Структура процесса воспитания, его виды
Нужно знать структуру, так как это позволяет моделировать процесс воспитания. Схематически механизм процесса воспитания можно выразить в виде такой последовательности элементов (блоков): – влияние воспитывающей среды. Человек попадая в определенную ситуацию, проявляет ценности или анти ценности. Среда может воздействовать и не воздействовать. – воспитывающая деятельность – осмысления воздействия, осознание личностного смысла, принятие или не принятие этой ценности Т.о. в процессе воспитания происходит интериоризация (присвоение ценностей личностью). Деятельность педагога по формированию этой ценности включает в себя: диагностику ситуации, проектирование и планирование воздействия, организация воздействия (взаимодействия), анализ результата. Просмотрев процесс воспитания через деятельность воспитателя, можно выделить основные элементы в структуре процесса воспитания. 1) Целевой элемент. Включает в себя выдвижение воспитательных задач и осознание этих задач воспитанником. 2) Содержательный элемент. Характеризует усвоение воспитанником норм, ценностей и правил. 3) Организационно-деятельностный. Включает в себя закрепление нормы правил в виде упражнений, привычек, поступков. 4) Результативный. Характеризует устойчивое, постоянное применение нормы в поведении. Таким образом, процесс воспитания это целенаправленное, специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с использованием воспитательных средств для формирования системы ценностей, личностных качеств, отношений и модели поведения. Виды воспитания: (существует много классификаций по разным признакам) По институционному признаку воспитание бывает: семейным, школьным, внешкольным, конфессиональным. По стилю отношений: авторитарные, демократические, попустительские. По философскому основанию: гуманистическое, прогностическое, бихевиористическое, неотомистское, экзистенциальное. По содержанию: умственное (основная ценность истина), нравственное, эстетическое, физическое (красота тела, здоровье), трудовое.
Функции процесса воспитания Функция – роль, которую исполнитель деятельности выполняет относительно какой-то потребности. 1) Преобразующая. Способствует раскрытию личности. 2) Информационная. Передача разного рода информации. 3) Коммуникативная. 4) Организаторская. Слово нужно переводить в дело. 5) Демонстрационная. Педагог не просто рассказывает, а демонстрирует образец «как нужно делать»
Закономерности и принципы процесса воспитания Закономерность – объективно существующая («не кажется»), необходимая, существенная (заметные), повторяющая связь между явлениями, выражающая их поступательное развитие. Закономерности процесса воспитания могут быть разного уровня: общественные, системные или конкретные. Условные определения: 1) Воспитательный процесс будет эффективным, если отражает актуальные потребности и возможности общественного и личностного развития. 2) Чем целесообразнее организована деятельность воспитанников, тем результативнее воспитание. 3) Воспитание будет эффективнее, если воспитатель опирается в процессе воспитания на инициативу, самостоятельность, активность воспитанника. 4) Результативность воспитания зависит от его целостности, т.е. единства вербальных и сенсорных процессов; сознания и поведения; гармонии знаний, чувств и поступков; 5) Эффективность воспитания проявляется в том случае, если воздействие носит скрытый, косвенный, а не прямой характер. 6) Результативность процесса воспитания зависит от четкости взаимодействия между целью и средствами ее достижения. Из закономерностей вытекают принципы (правила, на основе которых осуществляется деятельность). К основным принципам относятся: 1) Целенаправленность 2) Целесообразности 3) Культуросообразности 4) Связь с жизнью 5) Опора положительная 6) Сочетание требовательности и уважения к личности 7) Соответствие средств и методов поставленным воспитательным целям 8) Принцип учета возрастных особенностней
Задачи гуманистического воспитания Одно из направлений модернизации современного образования это его гуманизация. Объектом, субъектом, целью и результатом воспитания является личность. В связи с этой направленностью сформировалось крыло: гуманистическая педагогика. Это система научных теорий, подтверждающая личность воспитанника в роли активного, сознательного, равного участника педагогического процесса, развивающегося своеобразно своим возможностям. Основными признаками гуманистической педагогики являются: 1) Объединение усилий на формирование свободной, активной, самостоятельно думающей и поступающей личности. 2) Видение личности в целом, а не как совокупности сторон, характеристик. 3) Обеспечение надлежащих организационных условий.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |