Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционные и современные принципы воспитания



2015-11-10 2847 Обсуждений (0)
Традиционные и современные принципы воспитания 5.00 из 5.00 6 оценок




Принцип — это общее руководящее положение, требующее последовательности действий в различных условиях и обстоятельствах.

Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

В воспитательной практике, сложившейся за многие годы, имеется широкий диапазон хорошо зарекомендовавших себя принципов организации воспитательной работы. Во-первых, принцип педагогической целесообразности. Что бы и когда бы ни делал педагог, объясняя новый учебный материал, организуя труд своих воспитанников, проводя с ними досуг, он не только не должен выпускать из виду цели воспитания, но, наоборот, последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у них тех духовных, физических и нравственных качеств, которые вместе составляют своеобразную программу личности современного труженика и гражданина.

С этим принципом связан принцип воспитания в духе общечеловеческих нравственных ценностей. Ценностное отношение к действительности, окружающей воспитанника, в корне преобразует его поведение, а в поведении он выстраивает отношение к тому, что ценностно для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишним становится контроль за поведением, так как ценностное отношение диктует поведение.

Следующий принцип воспитания — единство интересов личности и коллектива. Среди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приоритетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался приоритет коллектива и его интересы ставились выше интересов личности, теперь же следует возвысить личность, ее интересы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем такая дилемма порочна в своей основе. Высшая ценность — человек, такова формула реального гуманизма.

Принцип развития самодеятельности личности. Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Именно в ней проявляются личные интересы и ответственность за дела своего коллектива. Следовательно, принцип «воспитывать через творчество» выступает как один из ведущих принципов воспитания.

Принцип развития воспитательных функций коллектива обусловливает общение личности с определенным кругом людей. В процессе общения, как известно, и происходит воспитание. «С кем поведешься — оттого и наберешься».

Принцип гуманизации в воспитании молодежи основан на признании человека высшей ценностью, требует от педагогов полного принятия учащегося, ориентации на взаимное доверие, взаимодействие и уважение педработников и учащихся.

Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не только формирование подлинного уважения к культуре и традициям собственного й других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности, приоритетов социальной адаптации.

Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах, проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализация Я-концепции подростков и молодежи.

Принцип коллективизма следует из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в социуме, так и в системе образования. Вывод о необходимости коллективного, группового воспитания, кроме опоры на исследования российских ментальных приоритетов молодежи, исходит также из необходимости согласования педагогического процесса с закономерностями учета и развития ментальных особенностей, включающих среди прочих и особенности общения.

Принцип универсализации воспитания — его реализация не только в образовательном учреждении, но и в семье, и в социуме, должна происходить с учетом глубоких изменений во взаимоотношениях работодателей и учреждений образования в условиях обновляемого социального партнерства.

Принцип сопряженной возрастной (начиная с ранней) идеологии воспитания, включающий через правовое образование формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию.

Сущность разработки этого принципа заключается в том, что подростки и молодежь, пришедшие в систему начального профессионального образования, уже относятся к группе риска, по-своему трактующей законодательные нормы в обществе.

Принцип совместного творчества, совместной творческой работы учащихся, педработников, родителей означает, что молодежь системы НПО стремится активно участвовать в различных формах творческой работы (в мастерских, на производстве, в системе дополнительного образования, декоративно-прикладного искусства).

Принцип вариативности воспитания предполагает создание ситуаций свободного выбора. Свободный выбор позволяет подростку проявить себя на уровне индивидуальности, стимулирует его внутреннюю активность, способность к самоопределению, самореализации. Именно в процессах творческой, созидательной деятельности по выбору активно развивается духовный опыт молодого человека, что уже служит предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможностей и всех его жизненных сил.

Принцип умеренного традиционализма — это использование опыта прошлых лет в традиционных направлениях воспитательной работы, т.е. исторического опыта системы НПО XX в. и лучшего опыта патриотического, нравственного воспитания, освобожденного от стандартов и штампов, характерных для прошлых лет и вызывающих естественное неприятие современной молодежи.

Принцип исторической преемственности подразумевает создание таких воспитательных систем, которые бы обеспечивали трансляцию базовых, социально значимых ценностей между поколениями.

 



2015-11-10 2847 Обсуждений (0)
Традиционные и современные принципы воспитания 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Традиционные и современные принципы воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)