Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка социального педагога



2015-11-10 890 Обсуждений (0)
Подготовка социального педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальный педагог -- организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое ново- введение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал не- достаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса. Отделение преподавательской деятельности от воспитательной способствовало отчуждению учителей от воспитания и превращению их только в «урокодателей». Некоторые учителя откровенно говорят, что им за воспитательную деятельность не платят и их обязанность -- только учить. Они забывают при этом совет великого русского педагога К.Д.Ушинского, который писал, что обязанность учителя прежде всего воспитывать, а потом учить. Если мы воспитаем ученика, то мы его и научим.

Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Если ученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.

К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:

* разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;

* организация досуговой работы со школьниками;

* социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;

* социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;

* привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;

* методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;

* индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;

* взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;

* взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.

Социальный педагог -- организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру свой деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой института культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.).

Объектом деятельности социального педагога -- организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, паралельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:

* организация досуга с различными категориями школьников;

* подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;

* помощь учителю в подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;

* привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;

* организация художественной самодеятельности;

* организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;

* организация досуга учителей;

* взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.

Социальный педагог -- педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе -- выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:

школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный);

классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;

учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;

учительский коллектив;

родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;

родительский коллектив.

В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:

* первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику

в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;

* взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррекционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;

* направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;

* взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;

* социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;

* психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.

При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.

Социальный педагог -- социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-психологических проблем в школьном и классных коллективах их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной.

Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:

школьный коллектив;

классный коллектив;

отдельная группа школьников;

учительский коллектив;

родительский коллектив.

Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:

* изучение социально-психологических явлений;

* выявление направленности явлений и оценка их влияния на социум;

* выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;

* прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).

Следует подчеркнуть, что социальный педагог -- социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы. Социальный педагог -- социальный работник. Данная специализация получила наибольшее распространение. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника много общего. Кроме того, в реальной практике на социального педагога, должность которого введена во многих школах, очень часто возлагаются функции социального работника, штатная единица которого в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует. В этом случае деятельность социального педагога включает в себя весь комплекс вопросов, связанных с защитой прав ребенка, оказанием ему помощи в разрешении социальных проблем, о которых речь уже шла выше при рассмотрении функциональных обязанностей социального работника школы.

Социальный педагог -- методист. Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважением у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Начинающий учитель также не будет спрашивать совета у такого же -- по опыту работы, -- как и он сам. Социальным педагогом -- методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.

Объектом профессиональной деятельности социального педагога -- методиста являются:

* учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);

* учителя по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;

* родительский коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;

* актив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;

* отдельные школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.

Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:

* методическая помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей;

* проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;

* организация и проведение социально-педагогических лекториев для родителей;

* консультационная помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др.

Таким образом, социальная служба школы -- это сложный многопрофильный организм. Его деятельность во многом зависит от организации, управления и компетентности сотрудников. В настоящее время ряд должностных лиц такой службы еще не определены и не включены в штатное расписание общеобразовательных учреждений. Однако реальная жизнь школы диктует настоятельную необходимость в них.

Действенность функционирования службы во многом определяется тем, в какой степени она представляет собой целостный, активный и постоянно действующий организм. Анализ функциональных возможностей каждого должностного лица социальной службы школы и потребностей реальной практики позволяет выделить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы.

К таким звеньям следует отнести:

организационно-посредническое и прикладное звено. В нем следует выделять посредническое звено -- педагогический совет школы, родительское собрание, а также прикладное -- непосредственных организаторов деятельности всей социальной службы школы: заместителя директора по социально-правовым вопросам и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Они определяют не только, что необходимо решать, но и в какой последовательности, как это нужно делать. Одновременно им (преимущественно посредническому звену) принадлежит функция контроля за ходом и качеством решения социально-педагогических проблем;

исследовательское звено службы, включающее психолога и социолога школы. Они изучают, диагностируют различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей;

