Закономерности и принципы обучения, их исторический характер. Характеристика системы принципов обучения
Закономерности обучения — устойчивые повторяющиеся связи между условиями организации процесса обучения и его результатом. Закономерности обучения: 1) Дидактические (содержательно-процессуальные): Ø результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения; Ø результаты обучения зависят от применяемых методов и средств обучения; Ø результаты обучения зависят от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя; Ø продуктивность усвоения заданного объема знаний и умений зависит от характера созданной педагогом учебной ситуации. 2) Гносеологические закономерности: Ø продуктивность усвоения знаний и умений прямо пропорциональна объему практического применения знаний и умений; Ø умственное развитие учащихся прямо пропорционально их опыту творческой деятельности; Ø результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий. 3) Психологические закономерности: Ø продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся; Ø продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся; Ø результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от индивидуальных склонностей обучаемых; Ø продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню развития памяти, мышления учащихся, а также уровню их работоспособности. 4) Социологические закономерности (связана с обществом): Ø продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов воспитанников; Ø эффективность обучения зависит от «интеллектуальности» среды, в которой осуществляется жизнедеятельность учащихся; Ø эффективность обучения зависит от стиля общения учителя с учащимися. 5) Организационные закономерности: Ø продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического и ученического труда; Ø результаты обучения зависят от осознания учащимися своих учебных обязанностей; Ø умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима жизнедеятельности, возраста, времени года, дня недели, времени суток. Принципы обучения — это требования к организации процесса обучения. Принципы обучения имеют исторический характер. Их выдвигали, формулировали и обосновывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. Метапринципы (едины как для процесса воспитания, так и для процесса обучения): Ø природосообразности: по законам природы (Каменский); учет возрастных и индивидуальных способностей (Руссо) Ø культуросообразности (Дистервег) Ø народосообразности Ø принцип гуманизма. Система современных принципов обучения: Ø принцип научности и мировоззренческой направленности обучения, связи обучения с жизнью — глубокое и доказательное раскрытие учителем научных положений и фактов изучаемого материала, исключение ошибок и неточностей, демонстрация научных явлений в их историческом аспекте и развитии, обоснование роли и места научных знаний в жизни человека; Ø принцип проблемности обучения — постановка учителем перед учащимися познавательных проблем и задач, создание проблемных ситуаций, побуждающих школьников к активной мыслительной деятельности; Ø принцип наглядности обучения — изложение учителем материала на основе непосредственного наблюдения школьниками изучаемых предметов, явлений и т.д., включения различных каналов восприятия учащимися – зрение, слух, осязание и т.д., развития мышления детей от конкретного к абстрактному, повышения интереса учащихся к изучаемому материалу; Ø принцип активности и сознательности учащихся в процессе обучения — сознательность предполагает осмысление изучаемых фактов и явлений учащимися, активность – стремление учеников овладению системой знаний и умений, включение ведущих мотивов, стимулирующих их познавательную деятельность – мотивация, авторитет учителя и его доброжелательность, интерес к предмету и т.д.; Ø принцип доступности обучения — определение объема знаний и умений учащихся, подлежащих усвоению, на основе учета возрастных познавательных возможностей школьников и уровня их подготовленности; правильное распределение количества учебных часов, совершенствование учебных программ и учебников в соответствии с правилом следования от простого к сложному и от известного к неизвестному; Ø принцип систематичности и последовательности обучения — систематичность – изучение нового материала на основе ранее усвоенного, установление связей между темами, разделами и смежными предметами; последовательность – усвоение материала на основе взаимосвязанных понятий, где одно вытекает из другого в соответствии с логикой предмета; Ø принцип прочности и цикличности обучения — исключение схоластической зубрежки и механического заучивания материала; обстоятельное осмысление научных фактов и явлений учащимися, зависящее от профессионального уровня учителя и сознательности школьников; длительное сохранение знаний в памяти путем систематического повторения; Ø принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения — овладение учащимися системой научных знаний, умений и навыков; развитие мышления, творческих способностей и памяти школьников; формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры учащихся в процессе обучения.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1942)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |