Россия, вторая половина 19-20 века
Лекция 1, 2. Педагогика состоит из 4 частей: - - дидактика (теория обучения) - теория воспитания - школоведение -> инновационный процесс -> управление образовательными системами
Педагогика как наука 1) Предметы и задачи 2) связь с другими науками 3) Отрасли Педагогика – наука о воспитании людей (детоведение) Воспитание – процесс формирования полезных качеств и привычек. Процесс, в котором социальный опыт старшего поколения переплавляется в младшее поколение (включает обучение и образование). В педагогике выделяют 2 аспекта: - теория - практика Теоретическая педагогика описывает законы и закономерности обучения и воспитание людей и предлагает педагогической практике наилучшие пути и способы решения задач. Задачи практической педагогики оперативно решить в обществе образовательные и воспитательные проблемы. Педагогика возникает в 17 веке в Европе, хотя донаучный период отсчитывается с появлением человеческого сообщества. Науки педагогики: 1) Фундамент – философия воспитания. Она изучает возможности использования в воспитательной практике идей различных философских систем. 2) История педагогики. Изучает развитие воспитания, как общественное явление, изучая прошлое, прогнозирующее будущее. 3) Общая педагогика. Изучает общие закономерности. 4) Возрастная педагогика: 1. Дошкольная 2. Школьная 3. Профтех школа 4. Производственная 5) Педагогика труда. Решает проблемы повышения квалификации или преобретения новой профессии в зрелом возрасте. 6) Социальная педагогика = перевоспитание правонарушителей. 7) Семейная педагогика. 8) Специальные педагогики: - Сурдопедагогика (решает проблемы воспитания глухонемых) - Тифлопедагогика (решает проблемы воспитания слепых) - Олигофренопедагогика 9) Этнопедагогика 10) Инжинерная педагогика (компьютер) 11) Военная педагогика. Источники развития педагогики как науки: 1 Многовековой народный опыт. 2 Философские, общестовеческие, педагогические и психологические труды. 3 Текущая мировая и отечественная практика воспитания. 4 Данные специально организованных педагогических и социологических исследований 5 Опыт педагогов-новаторов (70-80-е годы), экспериментальные площадки (90-е годы), инновационный процесс. Педагогов стали называть новаторами.
Связь с науками. 1) С философскими науками (диалектический материализм, исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика) Этика – наука о нравственности и морали. Эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Все эти науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания. 2) С анатомией и физиологией. Составляет базу для понимания биологической сущности человека (возрастная группа, нервная система, опорно-двигательный аппарат, органы чувств). 3) С психологией, но психологи изучают саму психику, а педагогу важно знать психологические параметры личности (память, внимание, чувство, воля) для того, чтобы подобрать максимально эффективные способы воздействия на эту личность. 4) С точными и информационными науками. 5) С другими науками (история, литература, география, антропология, экология, медицина, экономика, археология и т.д.), изучающими прошлое, настоящее и будущее человечества, сферу обитания человека, условие его жизни и развития. 6) С частными методиками. Методики исследуют закономерности изучения конкретных учебных дисциплин, а педагогика (дидактика) описывает общее (закономерности, приемы, методы). Суггестология – занимается изучением воздействием на человека посредством слов. Педагогический компонент присутствует в любой сфере и в любом типе общения (семейном, учебном, деловом и т.д.).
Лекция 3,4 Исторический аспект педагогики. 2 периода: Донаучный, научный. Донаучный: древний Китай 6-5 в.д.н.: идеальный человек должен согласовывать свое поведение с требованиями общества. У Конфуции было представление об идеальном человеке. Воспитывать нужно почитание родителей и в этом Конфуция видела основу. Именно древнегреческие философы (Платон, сократ, демокрит) в разной степени развивали философию. Сократ считал высшим добродетелем – знание, причина безнравственного поведение - незнание. Сократ демонстрировал уважительное обращение к собеседнику. Сократ сформулировал идею гармоничного развития личности. Платон сформулировал свое описание обучения. Аристотель (384, 322 до н.э.). Воспринимал человека как природное существо, наделенное задатками. Это было главной целью воспитания. Демокрит 460-370: Сформулировал идею – природа сообразно в воспитании. В основе этого должен лежать труд. Винтилиан (Древнеримский философ): Положил начало обучения всех учеников ораторству (ораторство как содержание нравственного начала). Эпоха средневековья. 12 веков педагогика зависела от богословия. Абсолютный переворот в сознаниях человечества перешел с переходом в эпоху возрождения. Эпоха возрождения. Лозунг этого времени «я человек и ничего человеческого мне не чуждо». Эразм Роттердамский, Мишель Монтей сочиняют произведения, в которых исповедуется культ тела, культ еды, культ развлечений. В 1654г. Чешский педагог Ян Амос Коменский издает в Амстердаме работу «великая дидактика». Он предложил: - Понятие начала учебного года - Понятие окончание учебного года. Он наступает тогда, когда класс сдаст переводные экзамены - Раздели учебный год на четверти. - Разделил учебный день на уроки (по 45 минут). - Предлагает создать классы, в класс отбирать детей примерно одинакового возраста. - Один урок посвящать одному предмету и строить всю программу по принципу усложнения. - Для каждого предмета предлагает написать учебники на год. - Принцип наглядности В работе «материнская школа» он пишет о целях воспитания. Джон Локк Будущий джентльмен должен быть верен слову, но только по отношению к представителям своего пола. Джон Локк первый показал, что воспитание может быть средством дискриминации одних людей и способом возвеличивания других. Роберт Оуэн предложил при своих фабриках организовать детские воспитательные учреждения (ясли и детский сад). Организовывал вечерние школы для подростков. Сделал клубы для взрослых. Разработал программу воспитания в детских садах. В 19 веке развиваются идею Гербарта и Дистервена. В основе воспитания должна лежать идея порядка и покорности. Достичь этого – вводят в каждой семье кондуит (ведут список прегрешения ребенка и наказания). Россия, вторая половина 19-20 века. Чернышевский, Белинский, Герцен, Добролюбов формулируют проблемы гражданского воспитания, образование женщины, обучение на родном языке и т.д. Толстой, врач-хирург Пирагов, юрист Ушинский. Л. Н. Толстой организовал несколько школ (школа в ясной поляне одна из них) разработал все программы, подбирал учителей, вел ряд предметов. Н. И. Пирагов был назначен попечителем в гимназии в южном округе. Он предложил реформировать гимназию. Предложил сделать классическую и реальную гимназию. После классической гимназии ученик поступает без экзаменов, а после реальной выпускник идет в университеты, но дальше отправляется на производство, агрономом и т.д. Ушинский: Превратил русскую педагогику в научную дисциплину, дал определение педагогики, сформулировал предмет. Отделил теорию от практики, показал как они влияют друг на друга. Переформулировал все принципы обучения воспитания. Предложил сделать труд – воспитательным средством. Выступал за научность в воспитании. Со времен Ушинского пошла традиция за педагогикой видеть не только философию, но и психологическую основу человека. 20 век: исследования переместились в США. Выбрали для себя лозунг Гельвеция (воспитание может все). Крупская подняла вопросы воспитания до государственного уровня (появились детские лагеря и т.п.) Макаренко разработал методику воспитания коллектива, разработал теорию формирования детского коллектива. 70-80-е годы: интерес к обучению стал снижатся. Советский, Грузинский Амонашвили, он предложил разделить 1 класс на 2 года, предложил обучать с 6 лет. (часть в детском саду, часть в 1 классе). Лысенкова нашла способ как можно развивать речь в начальной школе. Она развивала опережающее обучение. Предложила учебные карточки (в школе выходит ребенок и берет карточку где последовательность рисунков). В конце года проговаривать все определения следующего учебного. Любая новаторская система держится на ее автора, пока жив какой-либо новатор, он активно свою систему реализует. В практике используют элементы отдельных новаторских систем.
Лекция 5,6
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |