Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мастерство учителя на уроке: путь от замысла урока до его реализации. Творческое использование новаторского опыта



2015-11-10 1896 Обсуждений (0)
Мастерство учителя на уроке: путь от замысла урока до его реализации. Творческое использование новаторского опыта 0.00 из 5.00 0 оценок




Пед. Мастерство: сущьность, структура, критерии, уровни и пути формирования

Сущность педагогическогомастерства заключается в качествах личности самого педагога, которые обеспечивают его успешность. И, хотя, мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: Общие основы педагогики: тексты лекций.

Личностные качества педагога:

высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям;

педагогические способности: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области;

профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.

Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники:

1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи);

2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Таким образом, педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

В целом же, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

Определение уровня педагогического мастерства

Основы педагогического мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства:

1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);

2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);

3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);

4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев. По показателям педагогического мастерства можно судить об его уровне.

Показатели педагогического мастерства- то, по чему можно судить об его уровне.

Критерии педагогического мастерства - его отличительные признаки, которые могут быть использованы как мерило оценки педагогического мастерства.

Критерии обучающей деятельности педагога должны быть связаны с самыми главными компонентами учебного процесса, т.е. с компонентами дидактического базиса. Задача заключается в том, чтобы выделить наиболее существенное, что отражается в обучающей деятельности педагога в связи с каждым компонентом дидактического базиса. Это существенное и будет тем отличительным признаком, который можно использовать как одно из мерил оценки мастерства педагога. Очень важно, что в совокупности эти критерии позволяют осуществить всестороннюю оценку обучающей деятельности педагога. Таким образом, перечисленные критерии являются необходимыми и в то же время достаточными, чтобы определить уровень обучающей деятельности педагога.

 

Мастерство учителя на уроке: путь от замысла урока до его реализации. Творческое использование новаторского опыта

Сегодня творчество на учебных занятиях рассматривается как обязательный компонент профессиональной деятельности учителя, призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных ситуациях. Творчество осознается субъектами педагогического процесса как личностная ценность, обеспечивающая внутреннюю свободу личности и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, предоставляющих каждому возможность для субъективного («открытие» для себя новых знаний) и объективного (создание нового продукта деятельности) творчества.

Формирование творческого потенциала личности ученика будет эффективным при наличии следующих условий:

1. Учебно-познавательная деятельность обучающихся организуется как учебно-творческая. В ходе организации учебно-творческой деятельности школьников приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Личностно-деятельностный подход предполагает использование в процессе обучения

· личностно-ориентированных технологий (технологии полного усвоения знаний, технологии разноуровневого обучения, технологии взаимного обучения, технологии модульного обучения и др.),

· эвристических приемов и методов («мозговая атака», «мозговой штурм», «метод аналогий», «метод эвристических вопросов», «метод синектики», «прием завышения оценки» и др.),

· определенных психологических механизмов развития личности (ассоциации как активизации ранее усвоенных знаний, анаксиоматизации как отбрасывания каких либо несущественных признаков для достижения решения),

· нетрадиционных учебных занятий (урок-панорама, урок-игра, урок-портрет, урок-аукцион, урок-конференция, урок-посвящение, урок-спектакль, урок-суд и др.).

Представленный выше личностно-деятельностный подход в процессе обучения содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; способствует повышению степени мотивации и эмоциональности познавательной активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса; обеспечивает готовность школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач, повышение эффективности любого вида деятельности.

2. В учебном заведении создается развивающая культурно-образовательная среда. Проблему организации культурно-образовательной среды решает адаптивная школа, под которой понимают организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, способного помочь каждому ученику достичь оптимального для него уровня общего и интеллектуального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками.

Адаптивная школа действует на основе следующих принципов:

· адаптивности (ориентация на индивидуальные особенности детей, в то же время гибкая реакция на социально-культурные изменения среды);

· развития (создание школьнику условий для реализации его способностей);

· психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов и создание в классе стимулирующей творчество атмосферы);

· смыслового отношения к миру (осознанные знания учеников об окружающем мире);

· ориентировочной функции знаний (опора на различные виды познавательной практико-ориентировочной деятельности школьников);

· обучения деятельности (обучение учащихся постановке цели и задач деятельности, контролю и корректированию хода деятельности);

· креативности (развитие у ребенка способностей к творчеству, самостоятельному нахождению решений нестандартных задач).

Реализация этих принципов обеспечивает целостное развитие личности обучающегося по «индивидуальной траектории» как субъекта жизнетворчества.

3. Осуществляется систематическое обучение учащихся решению и составлению учебных задач. Одним из важнейших условий развития творческого потенциала школьников при обучении их решению и составлению учебных задач является высокая степень проблемности предлагаемых заданий. Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия, преобразовывая структурные компоненты в ходе решения – это и есть психолого-педагогические принципы составления заданий, представляющих трудность для учащихся и требующих от них творческого поиска.

