Вопрос. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достичь поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. Задачи самостоятельной работы учащихся: 1) развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; 2) научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. Одна из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта в субъект деятельности и управления. Это значит, что в результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости. В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности. Один из признаков учения состоит в том, что познавательная деятельность учащихся, студентов осуществляется под руководством учителя или преподавателя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности учащихся - возрастать. Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня развития познавательной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно ставить задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности, а затем формулировать следующие задачи, т.е. когда ученики овладевают всеми компонентами рационально организованной структуры познавательной деятельности, характерной для самообразования. Самообразовательная деятельность учащихся обусловлена их воспитанием, обучением и самовоспитанием и определяется уровнем интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития школьников. Самообразование - это одна из форм познавательной деятельности, и, как любая другая деятельность человека, возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешними стимулами самообразовательной деятельности школьника могут быть различные предметы и явления окружающей среды, вызывающие у него интерес и желание их познать, изучить, а также разнообразные приемы, используемые учителем для воспитания у учащихся потребности в знаниях и умениях К числу стабильных и важных видов внешкольных самостоятельных занятий относится домашняя работа учащихся, рассматриваемая как основная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Домашняя самостоятельная работа несет определенные дидактические функции: - закрепление знаний, умений, полученных на уроках; - расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе; - развитие самостоятельного мышления; - формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений. Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит также и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. Формы организации самостоятельной деятельности имеют и важное воспитательное значение. Кроме того, любая самостоятельная работа учащихся, разумеется, должна контролироваться. Виды контроля могут быть следующими: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, внутренний самоконтроль (как наиболее сложный вид контроля; переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы, и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала). Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, а также обеспечение условий эффективности. Принципы управления самостоятельной работой: 1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий; 2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы; 3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом; 4) переход от контроля учителя к самоконтролю. На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Учитель обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп: 1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; 2) закрепление и уточнение знаний; 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4) формирование умений и навыков практического характера; 5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Напр., с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Организация успешной самостоятельной работы учащихся имеет результатами: 1) систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний; 2) организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления; 3) при тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков; 4) с течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого самостоятельной работы. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания. Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.
14. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания. Воспитание в соц. смысле – возд-е на человека всей окруж. действит-ти; в шир. педсмысле – целенапр. деят-ть, охват-я весь учебно – воспит. пр-сс; в узком педсмысле – спец. воспит. р-та + еще более узком значении – реш-ее опред. задачи, связ. напр с формир-ем нравств. кач-в, эстетич. представл-й -)участок прилож-я воспит. усилий; Существовали разные теории возникновения воспитания, к 19 веку сложились следующие теории:
Социальная функция воспитания заключается в передаче общественно-историч. опыта из поколения в поколение, в овладении подрастающего поколения трудового умения и опыта. Соц. Функции воспитания в современном мире:
Современные подходы к воспитанию:
Цель воспитания как социального явления: теорет. Обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, её сущности, индивидуальности, образованности, качества, умст., физич., нравств., и эстетич., развитию и отношению к жизни. Отражение потребностей общества, социальный заказ. Такая цель отражена в следующих документах (Конвенция ООН, Декларация прав ребенка) Приоритеты современного воспитания: человек, мир, сотрудничество, природа. Диалектика в историческом изменении целей (в зависимости от истор. эпохи меняется цель: воспитание в Спарте, воспитание в понимании Коменского) 3 уровня целеполагания : 1. идеал воспитания ( конечный результат воспит. деятельности, т.е. соц. заказ) 2. воспитание устремлений (возможности реализации соц. заказа в конкретном ОУ) 3. цель и смысл жизни человека (личностный аспект) Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспит. работы в ОУ выделяются гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетич., трудовое, физич., правовое, эколог., экономич. воспитание. По институциональному признаку: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских ОУ. Воспитание по стилю отношений между воспитателем и воспитанниками: авторитетное, демократическое, либеральное, свободное воспитание. В зависимости от философ. концепции: прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое. Опред-е целей Во. -) из шир. смысла и вкл-ет формир-е си знаний и способов познпават. деят-ти мотивации и способов разл. деят-ти, культуры и опыта общения, национ, субъективно – личност. и эмоц. отнош-й;
Какие ценности выдвигаются на первый план в разных воспитательных системах, школах? Например, Гуманистическая воспитательная система Караковского, основные идеи: обязательное создание внутришкольного коллектива; присутствие элементов самоуправления внутри него; внедрение коммунарской методики, основной целью которой являлась подготовка к коллективной работе. Благодаря ей школьники должны были научиться совместно работать, заниматься коллективным творчеством, то есть она должна была содействовать развитию личности ребенка. Развитие у ребенка адаптации к различным жизненным ситуациям. Очень часто у Караковского применялась методика коллективных творческих дел. Воспитание также должно быть системным и применяться комплексный подход в воспитании, что привело бы к большей эффективности труда воспитателя. Принципы целостного педагогического процесса как отражение его основных закономерностей. Единство и взаимосвязь принципов в целостном педагогическом процессе. Гуманизм как основа принципов Принципы целостного педагогического процесса- исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности - сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Общие закономерности процесса обучения (цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики): 6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Конкретные закономерности: Дидактическая закономерность: результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения. Принцип гуманизма является инвариантным компонентом отношения человека к другим людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2392)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |