Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики



2015-11-10 689 Обсуждений (0)
Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок




- наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

-наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности.

Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые формы, методы и приемы педагогической деятельности педагогов и воспитанников.

Педагогика как наука выполняет три основные функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функцияпедагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса, изучении педагогического наследия, определении состояния педагогических явлений.

Прогностическая функцияпедагогики заключается в обосновании предвидения развития педагогической реальности.

Технологическая функцияпедагогики состоит в том, чтобы на основе новых знаний совершенствовать педагогическую практику, разрабатывать методический материал, внедрять новые методы, формы, средства обучения и воспитания.

Основными задачами педагогической науки являются:

-вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

- прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

- внедрение результатов исследования к практику.

 

Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача.

 

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.

Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:

· описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к школе;

· исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;

· аксплоративные исследования (открывают новые процессы).

В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты:

· частные (специальные)

· комплексные.

Основой научного исследования являются следующие положения:

· объективность рассмотрения явления;

· необходимость рассмотрения фактов относительно других;

· важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т. д. в развитии;

· необходимость поиска внутренних противоречий;

· рассмотрение явлений как единство противоположностей;

· соединение анализа и синтеза.

Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов.

· 1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.

· 2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

· 3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

· 4 этап. Оформление результатов научного исследования.

· 5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы


Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области:

· Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т. п.

· На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель 1). После этого мысленно создается конкретное представление о нем (теоретическая модель 2).

· Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить.

· Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.

 

 

3. Педагогический процесс является целостным процессом
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.



2015-11-10 689 Обсуждений (0)
Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)