Глобальные проблемы человечества:
Разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы представляет серьезную угрозу среде обитания человека; Истощение материально-сырьевых ресурсов планеты может привести к их катастрофической нехватке уже в ближайшие десятилетия; Возможное удвоение народонаселения земли уже в первой четверти ХХI века до предела обострит актуальную уже сегодня проблему продовольствия; Гонка вооружений и военный бюджет становятся опасными и непосильными для человечества; Кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы), ведет к быстрому росту количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу самому генофонду человечества; В международных отношениях наблюдается кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, попытки нарушить военно-политический баланс в разных регионах мира, усиливается угроза международного терроризма; Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно на научной основе их разрешать. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества должно стать образование, направленное на развитие современного человека как мирового субъекта («думать глобально – действовать локально») преобразовательной и созидательной деятельности.
7. Образование в обществе реализует две основные функции:
8.Анализ состояния современной системы образования. Негативные и позитивные тенденции в развитии. В Республике Беларусь сложилась и успешно функционирует широкоотраслевая многоуровневая система образования. Несмотря на кризисные явления в социально-экономической сфере, система образования смогла сохранить динамику развития. На протяжении последнего десятилетия обновилась и расширилась материально-техническая база всех звеньев образования, были созданы новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи), усовершенствовалось содержание учебной и воспитательной работы. Произошли значительные положительные изменения и в высшей школе. Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования: гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися; вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства. 9. Целевые установки и положения новой образовательной парадигмы. Ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развития умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции, способностей к жизни и деятельности в условиях неопределенности, постоянному самообразованию и самосовершенствованию; изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры), консультанту, помощнику, организатору образовательной среды для самостоятельного, активного освоения нового содержания образования; ориентация образования на развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределенческих и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления; установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства как показателя культуры общества. Выход видится в переходе от "школы памяти" к "школе мышления и действия", т.е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. 10. Общее понятие о дидактике. Основные дидактические концепции. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики— закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Задачи дидактики состоят в следующем: 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии и др. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга., следует выделить три дидактические концепции : традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. В педоцентристской концепции обучение и воспитание рассматриваются как главные факторы развития. В рамках данной концепции новаторство и творчество педагога являются определяющими при оценивании результатов обучения и воспитания учащихся; при этом, однако, индивидуальные особенности ребенка учитываются недостаточно. Современная система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют сущность процесса обучения, а их дидактическое отношение в структуре этого процесса является предметом дидактики. Целью Традиционной системы является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли.
11. Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции и структура процесса обучения. обучение - специфический процесс познания, управляемый педагогом. обучение - процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе егс собственной активности. Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность.направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |