Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. -наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые формы, методы и приемы педагогической деятельности педагогов и воспитанников. Педагогика как наука выполняет три основные функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую. Общетеоретическая функцияпедагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса, изучении педагогического наследия, определении состояния педагогических явлений. Прогностическая функцияпедагогики заключается в обосновании предвидения развития педагогической реальности. Технологическая функцияпедагогики состоит в том, чтобы на основе новых знаний совершенствовать педагогическую практику, разрабатывать методический материал, внедрять новые методы, формы, средства обучения и воспитания. Основными задачами педагогической науки являются: -вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; - изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; - прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; - внедрение результатов исследования к практику.
Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса. Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания: · описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к школе; · исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины; · аксплоративные исследования (открывают новые процессы). В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты: · частные (специальные) · комплексные. Основой научного исследования являются следующие положения: · объективность рассмотрения явления; · необходимость рассмотрения фактов относительно других; · важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т. д. в развитии; · необходимость поиска внутренних противоречий; · рассмотрение явлений как единство противоположностей; · соединение анализа и синтеза. Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов. · 1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. · 2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. · 3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными. · 4 этап. Оформление результатов научного исследования. · 5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы
· Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т. п. · На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель 1). После этого мысленно создается конкретное представление о нем (теоретическая модель 2). · Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить. · Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.
3. Педагогический процесс является целостным процессом Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности. Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |