Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований



2015-11-10 1912 Обсуждений (0)
Тема 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




9. Методология педагогической науки.

Методология(от греч. methodos — метод и logos — учение) - учение о методах и принципах познания.

Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания. В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова.

Методология (в широком смысле слова) – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практичес­ких задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.

Методология (в узком смысле этого слова) – учение о системе методов, посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического исследования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы).

Методология педагогикиэто система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы (по В. В. Краевскому).

В этом определении, наряду с системой знаний о структуре педагогической теории, принципах и способах добывания знаний, выделяет систему деятельности исследователя по их получению.

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах:

l как система знаний;

l как система научно-исследовательской деятельности

 

 

10. Уровни педагогической методологии.

 

11. Функции методологии.

Дескриптивная методология (англ. descriptive описательный) —рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам. Дескриптивный анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

Прескриптивная методология (от лат. praescriptio -предписание; англ. prescriptive- нормативный) -рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Ее результатом является построение предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы как со стороны ее содержания, так и формы.

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности.

 

12. Методологическая культура педагога.

Методологическая культура – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя:

l педагогическую философию учителя (убеждения),

l мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание);

l внутренний план сознания (самосознания);

l детерминированное разноуровневыми свойствами интегральную индивидуальность.

 

 

13. Общее понятие о педагогической парадигме.

Понятие «парадигма» (от греч. «образец», «пример») возникло в античном мире и первоначально использовалось философами для характеристики взаимодействия духовного и реального миров.

В современный научный обиход оно было введено американским ученым Т. Куном (1922-1996) в работе «Структура научных революций»

Парадигма - (от греч. paradeigma - пример - образец), в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию

Педагогическая парадигма -устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.

Анализ характера применения термина «парадигма» в исследовательской и педагогической практике выявляет различные позиции в его понимании и границах распространения. В современной педагогике выделяют разное количество педагогических парадигм. Часто выделяют:

l когнитивно-информационную (в привычном восприятии более известной как знаниевая);

l личностную;

l культурологическую;

l компетентностною.

Онтопарадигмальный подход
И.А. Колесниковой

По мнению И.А. Колесниковой сегодня в педагогической профессии параллельно сосуществуют по меньшей мере три принципиально различных способа бытия.

Ни один из них не лучше и не хуже другого, — речь идет о разном качестве, отражающем онтологически обусловленную многомерность взаимодействия человека с миром, другими людьми, самим собой и отсюда — возможность по-иному строить педагогические процессы и педагогическую деятельность.

l парадигма традиции;

l технократическая парадигма

l гуманитарная парадигма.



2015-11-10 1912 Обсуждений (0)
Тема 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1912)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)