Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социализация личности и ее основные характеристики



2015-11-10 1215 Обсуждений (0)
Социализация личности и ее основные характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогика как гуманитарная область знания. Связь педагогики с другими науками.

Педагогическая наука явл одной из самых древних отраслей знаний и по существу неотделима от развития общества. Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Объектом педагогики выступает человек, развивающейся посредством специального процесса воспитания. Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни. Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой и др. Она взаимосвязана с методологией философии и использует ее основные методологические подходы для обоснования сущности педагогических явлений и процессов. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психологического развития человека, позволяют педагогам организовать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты: семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Факторы развития личности и их взаимосвязь.

Развитие личности является одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории. Её изучают многие науки, но педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Развитие – целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня её развития. Интегральным показателям развития выступает развитость личности. Развитие и развитость – процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность будучи продуктом общественной жизни, в тоже время является живым организмом. Функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. В развитии личности биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, преобладающее значение имеют социальные факторы. 3 фактора – наследственность, среда и воспитание. Человек - пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Влияние среды и воспитания относится к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий есть внутренние факторы. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Именно активность и собственное стремление человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяет ее развитие.

 

 

Социализация личности и ее основные характеристики.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, однако, его содержание не является стабильным и однозначным. Развитие — общий процесс становления человека; социализация — развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество — субъект воздействия, а человек — его объект).

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек

активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до одного года), раннее детство (1—3 года), дошкольное детство (3—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), младший подростковый (10—12 лет), старший подростковый (12—14 лет), ранний юношеский (15—17 лет), юношеский (18—23 года) возраста, молодость (23—30 лет), раннюю зрелость (30— 40 лет), позднюю зрелость (40—55 лет), пожилой возраст (55— 65 лет), старость (65—70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

Мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствовано двумя другими группами факторов).

Мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (региону, селу, городу, поселку); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.



2015-11-10 1215 Обсуждений (0)
Социализация личности и ее основные характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социализация личности и ее основные характеристики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)