Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Сроки в исполнительном производстве



2015-11-10 999 Обсуждений (0)
Глава 3. Сроки в исполнительном производстве 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве

1. Срок в исполнительном производстве - это предусмотренный федеральным законом или назначаемый судебным приставом-исполнителем промежуток времени или момент времени, в течение которого могут или должны быть совершены определенные действия. Нормы, регулирующие общие положения о сроках в исполнительном производстве, являются новеллой ФЗИП.

Сроки в исполнительном производстве выступают в качестве юридических фактов и выполняют различные функции: 1) определяют основные этапы возникновения, развития и прекращения исполнительного производства; 2) способствуют реализации задачи по своевременному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнению иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; 3) дисциплинируют участников исполнительного производства.

В соответствии с международными стандартами право на своевременное исполнение судебного акта является одной из составляющих права на судебную защиту, в связи с чем нарушение сроков совершения исполнительных действий, затягивание процедуры исполнения является нарушением общепризнанных норм международного права. Так, Европейский Суд по правам человека в постановлениях по конкретным делам*(15) отметил, что право доступа в суд было бы иллюзорным, если бы внутригосударственное законодательство позволяло окончательному, имеющему обязательную силу судебному решению оставаться неисполненным в ущерб одной из сторон, поэтому исполнение судебного решения должно рассматриваться как неотъемлемая часть судебного разбирательства.

Аналогичную позицию занимает и Конституционный Суд РФ. В частности, в постановлении от 14 февраля 2002 г. N 4-П*(16) по делу о проверке конституционности ст. 140 ГПК РСФСР в связи с жалобой Л.Б. Фишер он обратил внимание на то, что вступившее в законную силу судебное решение должно быть исполнено, в противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов, что несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения в эффективности правовых средств защиты.

На это же обращает внимание и Верховный Суд РФ, который в п. 12 постановления Пленума от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указал судам, что "в силу п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки и эти сроки исчисляются со времени поступления искового заявления и заканчиваются в момент исполнения судебного акта"*(17).

Сроки в исполнительном производстве устанавливаются комментируемым Законом (например, сроки для возбуждения исполнительного производства - ч. 8 ст. 30, для решения вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя - ч. 3 ст. 63, для проведения торгов - ч. 1 ст. 90 и т.д.), а также другими федеральными законами (например, ст. 109 СК РФ устанавливает трехдневный срок, в который администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и уплачивать или переводить их лицу, получающему алименты) либо назначаются судебным приставом-исполнителем (например, для приглашения переводчика - ч. 3 ст. 58, для совершения определенных действий, которые должник обязан совершить согласно судебному акту, - ч. 1 ст. 105). В ряде случаев ФЗИП, предоставляя судебному приставу-исполнителю право устанавливать конкретный срок, ограничивает его определенным периодом. В таком случае судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать срок в предусмотренных Законом пределах. В частности, судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа, и этот срок не может превышать пяти дней (ч. 12 ст. 30 ФЗИП).

В зависимости от того, кому адресованы сроки в исполнительном производстве, они устанавливаются: а) для лиц, участвующих в исполнительном производстве, б) для судебного пристава-исполнителя, в) для лиц, участвующих в исполнительном производстве, и судебного пристава-исполнителя.

ФЗИП предусматривает три формы установления сроков:

1) сроки, определяемые календарной датой. Так, календарной датой определяются сроки отложения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 38 ФЗИП), сроки проведения торгов (ч. 1 ст. 90 ФЗИП) и др.;

2) сроки, определяемые указанием на событие, которое должно наступить. Например, указанием на событие определяются сроки окончания исполнительного производства (ч. 1 ст. 47 ФЗИП), приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 40 ФЗИП) и др.;

3) сроки, определяемые периодом, в течение которого действие может или должно быть совершено. В частности, жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней (ст. 122 ФЗИП). Если срок определен периодом, участники исполнительного производства вправе совершить соответствующие действия только в этот период.

2. Сроки в исполнительном производстве подлежат точному исчислению, и в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи исчисляются годами, месяцами и днями.

Действующий ФЗИП предусматривает следующие виды сроков.

В течение 15 лет может быть предъявлен ко взысканию исполнительный лист о взыскании штрафа при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет или более строгое наказание (п. 5 ч. 2 ст. 103 ФЗИП).

