Общие характеристики исследования
Параметры исследования – проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения. Проблема исследования – выраженное основное противоречие, которое должно быть разрешено. Объект – педагогическое явление, которое рассматривается исследователем. Предмет – аспект изучаемого объекта, который рассматривается исследователем. Гипотеза – совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. Критерии исследования – актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Логика педагогического исследования – развертывание исследования в определенной последовательности этапов и процедур. Этапы исследования:
Понятие методологии педагогической науки. Основные подходы к исследованию педагогических явлений. Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность Подход - совокупность приемов отношения к чему-нибудь (к изучению чего-нибудь). Принцип, рассматриваемый как исходное положение какой-либо науки, теории, учения, всегда выступает как отражение определенной установки исследователя, базирующейся на подходах, избранных им в качестве основополагающих. Уровни методологии педагогики: Философский уровень- методология представляет собой систему исходных философских идей, на которых осуществляется исследование, определяющих общие принципы познания (например: философия экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, материализма, религиозная философия). Общенаучный уровень – система подходов к пониманию реальности, применяемой в большинстве научных дисциплин и определяющих общие способы изучения педагогических феноменов (например: системный и синергетический подходы). Конкретнонаучный уровень – система методов, подходов и принципов исследования, специфичных для педагогики (личностный, субъектный, деятельностный, аксиологический, культурологический, компетентностный , средовый, технологический и другие подходы). Технологический уровень– уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. Тестовые задания
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ Учебно-методические материалы лекционного курса ЛЕКЦИЯ 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. План лекции 1. Общие признаки воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса. 2. Воспитание как компонент социализации личности. 3. Воспитание как управление развитием личности. 4. Воспитание как средство трансляции культуры. 5. Воспитание и обучение. Воспитание во внеучебной деятельности. Общие признаки воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Движущие силы воспитания - это разрешение противоречий в развитии личности ребёнка. Основное противоречие - между требованиями общества и возможностями конкретной личности. Общие признаки воспитания. Во-первых, воспитание - это процесс, то есть динамическое явление. Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. В-третьих, гуманистическая направленность воспитания. В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак определяет субъектную позицию воспитанника.
Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация) личности предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности - деятельность, общение, самопознание. Процесс воспитания предполагает целенаправленное воздействие на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание. Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1312)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |