Сущность и структура мастерства воспитателя: этическая подсистема, подсистема отношений, техническая подсистема
Педагогическая техника учителя как форма организации поведения и деятельности учителя. Элементарные и интегральные слагаемые педагогической техники . Способы совершенствования педагогической техники. Важная роль в становлении и формировании высокого уровня профессионализма учителя принадлежит педагогической технике. Педагогическая техника – это внешнее проявление, форма педагогического мастерства. Ее сущность проявляется во владении учителем совокупностью специальных умений и навыков: умений мобилизовать учащихся на учебно-познавательную и другие виды воспитывающей деятельности; умений ставить вопросы, вести диалог, наблюдать и делать выводы из наблюдаемого, умений владеть собой – своим настроением, голосом, мимикой, движениями и т.д. Педагогическая техника способствует единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения, то есть синтезу духовной культуры и внешней профессиональной выразительности учителя. Основными ее средствами являются внешний вид педагога (одежда, прическа, мимика, пантомимика, осанка), эмоциональное состояние, определяющее то, как выглядит учитель внешне, и его речь, понятная учащимся, орфоэпически правильно произносимая, звучащая в оптимальном темпе. В отточенности педагогической техники проявляется профессиональное мастерство учителя, данный структурный компонент педагогического мастерства представляет собой совокупность специальных умений и навыков, позволяющих учителю организовать себя, свой организм в процессе выполняемой профессиональной деятельности и добиваться в ней организации других, прежде всего – учащихся. Ученые сходятся во мнении, что «педагогическая техника – это составная часть мастерства учителя» (Ю.П. Азаров) и представляет собой «комплекс умений, которые позволяют учителю более ярко, творчески выразить себя как личность, добиться оптимальных результатов в труде, донести до учащихся свою позицию, мысли, душу» (А.А. Гримоть, П.П. Шоцкий). Педагогическая техника – не главный элемент в структуре педагогического мастерства (сущностным компонентом являются профессиональные знания, а системообразующим – профессионально-педагогическая направленность личности учителя), однако недостаточная ее сформированность, пренебрежение ею приводит к тому, что педагогическое мастерство не находит внешнего выражения и не проявляется в учебно-воспитательной деятельности педагога. Основными ошибками учителя, не владеющего педагогической техникой, являются неумение наладить общение с учащимися, сдерживать свои отрицательные эмоции или, наоборот, педагогически целесообразно проявлять неудовлетворенность теми или иными поступками воспитанников; невнятная речь, приводящая к неумению рассказать, доказать, убедить; чувство страха перед аудиторией, проявляющееся в излишней скованности или развязности, в соматически обусловленных явлениях (красные пятна на лице, дрожание рук, потливость и т.д.), в монотонности речи или заикании и т.д. Все это приводит к неэффективности педагогической деятельности, безрезультатности профессиональных усилий педагога. в структуре пед. техники два основных направления: – комплекс приемов, используемых педагогом для отработки умений управлять своим поведением, внутренним эмоциональным состоянием, педагогически целесообразного организовывать свой внешний вид; – совокупность приемов, необходимых педагогу для отработки умений воздействовать на личность учащегося и весь ученический коллектив, раскрывающих технологическую сторону учебно-воспитательного процесса. Педагогическая техника по управлению учителем собой представлена следующими компонентами: – управление внутренним эмоциональным состоянием, формирование творческого рабочего самочувствия учителя; – формирование педагогически целесообразного внешнего вида, владение мимическим и пантомимическим мастерством; – развитие перцептивных способностей (внимание, наблюдательность, память, воображение, фантазия и т.д.); – отточенная техника речи. Мастерство учителя в организации себя в рамках педагогической техники, можно выделить следующие основные показатели проявления его педагогического профессионализма: 1. Психологическая культура(эмоциональное равновесие, владение собой, своими чувствами, умения быстро входить в творческое рабочее самочувствие). 2. Педагогическая имиджиология (одежда, прическа и т.д. отражают духовную глубину и обаяние, высокий уровень интеллекта, интеллигентность). 3. Мимика (подвижная, эстетически выразительная, в выражении лица доминируют улыбчивость, доброжелательность). 4. Контакт глаз (соблюдается всегда). 5. Жестикуляция (оживленная, органичная личности учителя и педагогической ситуации, изящная и плавная). 6. Энергичность позы, пластичность, отсутствие мышечных зажимов и бесконтрольных неэстетичных движений. 7. Общий артистизм личности педагога (эстетика манер, внешнего оформления в целом).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1582)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |