Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности



2015-11-10 697 Обсуждений (0)
Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогика (П) как наука, ее возникновение.

Термин педагогика возник от греческого слова.

П — это:

1) наука о воспитании человека на всех этапах его развития;

2) область научных исследований;

3) специальность, квалификация;

4) учебный предмет в ВУЗе;

5) искусство воспитания. Воспитание как передача соц.опыта возникла вместе с возникнов. человеческого общества.

I этап: воспитание, как особый вид деят-сть, возникло во 2-м тыс. лет назад, когда род выделил человека, кот. передавал молодежи соц.опыт. инициация — посвящение подростка во взрослое.

II этап: 5 в. до н.э. — возникновение пед.теории в рамках философии (Сократ, Платон, Аристотель). Афинская система воспитания: воспитание гармоничного человека. Спартанская сист. — воспитание воина, сильного человека. Средние века — возникли первые университеты, школы при церквях, моностырях (Монтеи, Рабле, Роттердамский).

III этап: 17 в. Бэкон выделил П как самостоятельную науку в своем трактате «О достоинстве и увеличении наук». Становление П связано с чешским педагогом Каменским, книги: «Материнская школа», «Великая дидактика». Didakticos — (от греч.) обучающий, Каменский определил дидиктику, как искусство всех учить всему.

Джон Локк — англ.педагог, создал теорию о воспитании джентльмена.

Ж.Ж.Руссо — теория «Естественного (свободного) воспитания».

Песталоцци — швейцарский педагог, теория «Элементарного образования».

Дистервег — нем. педагог-демоктар.

Гербарт — нем. педагог.

Л.Н.Толстой — (рос. педагог) школа для крестьянских детей в ясной поляне.

Советские педагоги: Макаренко, Шацкий, Глонский, Сухомлинский.

Белорусские просветители: Е.Полоцкая, К.Туровский, Ф.Скорина, А.Багданович, Я.Колас…

П изучает: закономерности, принципы, содержания, методы, формы, образования, воспитания и обучения.

Объект П: человек, личность.

Предмет П: исследование сущности формирования личности, разработка на этой основе теории и методики воспитания, как спец.организованного пед.процесса.

Структура П: история П; дидактика; теория образования и воспитания; теория управления детьми (выделил Гербарт).

Функции П: 1) теоретическая — реализуется на трех уровнях (описательно-объяснительная, диагностическая, прогнастическая); 2) технологическая — 3 уровня (проективная, преобразовательная – внедрение нового, рефлексивно-коррекционная – оценка результатов)

Понятийный аппарат и структура педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Понятия педагогики (П):

Воспитание — передача соц.опыта от старших к младшим; целенаправленный, сознательно-организуемый пед.процесс по формированию личностных качеств воспитанника.

Образование — процесс и результат передачи и присвоение человеком системы знаний, умений и навыков, а так же опыта творческой деят-сти.

Обучение — спец.организованный двусторонний целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе кот.происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется развитие умственных сил и способностей.

Преподавание — деят-сть учителя.

Учение — деят-сть ученика.

Научение — приобретение знаний, умений и навыков, процесс формирования индивид.опыта.

Педагогическая система, пед.процесс, пед.технологии.

Междисциплинарные понятия: личность, индивидуальность, формирование, развитие, социализация, коллектив.

Структура, педагогические науки:

Ø ясельная П (изучается ранний возраст ребенка);

Ø дошкольная П (дошкольный возраст);

Ø П школы;

Ø П профессионально-технического образования;

Ø П средне-специального образования;

Ø П высшей школы;

Ø производственная П;

Ø военная П;

Ø социальная;

Ø П третьего возраста (пеньсионеры);

Ø исправительно-трудовая П;

Ø сравнительная П (сравнение в разных странах);

Ø лечебная П (медицина);

Ø история П;

Ø философия образования (стык П и философии);

Ø методика обучения различными дисциплинами;

Ø сурдопедагогика (слабо слышащие);

Ø тифлопедагогика (слабо видещие);

Ø алигофренно П (особенности умственного развития).

Связь с др.науками: философия, психология, медицина, физиология, социология, информатика, этнография, технич.науки и т.д.

2 типа пед.мышления: 1) плоское (педагог рассматривает как ученика); 2) объемное.

Методология и методы педагогических исследований.

Методология науки — учение о способах научного познания.

Принципы пед.исследований:

Ø диалектический (рассм.пед.объектов в развитии);

Ø структурный (анализ связей и отношений);

Ø ценностно-смысловой (материальное и духовное);

Ø личностно-временной;

Ø системный анализ.

Метод пед.исследования — способ решения научно-исследовательских задач.

2 группы методов: 1) теоретические (сравнительный анализ, моделирование, причинно-следственный анализ, абстрагирование, анализ и синтез); 2) эмпирические (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, рейтинг, пед.эксперимент, обобщение независимых характеристик).

Пед.исследования: 1) пассивные (наблюдение, изучение школьной документации); 2) активные (анкетирование, тестирование, самооценка).

 

 

Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности.

Индивид — каждый отдельный человек в обществе других. Хар-тся: темпераментом, задатками, биологическими особенностями организма.

Индивидуальность — самобытное, свойственное к данному индивиду природное и соу.своеобразие. хар-тся: психич.развитие, восприятие, эмоции, воля, мышление.

Личность — интегративное образование, кот. формируется в предметной деят-сти и общении. Хар-тся: разумность, ответственность, личное достоинство.

Развитие личности— объективные процесс последовательных внутренних кол-венных и качественных изменений во всех сферах личности, ее взросления (психическое, физическое, социальное, духовное).

Особенности развития личности: необходимость, зигзагообразность, неравномерность, взаимосвязь прогресса и регресса.

Направления развития личности: социальное, культурное, интеллектуальное, физическое, профессиональное, развитие способностей и деловых качеств.

Движущие силы развития личности — противоречие.



2015-11-10 697 Обсуждений (0)
Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)