Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепции объясняющие появление воспитания и природу его происхождения



2015-11-10 946 Обсуждений (0)
Концепции объясняющие появление воспитания и природу его происхождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Принято считать, что воспитание возникло, когда человек стал Homo sapiens (существом разумным), т.е. 40 000 лет до н.э. В 19 векебыло создано несколько концепций, объясняющих появление воспитания и природу его происхождения:

l Эволюционная или социолого-антропологическая теория французского этнографа Шарля Летурно (1831-1904);

l Социолого-психологическая теория американского профессора педагогики Пауля Монро (1869-1947);

l Социолого-трудовая теория немецких политологов, основоположников марксисткой философии Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895);

l Духовно-культоролагическая теория немецкого педагога Карла Шмидта (1819-1864).

 

 

Тема 4. Целостный педагогический процесс

30. Педагогический процесс как педагогическая категория.

Педагогический процесс - целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующие цели воспитания и образования в условиях педагогической системы.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Однако, исследования показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса, и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности.

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

 

31. Сущностные характеристики педагогического процесса.

Педагогический процесс —внутренне связанная совокупность многих процессов, но он представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям.

Целостность, общность, единство — главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

• в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

• в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

• в наличии общего и сохранении специфического

 

32. Педагогическая система.

Педагогический процесс протекает в педагогической системе -объединении компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях.

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного педагогического влияния на формирование личности.

Профессор В. П. Беспалько представляет следующую взаимосвязанную совокупность вариантных элементов:

l учащиеся;

l цели воспитания (общие и частичные);

l содержание воспитания;

l процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);

l учителя (или технические средства обучения);

l организационные формы воспитательной работы.

Каждый из этих компонентов может быть разложен на элементы с любой степенью детализации

 

33. Педагогический процесс как система. (схема по Подласый И.П.)

- Педагогическая теория научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему.

- В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

- Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет увидеть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении.

- Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.

- Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система образования, взятая в целом, учебное занятие и т. д.

 

34. Структура педагогического процесса.

Структура (от лат. structura — строение) — это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними.

Важную характеристику педагогического процесса представляет процессуальность или осуществление во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой деятельность последовательно сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты:

l целевой,

l содержательный,

l деятельностный,

l результативный

 

35. Этапы педагогического процесса.

Педагогический процесс носит циклический характер. В развитии любого педагогического процесса можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса.

Главными этапами педагогического процесса можно назвать:

1. Подготовительный. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Основной. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Заключительный. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

 

36. Внутренние движущие силы педагогического процесса.

Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать.

Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития.

Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными.

Л.С. Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого

 

37. Закономерности педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются :

1.Закономерность динамики педагогического процесса.

2.Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

3.Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

4. Закономерность стимулирования.

5.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

6.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса

 

38. Педагогическое целепологание.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление.

Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность

Целеполагание в педагогикесознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.



2015-11-10 946 Обсуждений (0)
Концепции объясняющие появление воспитания и природу его происхождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепции объясняющие появление воспитания и природу его происхождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (946)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)