Обучение учащихся решению и составлению учебных задач формирует у них умения и навыки разрабатывать проект деятельности и осуществлять ее рефлексию, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.

4. Уделяется внимание эмоциональному развитию школьников. Кроме компонента интеллектуальной и практической готовности процесс обучения учащихся решению и составлению учебных задач включает еще и эмоциональный компонент, который реализуется на основе принципа трансформации когнитивного содержания образования в эмоциональное состояние учащихся. Это способствует обогащению эмоционального опыта школьников, что выступает условием развития их творческого потенциала. Эмоциональное развитие учащихся предполагает:

· анализ, учет, поддержку и безоценочное принятие педагогом эмоциональных состояний обучающихся;

· рефлексию учащимися собственных эмоциональных состояний;

· обогащения эмоционального, рефлексивного, коммуникативного опыта обучающихся;

· создание положительного эмоционального настроя на урок путем использования примеров из художественной и научной литературы (шуток, загадок, головоломок, интересных фактов и т.д.),

· использование на уроке фрагментов конкурсов, соревнований, игр, блиц-турниров и т.д.

Все перечисленные способы, используемые учителем в ходе урока, способствует расширению интеллектуальных возможностей и формированию творческих способностей учащихся.

Опедагогике сотрудничества впервые заговорили в 1980-х г. благодаря деятельности учителей-новаторов, которые популяризировали свои педагогические идеи, направленные на демократизацию школы и

создание условий для раскрытия личности каждого ученика.

Представим наиболее известных педагогов-новаторов, их ведущие идеи и основные педагогические работы:

Новаторы Основная идея
В.Ф. Шаталов – учитель физики и математики, г. Донецк Успешное обучение всех учащихся с помощью опорных конспектов «Куда исчезли тройки». – М.,1979
Е.Н Ильин – учитель русского языка и литературы, г. Санкт-Петербург Литературный анализ художественного текста, урок как произведение искусства «Искусство общения». – М.,1982
С.Н. Лысенкова – учитель начальных классов, г. Москва Управление познавательной деятельно-стью учеников с помощью четко алгоритмизированных условных знаков, схем, карточек, таблиц «Когда легко учиться». – М.,1981
И.П. Волков – учитель черчения, изобразительного искусства, г. Реутово, Московская обл. Развитие природных задатков детей посредством творческой деятельности «Учим творчеству». – М.,1982
Т.И. Гончарова – учитель истории, г. Санкт-Петербург Привлечение учащихся к активному, творческому изучению истории, обеспечение единства обучения и самообразования «Уроки истории – уроки жизни». –М.,1986
М.П. Щетинин – директор центра комплексного форми-рования личности, ст. Азовская, Краснодаркий край Повышение интереса к знаниям, активности учащихся путем смены видов деятельности; организация коллективной творческой работы школьников «Объять необъятное». – М.,1986
Ш.А. Амонашвили – учитель начальных классов, г. Тбилиси Личностный и гуманный подход к детям, опора на учащихся, сотрудничество с ними «Единство цели». – М.,1987

Среди идей педагогики сотрудничества выделяются:

· учение без принуждения (снятие чувства страха, исключение давления на школьника, обращение к ученику как к равноправному партнеру в процессе поиска знаний);

· идея трудной цели (воспитание у учащихся веры в возможность преодоления трудностей);

· идея опоры (зашифровка предметно-словесной информации в опорные сигналы);

· идея свободного выбора (предоставление учащимся возможности выбора задания из числа представленных);

· идея опережения (обращение на уроке к материалу, который будет изучаться в будущем);

· идея соответствующей формы (форма урока должна соответствовать содержанию деятельности учеников на уроке);

· идея самоанализа (обучение учащихся приемам индивидуального и коллективного самоанализа);

· идея личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Представленные идеи широко используются и сегодня в ходе современного урока. При этом учитель-мастер, будучи личностью творческой, обладающей гуманистической направленностью, реализует идеи педагогики сотрудничества в ходе учебно-воспитательного процесса, демонстрируя следующие профессиональные качества и умения:

· способность к целостному самосовершенствованию, обладание широким кругом интересов и умений, живым и активным характером, творческим мировоззрением;

· признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления ее индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой;

· установка на диалог с учащимися и взаимопонимание;

· умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

· готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям;

· умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство творческого развития школьника;

уважать мнение ребенка, его желание работать самостоятельно



2015-11-10 1896 Обсуждений (0)
Мастерство учителя на уроке: путь от замысла урока до его реализации. Творческое использование новаторского опыта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мастерство учителя на уроке: путь от замысла урока до его реализации. Творческое использование новаторского опыта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1896)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)