В течение 10 лет может быть предъявлен ко взысканию исполнительный лист о взыскании штрафа при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более 10 лет (п. 4 ч. 2 ст. 103 ФЗИП).

В течение шести лет может быть предъявлен ко взысканию исполнительный лист о взыскании штрафа при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, а также при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, но не более пяти лет (п. 2, 3 ч. 2 ст. 103 ФЗИП).

В течение трех лет предъявляются к исполнению исполнительные документы, выданные на основании судебных актов (ч. 1 ст. 21 ФЗИП), может быть предъявлен к исполнению судебный приказ (ч. 3 ст. 21 ФЗИП), в течение этого периода хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов не востребованные должником денежные средства (ч. 5 ст. 107, ч. 2 ст. 110 ФЗИП).

В течение двух лет может быть предъявлен к исполнению исполнительный лист о взыскании штрафа за преступление, за совершением которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет (п. 1 ч. 2 ст. 103 ФЗИП).

В течение одного года предъявляются к исполнению судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 21 ФЗИП).

В течение шести месяцев предъявляются к исполнению оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (ч. 6 ст. 21 ФЗИП).

В течение трех месяцев предъявляются к исполнению исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению (ч. 2 ст. 21 ФЗИП); в этот же период с момента выдачи предъявляются к исполнению удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам (ч. 5 ст. 21 ФЗИП).

В течение двух месяцев должны быть проведены торги (ч. 1 ст. 90 ФЗИП).

В течение 15 дней должно быть исполнено постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке поручения (ч. 3 ст. 36 ФЗИП).

В течение 10 дней должно быть рассмотрено судебным приставом-исполнителем заявление о прекращении, приостановлении исполнительного производства (ч. 4 ст. 45 ФЗИП), на срок не более 10 дней может быть отложено совершение исполнительных действий (ч. 1 ст. 38 ФЗИП).

В течение семи дней налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют судебному приставу-исполнителю запрошенные сведения (ч. 10 ст. 69 ФЗИП).

Пять дней предоставляется главному судебному приставу-исполнителю субъекта РФ для направления заявления о возбуждении исполнительного производства и исполнительного документа в соответствующее подразделение службы судебных приставов (ч. 4 ст. 30 ФЗИП), до пяти дней предоставляется срок должнику для добровольного исполнения (ч. 12 ст. 30 ФЗИП).

Три дня предусмотрено для передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа, поступивших в службу судебных приставов (ч. 7 ст. 30 ФЗИП) для вынесения постановления о возбуждении или отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗИП); для рассмотрения заявления об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63 ФЗИП), переводчика, понятого, специалиста (ч. 4 ст. 63 ФЗИП); для исполнения банком или иной кредитной организацией, осуществляющих обслуживание счетов должника, требований, содержащихся в исполнительном документе, о взыскании денежных средств (ч. 5 ст. 70 ФЗИП).

В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Это означает, что если в период срока, исчисляемого днями, попадают нерабочие дни, то срок увеличивается на количество нерабочих дней. Действующий ФЗИП не содержит понятия "нерабочий день". Если обратиться к трудовому законодательству, то там используются термины "выходные дни" (ст. 111 ТрК РФ) и "нерабочие праздничные дни" (ст. 112 ТрК РФ). Исходя из этого в срок, исчисляемый днями, не следует включать ни выходные, ни нерабочие праздничные дни. При этом необходимо также учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 112 ТрК РФ при совпадении выходного и нерабочего праздничного дня выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Например, исполнительный документ поступил судебному приставу-исполнителю 21 февраля 2008 г. Поскольку 23 февраля является нерабочим праздничным днем и совпадает с выходным субботним днем (в службе судебных приставов-исполнителей пятидневная рабочая неделя), то в трехдневный срок, в который судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства, не должны включаться 23, 24, 25 февраля 2008 г. Следовательно, последний день вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства будет 27 февраля 2008 г.

В соответствии с ч. 5 ст. 112 ТрК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни. Так, ежегодно Правительство РФ принимает постановление, в котором указывается график переноса выходных дней*(18). Перенос выходных дней должен учитываться при определении срока, исчисляемого днями.

Например, должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства 17 апреля 2008 г. С данным постановлением он не согласен и намерен его обжаловать. В соответствии со ст. 122 ФЗИП жалоба подается в 10-дневный срок со дня получения постановления. В соответствии с правилом, закрепленном в ч. 2 комментируемой статьи, в 10-дневный срок не будут включаться:

19, 20, 26, 27 апреля - выходные дни;

1 мая - нерабочий праздничный день;

2 мая - выходной день, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 августа 2007 г. N 512 выходной день 4 мая 2008 г. перенесен на 2 мая 2008 г.;

3 мая - выходной день.

Последний день срока подачи жалобы будет приходиться на 4 мая - воскресенье, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 августа 2007 г. N 512 4 мая объявлено рабочим днем.

Фактически срок подачи жалобы в этом случае увеличивается на семь дней.

Нерабочие дни в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи не включаются только при определении сроков, исчисляемых днями. Это правило не распространяется на определение сроков, исчисляемых месяцами и годами, поэтому выходные и нерабочие праздничные дни должны включаться в эти сроки.

3. В ч. 3 комментируемой статьи закрепляются правила определения начала течения срока.

По общему правилу течение срока, исчисляемого годами, месяцами, днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало течения срока. Так, трехдневный срок, в течение которого судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении, начинает течь на следующий день после поступления судебному приставу-исполнителю исполнительного документа (ч. 8 ст. 30 ФЗИП); 10-дневный срок для рассмотрения судебным приставом-исполнителем заявления о приостановлении, прекращении исполнительного производства, начинает течь на следующий день после получения соответствующего заявления, двухмесячный срок для назначения торгов начинает исчисляться на следующий день после получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ФЗИП); трехгодичный срок для предъявления к исполнению судебного приказа начинает течь на следующий день после даты выдачи судебного приказа (ч. 3 ст. 21 ФЗИП) и т.д.

Из данного общего правила ФЗИП могут быть сделаны исключения, которые по-иному определяют момент начала течения срока. О таких исключениях прямо указывается в Законе. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 36 ФЗИП если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

 

Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве

1. Настоящая статья впервые регламентирует вопрос об окончании сроков в исполнительном производстве. Если срок исчисляется годами, то он оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.

Например, в соответствии с ч. 5 ст. 107 ФЗИП судебный пристав-исполнитель обязан не востребованные должником денежные средства хранить на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет. Если судебный пристав-исполнитель оставшиеся после реализации имущества и покрытия всех необходимых расходов по исполнению денежные средства перечислил на депозитный счет службы судебного пристава исполнителя 5 февраля 2008 г., то последний день хранения этих денежных средств - 5 февраля 2011 г. На следующий рабочий день судебный пристав-исполнитель перечисляет эти денежные средства в федеральный бюджет.

2. Если срок исчисляется месяцами, то его окончание будет определяться соответствующим месяцем и днем последнего месяца.

Так, в соответствии с ч. 10 ст. 87 ФЗИП если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%. Если имущество было передано на реализацию 28 февраля 2008 г., то месячный срок его реализации истекает 28 марта 2008 г. и после этого судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о снижении цены реализуемого имущества на 15%.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. Например, если имущество в порядке ст. 87 ФЗИП было передано на реализацию 31 марта 2008 г., месячный срок реализации будет приходиться на 30 апреля 2008 г., после чего судебный пристав-исполнитель принимает решение о снижении цены.

3. Если срок в исполнительном производстве исчисляется днями, то окончание этого срока приходится на последний день. Например, должник получил 15 февраля 2008 г. постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором указано, что для добровольного исполнения предоставляется срок в пять дней. При определении дня окончания срока необходимо принимать во внимание положение ч. 2 ст. 15 ФЗИП о том, что в такой срок не включаются нерабочие дни. Пятидневный срок для добровольного исполнения начинает течь с 18 февраля, последний день срока для добровольного исполнения будет приходиться на 22 февраля 2008 г. (в пятидневный срок не включаются 16 и 17 февраля - нерабочие дни).

4. По общему правилу, если последний день срока, исчисляемого годами, месяцами, днями приходится на нерабочий день, то днем окончания срока будет считаться первый следующий за ним рабочий день. Например, заявление об отводе судебного пристава-исполнителя поступило 20 февраля 2008 г. Старший судебный пристав должен разрешить этот вопрос в трехдневный срок. Поскольку 23, 24, 25 февраля 2008 г. - нерабочие дни, трехдневный срок будет истекать 26 февраля 2008 г. Это последний день, в который должно быть вынесено постановление об отводе судебного пристава-исполнителя или об отказе в удовлетворении заявления.

