Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели экономической состоятельности



2015-11-10 1181 Обсуждений (0)
Показатели экономической состоятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Все показатели экономической состоятельности можно разделить на две совокупности показателей.

Одна из них характеризует конечные результаты хозяйственной деятельности: объем, номенклатура, себестоимость продукции, объем используемых ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, оборудования).

Вторая отображает эффективность использования производственных ресурсов: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость продукции, оборачиваемость фондов, эффективность инвестиций, рентабельность деятельности и т.п.

Сводная аналитическая таблица основных показателей, используемых для оценки экономических результатов показана в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Макет сводной таблицы основных показателей, комплексно характеризующих хозяйственную деятельность предприятия

№ п/п Показатели   Предшествующий год (фактически) Отчетный год
План   Фактически   Процент выполнения плана Процент предыдущему году
1.   Объем реализации продукции в оптовых ценах предприятия: а) фактически действующих б) принятых в плане          
2.   Товарная продукция в сопоставимых оптовых ценах предприятия          
3. Производства продукции в натуральном выражении: Изделие А, шт. Изделие Б, шт. и т.д.          
4. Средняя списочная численность промышленно-производственного персонала          
5. Производительность труда одного работающего          
6.   Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала          
7.   Средняя годовая заработная плата работающих          

 

 

Продолжение табл. 5.2

8. Среднегодовая стоимость производственных фондов          
9.   Фондоотдача производственных фондов          
         
10.   Затраты на 1 р. товарной продукции: а) по полной себестоимости б) материальные затраты          
11.   Прибыль (+) или убыток (-) от продаж          
12.   Прибыль (+) или убыток (-) до налогообложения          
13. Платежи в бюджет          
14. Средняя годовая стоимость оборотных средств          
15. Общая рентабельность          
16. Рентабельность продукции          
17. Рентабельность продаж          

 

Обобщающей характеристикой экономических результатов является коэффициент экономического роста.

Коэффициент экономического роста представляет собой интегральный показатель:

Кэ.р = К1 × К2 × К3 , (5.1)

 

где К1 – темп роста рентабельности собственного капитала (объем чистой прибыли к величине собственного капитала),

К2 - коэффициент роста собственного капитала (на конец периода), показывает изменения собственного капитала относительно его значения на начало отчетного периода,

К3 – коэффициент реинвестирования (доля чистой прибыли), направленной на расширение производства.

Рассчитанные показатели, приведенные в табл. 5.2, а также коэффициент экономического роста позволяют оценить все стороны хозяйственной деятельности предприятия, касающиеся экономических результатов; помогают выявить узкие места и неиспользованные возможности; определить первоочередной объект анализа, направления аналитического исследования.

Однако результаты такого анализа не могут служить единственным основанием для заключения об экономической состоятельности предприятия, а лишь позволяют сделать отдельные выводы о сильных и слабых сторонах его экономической деятельности. Экономическая состоятельность предприятия также зависит от степени инвестиционной привлекательности.

Под инвестиционной привлекательностью понимается наличие экономического эффекта (дохода) от вложений свободных денежных средств в ценные бумаги (акции и облигации) данного предприятия при минимальном уровне риска.

Инвестиционная привлекательность оценивается с помощью показателей рыночной активности.

Показатели инвестиционной привлекательности формируются по двум направлениям:

1. Ценные бумаги предлагаются впервые.

2. Ценные бумаги продолжительное время обращаются на фондовом рынке.

В первом случае оценка инвестиционной привлекательности акционерного общества осуществляется с использованием традиционных показателей, представленных анализом финансового состояния, таких как: финансовая устойчивость, платежеспособность и ликвидность активов; оборачиваемость всех активов и собственного капитала; прибыльность капитала.

Во втором случае оценка проводится с помощью показателей, представленных в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Показатели рыночной активности предприятия

Наименование показателя Способ расчета Интерпретация показателя
1. Коэффициент отдачи акционерного капитала (Ко) Ко = × 100, где ЧП – чистая прибыль в расчетном периоде, - средняя стоимость акционерного (уставного) капитала Характеризует уровень прибыли, приходящейся на акционерный капитал
2. Балансовая стоимость од- ной обыкновенной акции (БС) БС = , где АК – стоимость акционерного (уставного) капитала, СПА – стоимость привилегированных акций, КОА – количество обыкновенных акций в обращении Отражает величину акционерного капитала, приходящегося на одну обыкновенную акцию
3. Коэффициент дивидендных выплат (КДВ) КДВ = , где Д – сумма дивидендов, выплаченных обществом в расчетном периоде по обыкновенным акциям. Характеризует долю выплаченных дивидендов по обыкновенным акциям в объеме чистой прибыли
4. Коэффициент обеспеченности акционерного капитала чистыми активами (Коб) Коб = , где ЧА – чистые активы на конец отчетного периода Характеризует долю акционерного капитала в чистых активах общества
     
Продолжение табл. 5.3
5. Коэффициент покрытия дивидендов по привилегированным акциям (КПП) КПП = , где Дпр – сумма дивидендов, предусмотренная к выплате по привилегированным акциям в отчетном периоде Показывает, в какой мере чистая прибыль обеспечивает выплату дивидендов по привилегированным акциям
6. Дивидендная норма доходности (ДНД) ДНД = , где ДОА – дивиденд, приходящийся на одну обыкновенную акцию, Н – номинал обыкновенной акции Характеризует норму доходности одной обыкновенной акции
7. Текущая норма доходности (ТНД) ТНД = , где ЦА – цена котировки обыкновенной акции на фондовом рынке на начало расчетного периода Характеризует текущую норму доходности одной акции
8. Коэффициент чистой прибыли на одну обыкновенную акцию (КЧП) КЧП = , где NОА – количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в отчетном периоде Отражает сумму чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию
9. Коэффициент продаж акций КПР КПР = , где NВ – количество выпущенных обыкновенных акций, NР - количество реализованных обыкновенных акций Отражает степень продаж акций

На основании исследования перечисленных выше параметров, изучения их динамики делается вывод об инвестиционной привлекательности.

Завершающей задачей оценки экономической состоятельности является анализ конкурентной позиции предприятия.

Конкурентная позиция предприятия оценивается сравнением сильных и слабых сторон предприятия по отношению к конкурентам (прием анализа - экспертный).

Анализ проводится по следующим направлениям, представленным в табл. 5.4.

Таблица 5.4

Анализ конкурентной позиции предприятия

Направление оценки Содержание оценки
1. Характеристика товара 1.1. Качество товара по отношению к качеству конкурентов 1.2. Наличие замещающих товаров или перспективы их появления на рынке
2. Состояние рынка 2.1. Численность конкурентов, их масштабы 2.2. Какова доля рынка предприятия по отношению к основным конкурентам 2.3. Какова динамика доли рынка
3. Обновление продукции 3.1. Объемы финансирования исследовательских разработок 3.2. Характер проводимых научных исследований (фундаментальный или прикладной) 3.3. Средний возраст выпускаемой продукции 3.4. Количество модификаций продукции 3.5. Затраты и сроки освоения новой продукции
4. Персонал предприятия 4.1. Уровень образования 4.2. Уровень оплаты труда 4.3. Формы организации производства 4.4. Квалификационный состав персонала 4.5. Условия труда персонала

 

Продолжение табл. 5.4
5. Производство и производительность 5.1. Структура основного капитала 5.2. Степень использования производственных мощностей 5.3. Уровень производительности труда 5.4. Фондоотдача
6. Снабжение 6.1. Количество поставщиков 6.2. Источник снабжения (постоянный или временной 6.3. Складское хозяйство
7. Клиентура и коммерциализация продукции 7.1. Уровень постоянства потребителей 7.2. Степень разнообразия каналов распределения 7.3. Структура потребителей
8. Затраты производства 8.1. Уровень постоянных затрат 8.2. Структура затрат
9. Цены продукции 9.1. Возможности проведения ценовой политики (возможность диктовать цену на рынке) 9.2. Уровень минимально возможной цены (возможности ценового маневра)
10. Финансирование предприятия 10.1. Уровень инвестирования в предприятие 10.2. Разнообразие источников финансирования
11. Способность прибыльного финансирования и рентабельности 11.1. Финансовая устойчивость и платежеспособность 11.2. Способность к самофинансированию

Базируясь на данных вопросах, можно сделать вывод о сильных и слабых сторонах предприятия и перспективах его экономического развития.

