Урок: типология и структура уроков в различных видах обучения. Требования к уроку
Урок – заключенный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок уч процесса(при к-ом педагог в течении точно установленного времени организует познов и иную деят постоянной гр уч-ся(кл) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные усилие для того, чтобы все уч-ки овладели основами, изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познов и творческих способностей, духовной силы обучения. Осн компоненты урока: - Изучение нового материала - Закрепление - Повторение - Проверка знаний В зависимости от цели, содержания, структуры, способов проведения выделяют различные типы уроков: 1. Казанцев делил уроки по 2м критериям: по содержанию(математика, физика и т.д.) и по способам проведения(экскурсия, киноурок,…) 2. Иванов – по логическому содержанию работы и осн этапам учпр-са: - Вводный урок - первичного ознакомления материала - применения полученных знаний на практике - усвоения новых знаний - урок закрепления, повторения и обобщения - контрольный урок - смешанный или комбинированный 3. наиболее распространенная классификация – по дидактической цели(Огродников, Щукина): - урок ознакомления с новым материалом(цель:овладение уч-ся новым материалом; сод-ие: большой Vинформ, широкий круг ?, к-ые познаются уч-лем или изучаются самостоят; структура: актуал, нов мат, первичное закрепл, д/з) - урок закрепления знаний(повторение и закрепление ранее пройденного, формирование УН, контроль за ходом усвоения; выполнение различных упраж с целью повтор, углубления, реш нов зад; проверка д/з, выполнение уст и письмупр, проверка вып-ия зад, д/з) - выработки и закрепления УН(как у 2) - обобщающий урок(установление уровня усвоения ЗУНов по теме или разделу, систематизация знаний; выдел-ся наиболее существенные ? пройденного, выд-ся пробелы, ведется их коррекция, проводятся в форме беседы, семенара, SMS; SMS темы и целей урока, обобщение , системат знаний, закл, д/з) - проверки ЗУНов(выявление уровня усвоения теоретич знаний и уровня сформированностиЗУНов; контр зад в устной, письм ф, тестирование, программных зад,..; объявление цели,инструктаж по выполнению зад, ознокомление с содержанием работы, с/р,итог) - комбинированный урок(решение сразу нескольких задач; структура: проверка д/з и опрос уч-ся, изучение нового материала, первичная проверка усвоения, закрепление новых знаний в ходе тренировочных упр, повторение изученного, д/з) Требования к уроку: - четкая, организационная структура - формирование положительных мотивов к изуч предмета или темы - эффективное использование пед средств обучения - логичность и эмоциональность всех этапов уч-воспитдеят - формирования умения учиться, потребности пополнения знаний СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ. 1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным. 2.Материал должен излагаться на научный основе, но в доступной форме. 3.Построение урока должно строго соответствовать теме. 4.Поставленные задачи урока- развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат. 5.Учащиеся должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где пригодится в жизни. 6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу. 7.Добиваться того, чтобы учащиеся сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности. 8.В процессе урока необходимы: -рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО; -разнообразие активных форм и методов обучения; -дифференцированный подход в обучении; -четкая организация мыслительной деятельности учащихся; -создание атмосферы педагогики сотрудничества, творческой атмосферы; -правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом. -наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока. -совершенствование учащимися навыков самоконтроля; -урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать учащихся, т.е. готовить всесторонне развитую личность. 9.Логичность, последовательность, умение выделить главное в изученном материале, умение грамотно поставить вопрос, нацелив на вдумчивый ответ. 10.Последовательная постановка целей урока и его этапов. 11.Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала ( актуализация знаний ). 12.Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение. 13.Подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить. 14.Комментирование домашнего задания. 15.Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др. 16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех учащихся в работу при проверке домашнего задания. 17.Закрепление знаний. 18.Организационный момент. 19.Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке. 11. Понятие воспитания, самовоспитания, перевоспитания. Особенности воспитательного процесса. Цели и содержание воспитания. Воспитание – это целенаправленный пр/с формирования Л чел. На формирование Л оказывают влияние многие факторы: объетивные и субъективные, природные и общественные, независимые от сознания и воли людей и зависимые, и т.д. Виды воспитания: 1. Обобщенная классификация: умственное, нравственное, трудовое, физ-ое 2. От направления в работе ОУ: полит-ое, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое, физ-ое, правовое,… 3. В зависимости от института воспитания: семейное, шк/внешк, религиозное, по месту жительства и т.д. 4. По стилю отношений м/у воспитателями и воспитуемыми: авторит, демократ, либер, свободное Процесс воспитания в современном понимании – это эффективное в/д(сотрудничество) воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели. Процесс формирования Л предпологает в/с пр-сов воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Самовоспитание – целенаправленнаядеят чел. по формированию личностных качеств Перевоспитание – целенаправленный процесс изменения отдельных качеств Л или Л в целом. Особенности восп процесса: 1. ВП – целенаправленный. Это спец организованное, управляемое и контролируемое в/д воспит-ей и воспит-ых, конечной своей целью имеющее формирование Л., нужной и полезной обществу. 2. Многофакторный – в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Это соответствие помогает успешно решать задачи воспитания. 3. Длительный – воспитание длится всю Ж. Шк. воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании чел. 4. Непрерывный – чтобы изменить поведение уч-ка, необходимо сист работ, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании уч-ка, вместо того, чтобы углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки. 5. Комплексный – т.е. единство целей, задач, форм, методов, содержания ВП, подчиненное идеи целостности формирования Л. Формирование Л-х качест происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе – это значит воздействие д/о иметь комплексный характер 6. Вариативный и неопределенный – отличие обусловлено действиями субъективных факторов: большое индивидуальное различие воспитанников, их соц опытом, отношением к воспитанию, уровень проф подготовки воспитателей, их мастерство руководить. 7. Двусторонний – ВП идет в 2х направлениях: от воспитателя к воспитаннику(прямая связь) и от воспитанника к воспитателю(обратная связь). Управление процессом строится гл.образом на обратных связях, т.е. на той информации, к-ая поступает от воспитанников. Чем больше ее в в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие. Цель В определяется, многими факторами: соц заказом, уровнем развития культ., науки т.д. Одной из прогрессивных тенденций мирового образ-го процесса является гуманистическое воспитание. Гуманистич-ое воспитание имеет своей целью: гармоническое развитие Л и предполагает гуманный характер отношений м/уучастникамипед процесса. В центре воспитания на сегодняшний день ставится Л. Чел ни как объекта, ни как ведомого и управляемого, а как субъекта, как автора и творца своей Ж. Гуманное воспитание рассматривает реб как субъекта В и ставит своей целью создание условий д. саморазвития и самореализации Л. В гармонии и самим собой и обществом. Содержание В – это совокупность знаний, норм поведения и ценностей, идей и идеалов, эл-ов материальной и духовной культ общ-ва, к-ые подлежат усвоению, превращению в индивидуальный внутренний мир Л. По существу это вся культ, в процессе вхождения в которую, чел стан-ся Л и членом общ-ва.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1353)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |