Стратегическая цель, объект и предмет
Социальное становление личности школьника.
Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:
Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Общее между этими процессами – они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. Ученых, общественность и нас педагогов всегда волнует вопрос: “Как сформировать социально адаптированную личность? Каким должен быть портрет выпускника нашей общеобразовательной школы?”. В результате изучения психолого-педагогической литературы и педагогического опыта в данном направлении нами был создан следующий психологический портрет: “Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий”. Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом. Стратегическая цель, объект и предмет. Цель – социальное становление личности школьника внутри единого воспитательного пространства, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы. Объект– управление процессом социализации школьников. Предмет– система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе. Сущность поставленной проблематики.Процесс социализации управляем. Система управления социализацией школьников является подсистемой системы “управления образовательным процессом”. Управление социализацией в общеобразовательной школе возможно, если в управление образовательным процессом включено дополнительное звено в виде целостной динамичной системы управления социализацией школьников, которая интегрирует усилия всех субъектов управления на выполнение функций планирования, организации, руководства и контроля данным процессом. В условиях общеобразовательной школы процесс социализации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у учащихся на него, и насколько этот процесс будет эффективен. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность. Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования. Развитие и социализация личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия. Многие образовательные учреждения при отсутствии технологии педагогического управления социализацией осуществляют эту работу порой на интуитивном уровне, ведущие порой к негативным и необратимым последствиям. Для управления внутренним ресурсом образовательного учреждения руководителям необходимо: 1. Научиться исследовать и проектировать реальный процесс управления, обеспечивающий сохранение и развитие образовательного учреждения в современных условиях; 2. Создать условия для успешной социализации детей с учётом социального заказа общества и родителей. Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы. Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания. К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:
Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. УСЛОВИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. В системе условий, определяющих реализацию системы, можно выделить следующие ведущие блоки: а) педагогический коллектив; б) содержание и организация образовательного процесса; в) школьный коллектив г) управление воспитательной системой. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ как условие развития школы рассматривается с позиций:
ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ рассматривается с позиций:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС как условие реализации концепции должен отвечать требованиям:
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ как условие реализации и развития должно: а) обеспечивать участие в нем всех субъектов образовательного процесса б) обеспечивать мониторинг системы работы (деятельности) школы в процессе реализации системы:
Основными компонентами системы управления социализацией школьников являются (см. схему 1): цель, задачи, психолого-педагогические условия системы социализации, содержательный компонент системы, отношения между субъектами системы социализации, критерии эффективности реализации системы. В рамках организации психолого-педагогического сопровождения для изучения состояния процесса социализации учащихся в общеобразовательном учреждении мы использовали следующую совокупность диагностического инструментария: 1. Тест изучения ценностных установок (методика Рокича). 2. Тест Дж.Гилфорда по исследованию социального интеллекта. Мы провели диагностическое исследование по представленным методикам в 7,8,9 классах. Анализ теста изучения ценностных установок (методика Рокича) выявил следующее. В рейтинг предпочитаемых терминальных ценностей вошли - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом), интересная работа, материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), здоровье (физическое и психическое). Такие терминальные ценности как здоровье (физическое и психическое) и материально-обеспеченная жизнь оказались в числе значимых в обеих группах. В рейтинг предпочитаемых инструментальных ценностей вошли - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность (широта знаний, высокая общая культура), непримиримость к недостаткам в себе и в других, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), аккуратность (чистоплотность - умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), а также высокие запросы (высокие требования в жизни и высокие притязания). Таким образом, результат теста показал и дальнейшую необходимость в реализации системы социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения и некоторую положительную динамику в выборе, как инструментальных, так и терминальных ценностей испытуемых (см. рис.1, 2) Рис. 1. Анализ основных предпочтений учащихся в выборе терминальных ценностей Рис. 2. Анализ основных предпочтений учащихся в выборе инструментальных ценностей Изучение уровня социального интеллекта показал, что в исследованных 7, 8, 9 классах по всем субтестам учащиеся показали средние способности к познанию поведения. Однако необходимо отметить, что у учащихся 9 классах лучше уровень социализации по познанию систем поведения через способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. У детей 7 классов недостаточно пока высок показатель по познанию результатов поведения, то есть способности учащихся предвидеть последствия поведения в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем. Анализ данных, проведенных нами методик, позволяет констатировать необходимость дальнейшей систематической целенаправленной организации системы работы по социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения.
(Схема социально-педагогического партнерства) обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды; (Программа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту “Путь к успеху”; муниципальная программа “Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних”; программы: “Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика”, “Самозащита от курения”). повышение потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа. (Программа развития воспитательной системы в Чистопольском муниципальном районе на 2006-2012годы: подпрограмма №3 “Патриот и гражданин” и подпрограмма №4 “Духовно-нравственные основы развития личности учащегося”. Муниципальная целевая программа “Русский язык в ЧМР на 2006-2010годы”. Проект “Я - Чистополец” (1-4 классы). Экспериментальный учебный план по реализации концентрированного обучения татарскому и иностранному языкам. Введение таких предметов как: страноведение (на английском языке), краеведение. Интегрированный курс по истории, культуре и литературе родного края, музыкальное и изобразительное искусство народов мира и Татарстана). Социальные проекты для построения системы социализации личности внедряемые в МОУ “СОШ №4”: - “Без здоровых детей нет будущего” - “Сколько языков ты знаешь- столько людей ты стоишь” - “Мы патриоты России” - “Семейное наследие-достояние республики” - “Малая Родина “Я-Чистополец”” - “Молодежь и спорт” - “Моя профессия – моему городу” - “Наш город” (благоустройство) Таким образом, учащиеся нашей школы не только усваивают систему знаний, норм, ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, но и активно воспроизводят систему социальных связей, реализуют себя как личность, влияют на жизненные обстоятельства, окружающих людей. Возвращаясь к эпиграфу своего выступления: “Учитель ничего не производит, кроме будущего…”, мы с уверенностью можем сказать, что педагогический коллектив школы № 4 работает на будущее своих учеников и старается создать все условия для успешной социализации личности!
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |