Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Билет Классификация принципов обучения





Принципы обучения — основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ ного процесса. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Я.А. Коменский попытался создать систему дидактических принципов, основываясь на идее природосообразности обучения, хотя само понятие «принцип» им не было обосновано. Идея природосообразности в понимании Я. А. Коменского — это естественный метод, или принцип соответствия природе. Природа едина, все в ней протекает постепенно, без скачков, естественным путем. Точно так же воспитание ребенка как частицы природы должно проводиться естественном путем. Принципы обучения, сформулированные Я.А. Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами.

· Принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

· Принцип научности — в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления твор­ческой деятельности.

· Принцип связи обучения с практикой — учебный процесс необхо­ димо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обуче­ ния, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преоб­ разовывать окружающую действительность, вырабатывая соб­ ственные взгляды.

· Принцип систематичности и последовательности — содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (по­ рядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из
которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные поня­ тия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внеш­ ние и внутренние связи между фактами, законами, теориями



· Принцип доступности — содержание и изучение учебного матери­ ала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и фи­ зических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблю­ дать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом — то, что требует обобщения и анализа, для начала предлага­ем детям легкие учебные задачи, а потом — трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

· Принцип наглядности — в ходе учебного процесса нужно макси­ мально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в вос­приятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать воз­можность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, исполь­зовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Золотое правило обучения, согласно Я.А. Коменскому, — наглядность. Принцип наглядности Я. А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно — модели или копии предметов или явлений.

· Принцип сознательности и активности — результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами про­ цесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют воз­можность самостоятельно планировать и организовывать свою де­ятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. В процессе обучения сознательность и активность выступают в единстве. Этот прогрессивный принцип проникнут духом демократизма, поскольку предполагает усвоение учащимися истинного знания, адекватного окружающей действительности. Главное условие успешного обучения — постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

- при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

- включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

- максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

- стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

· Принцип прочности — полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

- в процессе обучения ребенок проявлял познавательную ак­тивность;

- проводились в необходимом количестве и последовательнос­ти специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

- в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

- систематически проводится контроль (проверка и оценка) ре­зультатов обучения.

· Важную роль Я.А. Коменский отводил упражнениям, которые имеют большое значение для прочного усвоения знаний.

Упражнения такого рода мы разделяем на упражнения:

а) чувств,b) ума,с) памяти,d) упражнения в истории, е) в стиле, f) в языке, g) в голосе,

h) в нравах иi) в благочестии»

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)