Из данного правила ФЗИП могут быть сделаны исключения. Они касаются прежде всего тех случаев, когда определенные исполнительные действия должны быть совершены немедленно (ч. 5 ст. 36 ФЗИП), незамедлительно (ч. 3, 5 ст. 81 ФЗИП). Например, в соответствии с ч. 6 ст. 36 ФЗИП требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечения иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по независящим от судебного пристава-исполнителя причинам, то не позднее следующего дня. Аналогичная процедура предусматривается и для исполнения поручения (ч. 6 ст. 33, ч. 6 ст. 36 ФЗИП).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗИП совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни допускается в случаях, не терпящих отлагательств: 1) при угрозе жизни и здоровью граждан; 2) когда исполнение требований в исполнительном документе связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска; 4) при обращении взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.

Совершение исполнительных действий в праздничные и выходные дни возможно и в случаях, предусмотренных иными федеральными законами. В частности, такие ситуации возможны при исполнении судебных актов по делам об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ), когда суд устанавливает определенный график встреч ребенка с родителем, проживающим отдельно, в который включаются праздничные и выходные дни.

5. В ч. 5 комментируемой статьи содержится правило исчисления окончания срока, определенного в исполнительном документе календарной датой. В данном случае срок, определяемый календарной датой, может быть установлен двояко: 1) действия должны быть совершены до установленной судебным приставом-исполнителем даты; 2) действия должны быть совершены в конкретный день, указанный в исполнительном документе.

В зависимости от этого будут различны и сроки окончания совершения исполнительных действий.

В первом варианте окончание срока будет приходиться на день, предшествующий дню, определенному судебным приставом-исполнителем. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 103 ФЗИП если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей. Если в постановлении будет указано, что должник должен вносить платежи до определенных календарных дат, например до 25 числа каждого месяца, то последний день внесения платежей будет приходиться на 24 число каждого месяца. Если платеж будет внесен 25 числа, то это будет расцениваться как нарушение сроков совершения исполнительных действий.

Если же в постановлении судебный пристав-исполнитель указывает, что действия должны быть совершены в конкретный день, то исполнительные действия должны быть совершены в срок, который истекает в указанный день. Например, судебный пристав-исполнитель на основании ч. 3 ст. 58 ФЗИП в постановлении о назначении переводчика может указать, что должник или взыскатель обязаны обеспечить участие переводчика в совершении исполнительных действий 27 февраля 2008 г. Срок, предоставляемый сторонам исполнительного производства для приглашения переводчика, будет истекать в указанную в постановлении календарную дату. Если в этот срок стороны не обеспечат участие переводчика, то они лишаются возможности сами выбрать и пригласить переводчика, а судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

6. В ч. 6 комментируемой статьи конкретизируется время окончания срока. В частности, действие, для совершения которого законом или судебным приставом-исполнителем установлен определенный срок, например передача должником имущества взыскателю, будет считаться совершенным во время, если оно выполнено до 24 часов последнего дня установленного срока. Данная норма является общим правилом, которое конкретизируется в ч. 7 и 8 данной статьи.

7. В ч. 7 комментируемой статьи содержится специальное правило, регламентирующее правило определения окончания срока при подаче заявления, жалобы, других документов либо денежных сумм. Так, если соответствующие документы либо денежные суммы сданы в соответствующий орган, уполномоченному лицу либо в органы почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, установленный срок не считается пропущенным. Необходимо отметить, что участники исполнительного производства вправе воспользоваться предоставляемой возможностью при условии, что соответствующие орган, уполномоченное лицо либо отделение почтовой связи работают круглосуточно.

При подаче документов, сдаче денежных средств в соответствующие органы и организации участнику исполнительного производства выдаются документы, подтверждающие дату совершения этого действия. В частности, подтверждением сдачи документов на почту будут являться штемпель на конверте, почтовая квитанция, выписка из реестра почтовых направлений, опись вложенных документов, на которых проставляется дата отправления.

8. В ч. 8 комментируемой статьи содержится специальная норма, по отношению к общему правилу, закрепленному в ч. 6 данной статьи. При совершении исполнительных действий участники исполнительного производства должны учитывать режим работы соответствующих организаций, учреждений, через которые осуществляются исполнительные действия. Если действия совершаются в день окончания срока, то необходимо иметь в виду, что подразделение судебных приставов, банки, другие организации заканчивают свою работу в установленные часы. Поэтому участникам исполнительного производства, которым необходимо совершить процессуальное действие, обязывающее представить документы, денежные средства, совершить иные действия к определенному сроку, следует учитывать, что данный срок истекает в тот час, когда в соответствующей организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции. В частности, согласно правилам ведения банковских операций банк определяет время их совершения. Исходя из этого поручение о перечислении денежных средств участник исполнительного производства должен сделать до истечения часа окончания совершения банковских операций, в противном случае он станет нарушителем установленных сроков. При совершении исполнительных действий необходимо также иметь в виду, что режим работы соответствующих предприятий, учреждений, организаций накануне праздничных и выходных дней может отличаться от обычного, поскольку в эти дни рабочий день, как правило, сокращен.

 

Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве

1. В соответствии со ст. 6 ФЗИП законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению. Это правило распространяется и на случаи выполнения требований судебного пристава-исполнителя о совершении действия по исполнению исполнительного документа в определенный срок. Комментируемая статья регулирует последствия пропуска сроков в исполнительном производстве, что также является новеллой действующего Закона. В случае пропуска срока, который установлен настоящим Законом, иными федеральными законами, или в случае пропуска срока, определенного судебным приставом-исполнителем, в отношении виновного лица применяются меры ответственности. Они заключаются в претерпевании определенных неблагоприятных последствий. Ответственность за нарушение сроков предусматривается как настоящим Законом, так может быть предусмотрена и иными федеральными законами. В частности, ч. 2 ст. 115 СК РФ устанавливает ответственность лица за несвоевременную уплату алиментов. Так, при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере 1/2% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов обязанного лица все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

Действующий ФЗИП разграничивает ответственность в зависимости от статуса участника исполнительного производства. В частности, если установленный срок нарушает сторона исполнительного производства, неблагоприятные последствия в отношении нее могут наступить в виде невозможности совершить определенное действие (ч. 3 ст. 58), в виде наложения штрафа (ч. 1 ст. 113), взыскания исполнительского сбора с должника при неисполнении им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (ст. 112).

К лицам, непосредственно исполняющим требования, содержащиеся в исполнительных документах, в случае нарушения сроков исполнения могут быть применены штрафные санкции. Так, при неисполнении банком или иной кредитной организацией требования судебного пристава-исполнителя о взыскании в установленный срок денежных средств должника к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 114 ФЗИП.

За неоднократное нарушение установленных ФЗИП или судебным приставом-исполнителем сроков виновные лица могут быть привлечены к административной (ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 113 ФЗИП), уголовной ответственности (ч. 4 ст. 113 ФЗИП).

Пропуск установленного срока не освобождает лицо от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом за каждый факт нарушения срока может налагаться штраф, и оплата штрафа не освобождает от исполнения обязанностей.

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится специальное правило, регулирующее последствия пропуска срока на обжалование вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Данная норма распространяется и на случаи пропуска срока на обжалование вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) иных должностных лиц службы судебных приставов (старшего судебного пристава и его заместителя, заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ и его заместителя). В соответствии со ст. 122 ФЗИП жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия) подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия. Если лицо не было извещено о месте и времени совершения действий, то 10-дневный срок для обжалования истекает со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершения действия, выявления бездействия. Поступление вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов-исполнителей жалобы по истечении 10-дневного срока влечет возврат ее заявителю без рассмотрения по существу (п. 2 ч. 1 ст. 125 ФЗИП). Такая жалоба не рассматривается и считается неподанной. Данное правило применяется в случае, если заявитель нарушил сроки на обжалование и не подал заявления о восстановлении пропущенного срока на обжалование либо заявление было подано, но в его удовлетворении отказано. Порядок подачи заявления о восстановлении пропущенного срока на обжалование и процедура его рассмотрения регулируется ст. 18 ФЗИП.

 

Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве

1. Настоящая статья регулирует порядок восстановления сроков в исполнительном производстве. Восстановлению подлежат сроки, которые устанавливаются ФЗИП, другими федеральными законами. Срок, назначенный судебным приставом-исполнителем, восстановлению не подлежит, но может быть продлен. В комментируемой статье воспринята конструкция восстановления сроков, существующая в действующем гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном праве.