 

Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний:

 

1. Каковы задачи и содержание анализа экономических результатов?

2. Какие выводы можно сделать из результатов анализа эффективности использования факторов производства?

3. В чем сущность экономической состоятельности предприятия?

4. Каковы цели оценки инвестиционной привлекательности предприятия?

5. Какие факторы влияют на экономические результаты деятельности предприятия?

6. По каким направлениям оцениваются конкурентные преимущества предприятия?

 


ГЛАВА 6. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

6.1 Цели, задачи и источники анализа финансовых результатов

6.2. Анализфинансовых показателей с ориентацией на прибыль

6.3. Факторный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг)

6.4. Анализ резервов роста прибыли

6.5. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала

6.6. Анализ показателей с ориентацией на стоимость

 

6.1. Цели, задачи и источники анализа финансовых результатов

 

Показатели оценки финансовых результатов деятельности предприятия можно объединить в три группы:

- показатели прибыли,

- показатели отдачи,

- показатели изменения стоимости предприятия.

С определенной степенью условности эти показатели можно соотнести с целями функционирования предприятия на рынке на определенной стадии жизненного цикла (рис. 6.1).

Цель анализа — определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов прибыли до налогообложения, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности:

• систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

• определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

• выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

• оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли, рентабельности и стоимости предприятия;

• разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Рис. 6.1. Структура измерителей степени достижения

поставленных предприятием целей

 

Прибыль — часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше рентабельной продукции реализует предприятие, тем больше оно получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты следует изучать в тесной связи с показателями использования и реализации продукции.

Рассмотрим каждую группу показателей отдельно:

1) Финансовые показатели с ориентацией на прибыль.

2) Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала (ROE, ROS, ROA, RОI и др.)

3) Показатели с ориентацией на стоимость (EVA, СVA, DCF, MVA, SVA и др.).

Основными источниками информации для анализа финансовых результатов деятельности служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам реализации, а также форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 3 «Отчет о движении капитала» годовой и квартальной отчетности, соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

 

6.2. Анализфинансовых показателей с ориентацией на прибыль

 

При использовании финансовых показателей с ориентацией на прибыль следует помнить, что существуют различные виды показателя «прибыль» (маржинальная прибыль, прибыль от основной деятельности, валовая, прибыль до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), неопределенность применения которых может быть устранена при реализации выбранной компанией финансовой стратегии с учетом выдвинутых целей.

Для оценки степени достижения цели максимизации прибыли на современном предприятии наиболее часто используют следующие показатели прибыли: EBIT, EBITDA, NOPAT (NOPLAT).

1. EBIT(Earning before interest and taxes) — прибыль до вычета налогов, процентов по заемным средствам, рассчитываемая как:

EBIT = Выручка – себестоимость, включая амортизацию – коммерческие и управленческие расходы (6.1)

2. EBITDA (Earning before interest and taxes, deprecation and amortization) — прибыль до вычета налогов, процентов и неденежных расходов, определяемая как:

EBITDA = Выручка – себестоимость – коммерческие и управленческие расходы + амортизация + прочие неденежные расходы +

доходы будущих периодов – расходы будущих периодов (6.2)

или:

EBITDA = EBIT + амортизация + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов – расходы будущих

периодов (6.3)

3. NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) или NOPLAT (Net Operating Profit Less Adjusted Taxes) — чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов, но до выплаты процентов, вычисляемая как:

NOPAT (NOPLAT) = Выручка – Себестоимость, включая амортизацию – Коммерческие и управленческие расходы –

Налог на прибыль (6.4)

или

NOPAT (NOPLAT) = EBIT – Налог на прибыль (6.5)

 

К преимуществам данных показателей следует отнести наглядность и относительную простоту формирования финансового результата деятельности компании. Так, например, EBITDA, являясь наиболее общим показателем прибыли, характеризует результат до оценки операционной, инвестиционной и финансовой сфер деятельности. Последовательное вычитание из этого показателя величины амортизации, неденежных расходов и налога на прибыль позволяет сформировать и оценить результат деятельности компании отдельно по ее основным функциональным сферам.

Вместе с тем использование показателей прибыли в качестве критерия максимизации прибыли имеет и ряд недостатков:

1)показатели прибыли не учитывают «качество» доходов, а также неопределенность и риск, связанные с их получением;

2) использование показателя прибыли не является лучшим с точки зрения оценки эффективности управления. Например, при определении прибыли доходы и затраты на капитал вычисляются и принимаются во внимание, но они не связаны жестко в рамках единого критерия;

3) величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал компании за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности не находят полного отражения все экономические затраты на привлечение долгосрочных ресурсов. В отчетности непосредственно не находит отражения и тот факт, что использование долгосрочных ресурсов с экономической точки зрения обходится дороже, чем арифметическая сумма выплаченных процентов и дивидендов. В первую очередь это касается стоимости использования акционерного капитала, которая не ограничивается размером уплаченных дивидендов. Например, для привлечения капитала компания должна обеспечить доходность вложений, сопоставимую с той, которую инвестор мог бы получить по аналогичным вложениям с аналогичными рисками. Отмеченная минимальная доходность на вложенный капитал может рассматриваться как стоимость его привлечения;

4) показатели прибыли не могут быть использованы и в том случае, если альтернативные варианты при инвестиционном анализе различаются величиной прогнозируемых доходов и временем их поступления;

5) в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран возможности использования различных подходов к определению величины доходов и расходов, рассчитанные показатели прибыли могут быть несопоставимы.

В ряде случаев для оценки степени влияния выручки на прибыль в динамике используется показатель DOL (Degree of operational leverage, Operating leverage effect):

(6.6)

где Q, DQ — объем реализации и прирост объема реализации соответственно;

EBIT, DEBIT — прибыль и прирост прибыли соответственно;

GM1 — маржинальная прибыль на единицу продукции;

FC — постоянные затраты.

Из представленного выражения видно, что показатель DOL является показателем силы операционного рычага, с помощью которого можно ответить на ряд важных управленческих вопросов, например:

1. На сколько процентов изменится прибыль при изменении объема на один процент?

2. Сколько процентов прибыли компании удастся сохранить при снижении объема реализации?

3. Каков процент снижения выручки за счет объема, при котором компания может полностью лишиться прибыли?

Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером. Предположим, что компания предоставила следующие данные: Выручка от реализации — 1500 тыс. р. Переменные издержки — 1050 тыс. р. Постоянные издержки — 300 тыс. р.

На основе этих данных можно определить силу операционного рычага:

 

DOL = (1500 – 1050)/(1500 – 1050 – 300) = 3.

Ответы на поставленные вопросы будут выглядеть следующим образом:

1. Прибыль (EBIT) изменится на 3% при изменении объема производства на 1 %:

2. Предположим, что выручка от реализации за счет объема сократится на 25%. Сколько процентов прибыли удастся сохранить компании при снижении объема реализации?

 

Из расчетов следует, что компании удастся сохранить 25% прибыли

3. Процент снижения выручки за счет объема, при котором компания может полностью лишиться прибыли:

 

Таким образом, для компании катастрофичным является снижение объема на треть.

В настоящее время как на Западе, так и в России в качестве одного из основных финансовых показателей компании признан CF (Cash Flow) — «поток платежей».

Существует несколько способов исчисления показателя CF, из которых остановимся на двух.

1. Прямой метод CF:

CF = Поступления от всех видов деятельности –

- Выплаты предприятия по всем статьям расходов (6.7)

 

2. Косвенный метод CF:

денежных средств (CF) = обязательств + собственного капитала – неденежных активов, (6.8)

где — прирост соответствующих показателей за отчетный период

 

Для того чтобы рассчитать CF по прямому методу, требуются значительные затраты времени на ведение учета состояния всех позиций, по которым наблюдаются поступления и выплаты денежных средств. Поэтому в практике финансового менеджмента часто используется косвенный метод.