аналитическое звено службы. Оно может быть представлено психолого-педагогическим консилиумом, включающим заместителя директора по социальным вопросам, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, психолога, социолога, социального педагога (социальных педагогов), специально приглашенных специалистов. Эту роль могут также выполнять педагогический совет и родительское собрание с приглашением необходимых специалистов. Консилиум позволяет проанализировать ситуацию, утвердить окончательный диагноз социально-педагогической проблемы и ее влияние на решение учебно-воспитательных задач, выработать или обсудить предложения, направленные на ее разрешение. Консилиум позволяет не допустить поспешности, более основательно проанализировать ситуацию и коллективно выработать наиболее целесообразный вариант квалифицированного решения социально-педагогической проблемы;

прикладное звено (практические работники). К ним следует отнести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьников, школьных коллективов, учителей и родителей. Речь, прежде всего, идет о должностных лицах: заместителе директора по социально-правовым вопросам, заместителе директора по учебно-воспитательной работе, социальном педагоге, психологе, организаторах внеучебной работы (классных воспитателях), педагогах дополнительного образования, других специалистах социальной службы, если они имеются в штате школы. Кроме того, к практическим работникам относятся и те, кто выполняет обязанности социального педагога и других специалистов социального профиля по совместительству или на общественных началах, как, например, классные руководители, руководители художественной самодеятельности, кружковой работы и пр.

Общественный контроль за деятельностью социальной службы могут осуществлять педагогический совет школы и родительское собрание.

В настоящее время во многих общеобразовательных учреждениях, прежде всего в крупных городах, уже есть необходимые силы для формирования школьной социальной службы. Ее дальнейшее развитие будет обусловлено:

разработкой и уточнением профессиограммы каждого должностного лица социальной службы школы;

уточнением функциональных обязанностей должностных лиц службы;

разработкой рабочего места каждого должностного лица социальной службы, включающего: основные функциональные обязанности специалиста, методические материалы по решению различных диагностических и прикладных задач, методические рекомендации по их применению и пр.;

более активным вовлечением в деятельность службы на общественных началах широкого круга специалистов, заинтересованных в успешности ее деятельности (прежде всего из числа преподавательского состава и родителей, а также специалистов медико-психологическрй, социально-педагогической и досуговой сфер района и города);

введением новых, в дополнение к уже существующим, должностей, позволяющих на квалифицированном уровне охватить весь спектр социально-педагогических проблем школы;

обеспечением профессиональной подготовки всех специалистов социальной службы школы в соответствии с их профессиональным предназначением в высших и средних учебных заведениях страны.


СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов. Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка социальных педагогов в вузе. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.
Непрерывная система профессиональной подготовки социальных педагогов
Введение института социальных педагогов и организация их профессиональной подготовки совпали с реформированием системы образования в России, которое фактически началось с середины 80-х годов в период реформаторских преобразований общества, направленных на его гуманизацию и демократизацию. Россия стала входить в мировое образовательное пространство, изучая и анализируя международный опыт в области образования.
Прежняя система образования вызывала критику многих ученых и практиков за ее линейность, узкую направленность, слабость общекультурологической подготовки, что отрицательно влияло на формирование мировоззрения личности, отношения к природе, обществу, самому себе.
Совершенствование системы образования в России требовало предоставления человеку возможности получать образование разных видов и уровней в разные периоды своей жизни и регулярно повышать квалификацию. Реализация этой идеи получила свое развитие в построении модели непрерывного образования, предусматривающей допрофессиональную подготовку в лицеях и профилированных старших классах школы; профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионально образования, после вузовское обучение (аспирантура, докторантура), а также систему переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов.
Принятие Правительством Российской Федерации закона «Об образовании» (1992) и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) закрепило политику государства в сфере образования, основанную на принципах гуманизации, фундаментализма, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности.
Принцип гуманизации реализуется через целенаправленную ориентацию образования на личность обучаемого, выявление и развитие всех сущностных сил человека, приоритетное внимание к гуманистическим традициям, общечеловеческим ценностям.
Принцип, фундаментализма обеспечивает целостность, глубину и взаимопроникновение социально-философских, общепрофессиональных и специальных знаний при подготовке специалиста. Фундаментализм обеспечивает высокий общекультурологический уровень образования, органическое сочетание теоретической и практической подготовки кадров, позволяет преодолеть ее узкую профессиональную направленность. -
Принцип универсальности и альтернативности реализуется через удовлетворение запросов общества в определенных специалистах и обеспечивает полный набор специальностей, востребуемых на рынке труда.
Принцип преемственности реализуется через образовательные программы различных ступеней и видов образования, через различные типы образовательных учреждений.
Прогностический принцип обеспечивает полифункциональную, всестороннюю подготовку специалистов на перспективу в рамках проведенного прогноза востребуемости специалистов для конкретного региона и для решения конкретных проблем.
Система образования, построенная на перечисленных выше принципах, помогает человеку сориентироваться в спектре разнообразных специальностей, получить то образование, которое в данный период времени доступно и соответствует его реальным возможностям, изменить профиль образования, если первоначальный выбор оказался не очень успешным, и получить такое количество государственных сертификатов и дипломов, которые обеспечат конкурентоспособность специалиста на рынке труда и построение его профессиональной карьеры.
Система подготовки социально-педагогических кадров, которая в настоящее время еще только начинает формироваться, также развивается в соответствии с концепцией непрерывного образования.
Первой ступенью в этой системе является допрофессиональная подготовка социальных педагогов, которая на сегодняшний день пока не получила широкого распространения и признания. Тем не менее в общеобразовательной школе обязательно должна проводиться ориентация на социальную педагогику
как на новую и перспективную профессию. Создание системы
такой допрофессиональной подготовки требует решения многих организационных и научно-методических проблем, однако она создается не совсем на пустом месте и должна вобрать в себя положительный опыт системы профориентации школьников, которая и содержательно, и организационно достаточно эффективно функционировала в нашей стране в 70-80-е годы, и которая сегодня, в связи с изменившимися условиями, сама требует новых серьезных, концептуальных (методологических, теоретических и методических) разработок. Допрофессиональная подготовка может осуществляться при
участии заинтересованного профессионального руководителя в старших классах школы, где с учащимися должны вестись теоретические, но прежде всего практические занятия, где необходимо предусмотреть прохождение учащимися социально-педагогической практики в различных социальных учреждениях для детей: детских домах, приютах, оздоровительных лагерях, школах, детских садах и т. д.
Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня: учреждениях начального профессионального образования (лицеи и др.); среднего профессионального образования (колледжи и др.); высшего профессионального образования (институты, университеты, академии).
После окончания школы выпускнику предоставляется выбор того уровня образования, в котором он заинтересован и которое соответствует его способностям и возможностям. У него есть несколько путей получения профессионального образования:
1) поступить в учебное заведение любого уровня (лицей, колледж или вуз);
2) последовательно пройти все уровни учреждений (лицей — колледж — вуз) с получением трех документов об образовании;
3) пройти только два уровня образования (например, колледж и вуз). В непрерывной системе подготовки социально-педагогических кадров уровень начального профессионального образования на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует. Но несомненно такой вид образования может и должен существовать, во всяком случае, такая подготовка специалистов достаточно широко практикуется в некоторых странах.
Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях
Одним из типов учебных заведений, в которые могут поступить выпускники, окончившие полную среднюю школу, являются средние профессиональные учебные заведения, успешно функционирующие в России. Подготовка социальных педагогов данного профессионального уровня в настоящее время, в основном, начала осуществляться в педагогических училищах и колледжах. Эти учебные заведения традиционно готовили специалистов для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому такие учебные дисциплины, как педагогика, психология, медицина и другие, сравнительно легко могут быть адаптированы для подготовки социальных педагогов, а это значит, что требуются небольшие материальные затраты для подготовки новых специалистов и переподготовки работающих преподавателей. Материально-техническая база педдучилищ также обеспечивает подготовку новых кадров при
сравнительно небольших финансовых затратах (пополнение библиотечного фонда специальной литературой, переоборудование ряда кабинетов и др.)
В настоящее время принят государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Особенностью подготовки таких специалистов является их практико-ориентированная направленность. Профессиональная деятельность специалиста этого уровня направлена на социализацию детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных
типах образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, начальных классах общеобразовательных учреждений, учреждениях дополнительного образования, центрах досуга и творчества детей, учреждениях детского отдыха детей, детских домах, школах-интернатах для детей с проблемами. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься социальный педагог, а также конкретные учреждения, в которых он будет работать. Основными видами деятельности социального педагога, имеющего среднее профессиональное образование, являются:
- оказание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы;
- организация деятельности детей, обеспечивающей их развитие в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями;
- создание благоприятных педагогических условий для развития, воспитания и образования детей;
- осуществление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания детей;
- организация культурно-просветительской работы в микросоциуме с целью совершенствования социально-педагогической деятельности специалиста;
- самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства.
По окончании среднего профессионального учебного заведения выпускники могут приступать к профессиональной деятельности или же продолжать обучение в высших учебных заведениях.
Подготовка социальных педагогов в вузе
Следующий уровень образования, который может освоить выпускник средней школы, а также выпускник учреждения начального или среднего профессионального образования — это уровень высшего образования. .
Высшее профессиональное образование может быть получено на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом; оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.
В системе высшего образования принят ряд законодательных документов, которые нормативно закрепляют требования как к системе высшего образования, так и к уровню подготовки выпускника.
Обучение студентов в вузе осуществляется в соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС), введение которых обусловлено необходимостью обеспечения установленного уровня качества высшего образования, единства образовательного пространства Российской Федерации и объективности оценки деятельности образовательных учреждений; установления эквивалентности документов иностранных государств.
Государственные образовательные стандарты состоят из федерального и национально-регионального компонентов. Федеральный компонент стандарта устанавливается государственным органом управления образования и включает:
1) общие требования к основным образовательным программам высшего образования. Под основной образовательной программой понимается документ, определяющий в соответствии со стандартом содержание образования по направлению (специальности) высшего профессионального образования. Иными словами образовательная программа — это перечень примерных учебных дисциплин, изучаемых в вузе;
2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего образования,, к условиям их реализации, практике и итоговой аттестации выпускника, уровню подготовки выпускников по каждому направлению (специальности);
3) сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в вузах;
4) Максимальный объем учебной нагрузки. Содержание национально-региональных компонентов стандартов, отражающих региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям или специальностям, определяется высшим учебным заведением самостоятельно. Важной частью Государственного образовательного стандарта является Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Он состоит из двух частей — Классификатора направлений и Классификатора специальностей.
Классификатор — это перечень связанных между собой понятий, которые систематизированы определенным образом и каждому из которых присвоен определенный номер. Чтобы понять, что представляет собой Классификатор направлений и специальностей, необходимо знать, что такое — направление и что такое — специальность.
До начала 90-х годов в нашей стране подготовка профессиональных кадров высшей квалификации велась только в рамках так называемой моноуровневой системы высшего образования. Суть ее заключается в том, что человек уже при поступлении в вуз выбирает определенную специальность, которая соответствует конкретной отрасли производства, науки, техники, культуры или искусства, где по окончании вуза он будет работать. Чтобы получить документ, подтверждающий приобретенную им квалификацию дипломированного специалиста, обучающийся должен пройти полный курс обучения.
В середине 90-х годов была разработана, нормативно закреплена и начала внедряться в вузах страны новая — многоуровневая система высшего профессионального образования, согласно которой человек получает высшее образование не по конкретной узкой специальности, а в рамках определенного направления, что обеспечивает ему более широкую, область профессиональной деятельности. Кроме того, в рамках этой системы человек может получить высшее образование двух уровней — с присвоением квалификации (степени) бакалавра и магистра.
В настоящее время в России эти две системы, позволяющие получить высшее профессиональное образование, сосуществуют, и все три ступени полного высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура —- закреплены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Государственным образовательным стандартом. Это означает, что подготовка кадров для той или иной профессиональной сферы может осуществляться как по определенным специальностям, так и по соответствующим направлениям, которые закреплены Классификатором направлений и специальностей.
Согласно этому документу специальности « социальная педагогика» присвоен номер 031300, а направлению «Педагогика», в которое социальная педагогика входит наряду с такими профилями подготовки, как дошкольное образование, начальное образование, коррекционная педагогика и специальная психология, физическая культура, — номер 540500.
Наибольшее распространение в вузах страны на сегодняшний день получила подготовка социальных педагогов по специальности «социальная педагогика» согласно Государственного образовательного стандарта специалиста, который включает характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности специалиста; его основную квалификацию, под которой понимается уровень обученности, подготовленности выпускника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с полученной специальностью; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по основной образовательной программе специальности; обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности, а также нормативные характеристики обучения.
Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе специальности «социальная педагогика», включают пять частей:
1) общие требования к образованности специалиста, нацеленные на сформированность мировоззренческих установок человека, стиля его профессиональной и исследовательской деятельности, его культуры;
2) требования к знаниям и умениям по дисциплинам общекультурологической подготовки, обеспечивающей основы знаний философии, социологии, культурологии, права, религии и т. д.;
3) требования к знаниям и умениям по дисциплинам медико-биологической подготовки, выявляющие знания выпускника по таким разделам, как медицина, валеология, безопасность жизнедеятельности;
4) требования к знаниям и умениям по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, вооружающим выпускника знаниями в области таких наук, как общая педагогика, социальная педагогика, коррекционная педагогика, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология и др.;
5) требования к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки, которая обеспечивает выпускника профессиональными знаниями и умениями в области истории и теории социальной педагогики, методик и технологий социально-педагогической деятельности, управления социально-педагогическими системами и др.
В соответствии с этими требованиями обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности «социальная педагогика» обеспечивается ёпятью блоками дисциплин: общекультурным, медико-биологическим, психолого-педагогическим, предметным и блоком дисциплин специализации, которые предполагают углубленную подготовку по конкретному виду профессиональной деятельности будущего специалиста. Нормативная длительность обучения по специальности — 5 лет. Завершается программа итоговой аттестацией, включающей защиту выпускной работы. По окончании обучения выпускнику присваивается основная квалификация «социальный педагог».
Если вуз реализует многоуровневую систему высшего педагогического образования, то подготовка кадров высшей квалификации по социальной педагогике ведется в рамках направления «Педагогика». На первом уровне реализуется основная образовательная программа бакалавриата, которая включает культурологические, психолого-педагогические, медико-биологические и предметные дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом бакалавра, нормативный срок обучения по данной программе составляет не менее 4 лет. Обучение завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации (степени) бакалавра педагогики, удостоверенной дипломом. Образовательная программа второго уровня — магистратуры включает в себя образовательную программу бакалавриата и не менее чем двухлетнюю специализированную подготовку, в которой важное место отводится научно-исследовательской и научно-педагогической практике студента. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее 6 лет. Данная программа завершается защитой магистерской диссертации с присвоением выпускнику квалификации (степени) «магистр образования», также удостоверенной дипломом.
В реальной практике образования эти две системы не существуют изолировано друг от друга; в некоторых вузах одновременно реализуются обе системы подготовки. Это диктует необходимость обеспечения преемственности образовательных программ всех трех ступеней системы подготовки высокопрофессиональных кадров по социальной педагогике.
Каждая из ступеней дает возможность студенту вуза получить полное высшее профессиональное образование. Однако, по сути, это разные виды образования. Так, подготовка дипломированного специалиста ориентирована собственно на его будущую практическую социально-педагогическую деятельность, и уже в процессе обучения студент осваивает многие профессиональные умения и навыки, поэтому важная роль в подготовке специалиста уделяется практике.
В магистратуре осуществляется подготовка кадров для научно-исследовательской и преподавательской деятельности в области социальной педагогики, иначе говоря, здесь готовят преподавателей социальной педагогики для средних и высших профессиональных учебных зав



2015-11-10 890 Обсуждений (0)
Подготовка социального педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка социального педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (890)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)