В ч. 1 комментируемой статьи регламентируется порядок восстановления срока на подачу жалобы вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов. При пропуске срока на обжалование лицо, участвующее в исполнительном производстве, должно подать ходатайство о восстановлении срока. Оно составляется в письменной форме, должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части указываются данные вышестоящего должностного лица службы судебных приставов, которому адресуется ходатайство, данные лица, участвующего в исполнительном производстве (статус, фамилия, имя, отчество, адрес места жительства - для граждан, наименование и местонахождения - для организации). Если ходатайство подается представителем, то указываются и его данные, а также его местонахождение. Описательная часть должна содержать сведения об исполнительном производстве, в рамках которого подается жалоба, сведения об объекте обжалования, указывается факт пропуска срока на обжалование. В мотивировочной части приводятся причины пропуска срока на обжалование, указываются доказательства, подтверждающие, что пропуск срока произошел по уважительным причинам и после пропуска срока ходатайство о его восстановлении подано в разумный срок. Ходатайство должно быть подписано лицом, участвующим в исполнительном производстве. Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 57 ФЗИП право на подписание ходатайства о восстановлении срока не отнесено к специальным полномочиям представителя, такое действие представитель может осуществлять без специальной оговорки об этом в доверенности. Но право на обжалование действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, его постановлений относится к специальным правомочиям представителя, поэтому такое право должно быть отражено в доверенности.

Ходатайство подается должностному лицу службы судебных приставов, уполномоченному на разрешение жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя. Оно должно подаваться одновременно с жалобой. Если ходатайство подается отдельно от жалобы, то оно не рассматривается. Если же жалоба подана с нарушением срока без соответствующего ходатайства, то в соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗИП она возвращается без рассмотрения по существу. Таким образом, для решения вопроса о восстановлении срока необходимо наличие двух документов в совокупности: ходатайства о восстановлении срока на обжалование и самой жалобы.

Должностное лицо службы судебных приставов при принятии решения о восстановлении срока на обжалование должно установить наличие двух моментов: а) уважительность причин пропуска срока; б) подачу жалобы и ходатайства о восстановлении срока в разумный срок.

Разумность срока и уважительность причин пропуска срока на обжалование оценивает в каждом конкретном случае само вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов с учетом конкретных обстоятельств (например, жалоба была подана в краткие сроки после возвращения лица из командировки либо когда гражданин выписался из больницы и т.д.). Не относятся к уважительным причинам пропуска срока ошибки лиц, участвующих в исполнительном производстве, в определении сроков на обжалование*(19).

При решении вопроса о восстановлении срока на обжалование, если ходатайство подано организацией, не следует относить к уважительным причинам пропуска срока болезнь представителя, невозможность подачи жалобы из-за кадровых перестановок либо в связи с необходимостью согласования с вышестоящим органом вопроса об обжаловании, ремонт в офисе*(20).

Действующий ФЗИП не устанавливает предельных сроков для подачи ходатайства. Поэтому разумность срока на обжалование необходимо оценивать с учетом того, в каких временных пределах оно подано.

2. В ч. 2 комментируемой статьи закреплено правило о порядке оформления решения должностного лица службы судебных приставов о восстановлении пропущенного срока на обжалование. Отдельного постановления о восстановлении этого срока судебный пристав-исполнитель не выносит. При удовлетворении ходатайства он принимает жалобу к рассмотрению. К сожалению, действующий ФЗИП ни в комментируемой статье, ни в ч. 2 ст. 126 ФЗИП не указывает, какой документ должен быть вынесен при принятии жалобы к рассмотрению. Представляется верным выносить в таком случае постановление, где указывается о восстановлении срока на обжалование и о принятии жалобы к рассмотрению, поскольку на основании этого процессуального документа у вышестоящего должностного лица службы судебных приставов возбуждается производство по жалобе.

3. Если вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов находит ходатайство о восстановлении срока на обжалование не подлежащим удовлетворению, такой отказ оформляется постановлением. В нем следует указать причины отказа в удовлетворении ходатайства, а также разъяснить сроки и порядок обжалования данного постановления. Должностное лицо службы судебных приставов обязано направить копию такого постановления обратившемуся лицу не позднее следующего дня после его вынесения.

4. Постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока является самостоятельным объектом обжалования. Жалоба может быть подана как вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности.

5. В ч. 5 комментируемой статьи содержится правило о восстановлении сроков для обращения в суд. Это бланкетная норма, отсылающая к правилам, установленным гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством.

Восстановление сроков обращения в су



2015-11-10 999 Обсуждений (0)
Глава 3. Сроки в исполнительном производстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Сроки в исполнительном производстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)