рекомендации (разработки), которые описывают правила реализации исследования на практике



2015-11-10 678 Обсуждений (0)
Предмет и функции педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и функции педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)