Сравнительный анализ влияния ряда факторов на порядок расчета показателей прибыли и денежного потока приведен в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1

Отличия показателя прибыли от показателя денежного потока

Отличия Прибыль Денежный поток
Степень влияния методов учета Полностью отражаются методы учета, принятые организацией и регламентируемые государством Методы учета практически не отражаются
Отражение операций по приобретению амортизируемого имущества Операции по приобретению амортизируемого имущества отражаются только в части вычета амортизации, на весь срок амортизации Операции по приобретению амортизируемого имущества отражаются в полной сумме платежа (вычета) в период платежа с последующим включением суммы амортизации, на весь срок амортизации

 

Продолжение табл. 6.1

Отражение операций по формированию и обслуживанию собственного и заемного капитала Отражаются операции по обслуживанию капитала (проценты и дивиденды) Отражаются операции как по обслуживанию капитала, так и по формированию (выплата процентов и дивидендов, привлечение и выплата кредитов и займов, привлечение капитала за счет эмиссии акций и облигаций и т.п.)
Влияние изменения основных элементов чистого оборотного капитал (запасов, дебиторской и кредиторской задолженности) Данные изменения непосредственно не отражаются на показателе прибыли При увеличении запасов и дебиторской задолженности денежный поток уменьшается, при увеличении кредиторской задолженности — увеличивается, и наоборот

 

К преимуществам показателя CF можно отнести:

1) он более информативен, чем прибыль;

2) показывает возможность самофинансирования (инвестиции, погашение кредитов, выплата процентов, выплата дивидендов и т.д.);

3) характеризует инвестиционную силу предприятия: чем больше инвестиции, тем больше амортизационные отчисления, которые снижают величину налогооблагаемой прибыли;

4) рост показателя — хороший знак для кредиторов.

Недостатки показателя CF:

1) сложность расчета;

2) абсолютные показатели недостаточно эффективны с точки зрения управления, поэтому следует использовать также и относительные показатели:

а) эффективность собственного капитала

ЭСК = CF / Собственный капитал;

б) эффективность совокупного капитала

ЭК = CF / Совокупный капитал.

 

6.3. Факторный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг)

 

Прибыль от продажипродукции в целом по предприятию зависит от следующих факторов:

1. Объема реализации продукции (РП);

2. Структуры реализованной продукции (Урп);

3. Производственной себестоимости (Спр);

4. Коммерческих расходов (Рком);

5. Уровня среднереализационных цен (Ц).

Рост объема реализованной продукции приводит либо к увеличению прибыли, если продается рентабельная продукция, либо к снижению прибыли, если продукция убыточная.

Структура товарной продукции также оказывает либо положительное, либо отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных изделий в общем объеме реализации, то прибыль растет и наоборот.

Производственную себестоимость и прибыль находим в обратно пропорциональной зависимости.

Коммерческие расходы, так же как и производственная себестоимость, находятся в обратной зависимости.

Рост уровня среднереализационных цен ведет к росту прибыли, а их снижение – к уменьшению прибыли предприятия.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом ценных подставок, заполнив предварительно таблицу 6.2.

Таблица 6.2

Аналитическая таблица для факторного анализа прибыли от реализации продукции

Показатели По плану По плану, пересчитанному на фактический объем продаж Фактически
Реализационная продукция РПпл РПрп РПф
Производственная себестоимость
Коммерческие расходы
Прибыль от реализации Ппл Прп Пф

 

Общее отклонение фактической прибыли от запланированного уровня находится по формуле

DП = Пф – Ппл . (6.9)

Сверхплановая прибыль или убыток (DП) является объектом дальнейшего исследования.

Сравнивая плановую прибыль (Ппл) с плановой прибылью в пересчете на фактический объем продукции (Прп), можно найти изменение прибыли под влиянием двух факторов: объема и структуры продукции:

1,2 = Прп – Ппл . (6.10)

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости (DП1).

