Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процесс обучения. Его структура и функции



2015-11-10 648 Обсуждений (0)
Процесс обучения. Его структура и функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс обучения =дидактический процесс=учебный процесс – организованное целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию способностей, формированию взглядов, опыта деятельности и поведения, личностных качеств. Функции ПО: 1. Образовательная – формирование ЗУН обучаемых, усвоение ими понятий, законов, теорий, видов деят-ти. 2. Воспитательная – формир-ие взглядов, убеждений, чувств, привычек поведения, черт личности. 3. Развивающая – развитие интеллекта, памяти, воображения, воли, потребностей, способностей личн-ти. Признаки ПО: 1)двусторонний характер; 2)совместная деятельность учителей и учащихся; 3)руководство со стороны учителя; 4)специальная планомерная организация и управление; 5)целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7)целостность и единство благодаря управлению обучением, развитием и воспитанием учащихся. Процесс обучения = преподавание + учение. Преподавание – деятельность преподавателя по управлению учением. Учение – деят-ть обучаемого по усвоению зун, способов мышления и деят-ти. Учение, обучение – внешние педагогические процессы, кот организуются преподавателем для эффективного управления внутренним психологическим процессом усвоения социального опыта. Последовательность усвоения учебного материала дает психологическое обоснование дидактическим принципам: восприятие, понимание – принцип наглядности, научности, доступности – рецептивный ур-нь; осмысление – принцип систематичности и последовательности – рецептивно-репродуктивный ур-нь(по памяти воспроизв); обобщение – принцип сознательности и активности – репродуктивно-продуктивный; закрепление – принцип прочности (результат – знания); применение – связи теории с практикой – продуктивный, творческий ур-нь (результат – формир-ие умений и навыков). Критерии усвоения мат-ла: полнота, глубина, действенность, гибкость. Ушинский: «Развитие без накопления зн-ий-мыльный пузырь». Дидактич принципы – руководящие идеи, нормативные требования к орг-ии и проведению процесса обуч-ия. Преподавание делится на несколько этапов: 1. Подготовительный: а) планирование ПО (составление календарно-тематических и поурочных планов на основе уч программы, а также с учетом особенностей класса, установленных в результате пед диагностики); б) подготовка к учебной работе (предварит просмотр упр-ий). 2. Основной этап: а) постановка и разъяснение целей и учебных задач в диалоге с учащимися (через проблемную ситуацию, личный опыт детей); б) стимулирование активности ученика; в) орг-ия учебной деят-ти и ее поддержка (использование разнообр технологий, методов, форм, средств…); г) обратная связь (текущий контроль и коррекция ПО). 3. Заключительный этап: а) рефлексия; б) планирование коррекционной работы на последующих занятиях.

Виды обучения

Виды обучения=способы организации процесса обучения, кот различаются хар-ом преподавания и учения. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, "готовом" виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:

Действия учителя

1. информирует о новых знаниях, объясняет.

2. Организует осмысливание учебной информации

3. Организует обобщение знаний

4. Организует закрепление учебного материла.

5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения

Ученика

1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.

2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала.

3. Обобщает усвоенный материал.

4. Закрепляет изученное путем повторения.

5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев. Проблемное обучение. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Этапы проблемного обучения таковы: Создает проблемную ситуацию. . Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. Организует поиск гипотезы Организует проверку гипотезы Организует обобщение результатов, получение выводов и их применение Действия ученика Осознает противоречия в изучаемом явлении Формулирует проблему. Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.

Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени. Как видно, такая модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание).

Программированное обучение

Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена - переходят к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Структура программированного обучения выглядит так:

Учитель (учебник, компьютер) Ученик
1. Предъявляет первую дозу материала. 2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним. 3. Ставит контрольные вопросы. 4. Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала. Если нет - объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой. 1. Воспринимает информацию. 2. Выполняет операции по усвоению первой дозы. 3. Отвечает на вопросы. 4. Переходит к следующей дозе материала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой дозы.

Главное понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ.
Достоинства программированного обучения: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.

Развивающее обучение: Преподаватель организует учение в зоне ближайшего развития обучаемых.Через создание проблемных ситуаций он инициирует дискуссию с целью постановки учебных задач и поиска общих способов их решения. Обучаемые анализируют теор понятия, выявляют и моделируют отн-ия между ними.Обучение ведется на высоком ур-не трудности.

 



2015-11-10 648 Обсуждений (0)
Процесс обучения. Его структура и функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процесс обучения. Его структура и функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)