Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура процесса воспитания, его виды



2015-11-10 728 Обсуждений (0)
Структура процесса воспитания, его виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Нужно знать структуру, так как это позволяет моделировать процесс воспитания. Схематически механизм процесса воспитания можно выразить в виде такой последовательности элементов (блоков):

– влияние воспитывающей среды. Человек попадая в определенную ситуацию, проявляет ценности или анти ценности. Среда может воздействовать и не воздействовать.

– воспитывающая деятельность

– осмысления воздействия, осознание личностного смысла, принятие или не принятие этой ценности

Т.о. в процессе воспитания происходит интериоризация (присвоение ценностей личностью). Деятельность педагога по формированию этой ценности включает в себя: диагностику ситуации, проектирование и планирование воздействия, организация воздействия (взаимодействия), анализ результата.

Просмотрев процесс воспитания через деятельность воспитателя, можно выделить основные элементы в структуре процесса воспитания.

1) Целевой элемент. Включает в себя выдвижение воспитательных задач и осознание этих задач воспитанником.

2) Содержательный элемент. Характеризует усвоение воспитанником норм, ценностей и правил.

3) Организационно-деятельностный. Включает в себя закрепление нормы правил в виде упражнений, привычек, поступков.

4) Результативный. Характеризует устойчивое, постоянное применение нормы в поведении.

Таким образом, процесс воспитания это целенаправленное, специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с использованием воспитательных средств для формирования системы ценностей, личностных качеств, отношений и модели поведения.

Виды воспитания: (существует много классификаций по разным признакам)

По институционному признаку воспитание бывает: семейным, школьным, внешкольным, конфессиональным.

По стилю отношений: авторитарные, демократические, попустительские.

По философскому основанию: гуманистическое, прогностическое, бихевиористическое, неотомистское, экзистенциальное.

По содержанию: умственное (основная ценность истина), нравственное, эстетическое, физическое (красота тела, здоровье), трудовое.

 

Функции процесса воспитания

Функция – роль, которую исполнитель деятельности выполняет относительно какой-то потребности.

1) Преобразующая. Способствует раскрытию личности.

2) Информационная. Передача разного рода информации.

3) Коммуникативная.

4) Организаторская. Слово нужно переводить в дело.

5) Демонстрационная. Педагог не просто рассказывает, а демонстрирует образец «как нужно делать»

 

Закономерности и принципы процесса воспитания

Закономерность – объективно существующая («не кажется»), необходимая, существенная (заметные), повторяющая связь между явлениями, выражающая их поступательное развитие. Закономерности процесса воспитания могут быть разного уровня: общественные, системные или конкретные. Условные определения:

1) Воспитательный процесс будет эффективным, если отражает актуальные потребности и возможности общественного и личностного развития.

2) Чем целесообразнее организована деятельность воспитанников, тем результативнее воспитание.

3) Воспитание будет эффективнее, если воспитатель опирается в процессе воспитания на инициативу, самостоятельность, активность воспитанника.

4) Результативность воспитания зависит от его целостности, т.е. единства вербальных и сенсорных процессов; сознания и поведения; гармонии знаний, чувств и поступков;

5) Эффективность воспитания проявляется в том случае, если воздействие носит скрытый, косвенный, а не прямой характер.

6) Результативность процесса воспитания зависит от четкости взаимодействия между целью и средствами ее достижения.

Из закономерностей вытекают принципы (правила, на основе которых осуществляется деятельность). К основным принципам относятся:

1) Целенаправленность

2) Целесообразности

3) Культуросообразности

4) Связь с жизнью

5) Опора положительная

6) Сочетание требовательности и уважения к личности

7) Соответствие средств и методов поставленным воспитательным целям

8) Принцип учета возрастных особенностней

 

 

Задачи гуманистического воспитания

Одно из направлений модернизации современного образования это его гуманизация. Объектом, субъектом, целью и результатом воспитания является личность. В связи с этой направленностью сформировалось крыло: гуманистическая педагогика. Это система научных теорий, подтверждающая личность воспитанника в роли активного, сознательного, равного участника педагогического процесса, развивающегося своеобразно своим возможностям.

Основными признаками гуманистической педагогики являются:

1) Объединение усилий на формирование свободной, активной, самостоятельно думающей и поступающей личности.

2) Видение личности в целом, а не как совокупности сторон, характеристик.

3) Обеспечение надлежащих организационных условий.

 



2015-11-10 728 Обсуждений (0)
Структура процесса воспитания, его виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура процесса воспитания, его виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)