Влияние на прибыль структурных сдвигов в выпуске продукции рассчитывается по формуле:

1,2 – DП1 . (6.11)

Влияние изменения производственной себестоимости на прибыль (DП3) находят, сравнивая фактическую себестоимость с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

 

3 = - . (6.12)

Аналогично рассчитывается влияние на прибыль изменения коммерческих расходов:

4 = - . (6.13)

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию рассчитывается путем сопоставления фактически реализованной продукции с условной, т.е. продукцией, если бы она была реализована по плановым ценам:

 

4 = РПф - РПрп . (6.14)

 

Результаты расчетов представляются в сводной таблице влияния факторов на прибыль от продажипродукции с подсчетом комплексного резерва ее роста.

 

6.4. Анализ резервов роста прибыли

 

Чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов. На третьем этапе практически реализовывают мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Сумма резервов роста прибыли (Rno) за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле:

(6.15)

где — плановая сумма прибыли на единицу ш-ой продукции;

— количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.

Если прибыль рассчитывается на 1 руб. продукции, то сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

, (6.16)

где Nв — возможное увеличение объема (резерв роста) реализованной продукции;

Р1 — фактическая прибыль от реализации продукции;

N1 — фактический объем реализованной продукции.

 

Важное направление использования резервов роста прибыли — снижение затрат на производство и реализацию продукции, например сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный, базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли и т. п.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда служит система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей и др.

При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровне затрат с их потенциальной величиной.

 

6.5. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала

 

Общим недостатком рассмотренных абсолютных показателей прибыли является их изолированность, а следовательно, возможность неоднозначного толкования. В практике управления финансовыми результатами предприятия все большее предпочтение отдается не отдельным показателям, а их системам.

Система показателей представляет собой набор отдельных показателей, связанных между собой в логически-смысловую цепочку, когда каждый последующий показатель вытекает из предыдущих и обязательно должен нести определенную смысловую нагрузку в части формирования финансового результата. Полученные показатели выстраиваются в пирамиду, на вершине которой находится стратегически важный для предприятия показатель. Как правило, этот показатель выбран в качестве меры степени достижения поставленной главной цели.

К наиболее широко используемым системам показателей относятся:

- модель Du Pont;

- Pyramid Structure of Rations;

- ZVEI;

- RL

В качестве меры степени достижения цели по максимизации отдачи на вложенный капитал используются различные показатели рентабельности: от рентабельности активов до рентабельности собственного (акционерного) капитала.

Система показателей оценки финансовых результатов должна выполнять следующие функции:

1) предоставлять количественную информацию о финансово-экономическом положении предприятия в целом;

2) обеспечивать уплотнение информации. Компактность показателей должна возрастать по мере продвижения от основания пирамиды к ее вершине. При этом каждая последующая ступенька пирамиды показателей должна быть источником информации для принятия решений на более высоком уровне пирамиды управления;

3) служить инструментом контроля за достижением намеченных целей.

Модель Du Pont

Каждое предприятие разрабатывает и использует собственную систему показателей, которая в наибольшей степени соответствует его профилю деятельности и целям функционирования. Тем не менее, большинство из этих систем опираются на определенную базовую модель. Одна из первых моделей взаимосвязи отдельных показателей, которая впоследствии стала базовой, была разработана в 30-е годы специалистами концерна Du Pont и получила название «модель» Du Pont (рис. 6.2).

Система показателей Du Pont в первую очередь исследует способность предприятия эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, наращивать обороты. Расщепление ключевых показателей на факторы (множители) и их составляющие позволяет определить и дать сравнительную характеристику основных причин изменения того или иного показателя, выявить темпы экономического роста предприятия.

Предлагаемый подход дает возможность более глубоко проанализировать влияние элементарных факторов (затраты на комплектующие и расходные материалы, заработную плату и т.д.) на промежуточные интегральные показатели (рентабельность, ликвидность, оборачиваемость и т.д.).

Прибыль до налогообложения

Рис. 6.2. Порядок формирования показателя

рентабельности собственного капитала ROE (Return On Equity) на основе модели Du Pont

 

Метод Du Pont основан на анализе соотношений, образующих рентабельность собственного капитала ROE (Return On Equity), которая расщепляется на рентабельность оборота, оборачиваемость активов и финансовый рычаг (показатель, характеризующий финансовую структуру капитала), причем каждый из факторов сам является содерж



2015-11-10 1181 Обсуждений (0)
Показатели экономической состоятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели экономической состоятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)