Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина





 

Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

1. Комментируемая статья сохраняет принцип, заложенный в ст. 64 ФЗИП 1997 г., - приоритетности обращения взыскания в отношении должника - физического лица на его имущество. И только в определенных в ст. 98 случаях возможно обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Данная мера принудительного исполнения не связана с описью и арестом имущества должника и позволяет исполнить исполнительный документ более целесообразным, экономически выгодным для должника (и взыскателя) способом.

2. Под заработной платой понимается денежное вознаграждение, выплачиваемое должнику при работе по трудовому договору как по основному месту работы, так и при работе по совместительству, зависящее от его личного трудового вклада и качества труда. Под иными доходами должника понимаются любые денежные суммы, полученные гражданином по гражданско-правовым договорам, доходы от осуществления предпринимательской деятельности, вознаграждения за результаты интеллектуальной деятельности, доходы от участия в управлении обществом с ограниченной ответственностью, дивиденды по акциям, доходы от иных ценных бумаг, пенсии, стипендии и т.д. Следовательно, действующая редакция Закона также не ограничивает, как и содержащийся в ФЗИП 1997 г., круг доходов должника, на которые может быть обращено взыскание. Ряд исключений содержится в ст. 101 комментируемого Закона.

3. Действующий ФЗИП детализирует ранее установленные положения относительно случаев, когда возможно обращение взыскания на имущество должника-гражданина. В частности, взыскание обращается на заработную плату и иные доходы должника-гражданина:

во-первых, при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей (алиментных платежей, платежей, выплачиваемых в возмещение ущерба, причиненного здоровью, смертью кормильца, иных периодических платежей);

во-вторых, при взыскании суммы, не превышающей 10 000 руб. Прежде в законодательстве содержалось иное основание - при взыскании суммы, не превышающей двух МРОТ. В формулировке действующей редакции п. 2 ч. 1 ст. 98 ФЗИП была отражена позиция законодателя, ранее выраженная в ряде нормативных правовых актов, выражающаяся в переходе от расчета тех или иных платежей в соотношении к минимальному размеру оплаты труда к расчетам в четко определенных законом денежных суммах. Данное обстоятельство очевидно подтверждает стабильность российской экономики и возможность определения на уровне закона размера выплат и иных денежных средств в рублевом эквиваленте, в твердо определенном денежном выражении. Ранее же судебный пристав-исполнитель, учитывая, что МРОТ периодически изменяется, должен был определять его на момент возбуждения исполнительного производства, когда избирается способ принудительного исполнения требований исполнительного документа;



в-третьих, при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. Применительно к данному основанию для возможности обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника - физического лица действующая редакция ФЗИП также детализирует и разъясняет более детально те положения, которые были закреплены в ст. 64 ФЗИП 1997 г. В частности, если ранее речь шла об отсутствии или недостаточности у должника имущества для полного погашения взыскиваемых сумм, то на сегодняшний день речь должна идти:

а) об отсутствии или недостаточности у должника не только и не столько имущества, сколько и непосредственно денежных средств, достаточных для погашения задолженности;

б) о невозможности направления указанных денежных средств либо средств, полученных от реализации принадлежащего должнику имущества, на исполнение требований исполнительного документа в полном объеме, в силу их отсутствия или недостаточности. Данная формулировка является более широкой и соответствующей смыслу действующего ФЗИП, чем фраза "для полного погашения взыскиваемых сумм", содержавшаяся во ФЗИП 1997 г.

Очевидно, что возможность обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника-гражданина по п. 3 ч. 1 ст. 98 ФЗИП должна исходить из невозможности исполнить данным лицом требования исполнительного документа в силу отсутствия у него денежных средств и иного имущества. Следовательно, судебный пристав-исполнитель, прежде чем обращать взыскание на доходы должника-гражданина, должен принять все меры, направленные на реализацию требований исполнительного документа за счет иных денежных средств и имущества должника.

4. Одной из существенных проблем при обращении взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника является установление места работы должника-гражданина и иных источников его дохода. Как правило, место работы должника указывается непосредственно в исполнительном документе. Кроме того, данную информацию можно получить от самого должника или взыскателя. Если информация о месте работы должника или иных источниках его доходов отсутствует, ее можно получить, в частности, в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ. В случаях, когда должник не сообщает судебному приставу-исполнителю об источниках своих доходов, за сокрытие соответствующей информации он может быть привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном ст. 113 ФЗИП, а также иными нормативными правовыми актами.

5. При применении ч. 1 ст. 98 ФЗИП необходимо учитывать, что ни при каких условиях взыскание не может быть обращено на имущество, указанное в ст. 446 ГПК РФ. При наличии у должника-гражданина только такого имущества судебный пристав-исполнитель должен избрать обращение взыскания на доходы данного субъекта исполнительного производства как способ исполнения требований исполнительного документа.

6. Часть 2 комментируемой статьи содержит указание на то, что если взыскание все же было обращено на заработную плату и иные виды доходов должника, но полученных сумм недостаточно для исполнения требований о взыскании периодических платежей или задолженности по ним (в случае, указанном в п. 1 ч. 1 ст. 98), взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном гл. 8 ФЗИП, т.е. в общем порядке обращения взыскания на имущество должника (ст. 69-88).

7. В ч. 3 ст. 98 содержится прямое указание на обязанности лиц, выплачивающих заработную плату и иные периодические платежи должнику-гражданину, заключающиеся в удержании денежных средств из заработной платы и иных доходов гражданина в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, и их выплате либо перечислении взыскателю. Соответственно, именно работодатель либо иное лицо, выплачивающее должнику-гражданину иные периодические выплаты (доходы), обязан выполнять указанные действия под угрозой применения санкций, предусмотренных действующим законодательством (в частности, ст. 113 ФЗИП).

Указанные действия по переводу и перечислению денежных средств в соответствии с законом осуществляются за счет должника, что позволяет работодателю не нести расходы по совершению исполнительных действий в пользу другого лица (взыскателя), а отнести их к обязанности должника.

8. Именно работодатель или иное лицо, выплачивающее должнику-гражданину иные, чем заработная плата, периодические платежи, должен сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю об изменении должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов. Кроме того, данное лицо должно в этом случае возвратить исполнительный документ либо судебному приставу-исполнителю, либо взыскателю, либо обоим одновременно с отметкой о произведенных взысканиях (ч. 4 комментируемой статьи).

Однако соответствующая обязанность работодателя или иного лица, выплачивающего должнику-гражданину иные периодические платежи, не означает ослабление контроля над платежеспособностью должника - последний обязан незамедлительно сам сообщить либо судебному приставу-исполнителю, либо взыскателю о своем новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов (ч. 5 ст. 98). Последствием неисполнения должником-гражданином соответствующей обязанности является применение к нему штрафных санкций в соответствии со ст. 113 ФЗИП.

9. Правила ст. 98 ФЗИП должны применяться с учетом положений о размере удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина (ст. 99), невозможности обращения взыскания на определенные виды доходов должника-гражданина (ст. 101), особого порядка обращения взыскания на отдельные виды доходов должника-гражданина (ст. 100, 102).

 

Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что удержания из доходов должника осуществляются только из суммы, оставшейся после удержания налогов. С граждан работодателем удерживается подоходный налог в порядке, определенном федеральным законом. Кроме того, с граждан удерживается сбор в Пенсионный фонд РФ в размере 1% заработка. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают взносы в пенсионный фонд по ставкам, установленным для индивидуальных предпринимателей, и взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Исходя из этого удержания по исполнительным документам из заработной платы и иных доходов должника-гражданина должны осуществляться только после уплаты налогов, а также обязательных для граждан платежей в государственные внебюджетные фонды.

2. Части 2 и 3 ст. 99 повторяют положения, закрепленные в ст. 66 ФЗИП 1997 г. Речь идет о том, что независимо от количества предъявленных к исполнению исполнительных документов с должника-гражданина должно быть удержано не более 50% заработной платы и любых иных доходов должника. Данное положение предполагает:

во-первых, что указанный размер доходов, который не может быть удержан, относится ко всем доходам должника, в том числе к доходам от участия в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, дивидендам по акциям акционерных обществ, к доходам от вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности и иным доходам;

во-вторых, указанное положение Закона в сочетании с установлением иммунитетов от взыскания (ст. 446 ГПК РФ) гарантирует должнику-гражданину сохранение определенного минимума денежных средств и иного имущества, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности семьи должника и его самого. В данной связи следует отметить, что в действующем ФЗИП впервые получил законодательное закрепление принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (ст. 4 ФЗИП).

Закон определяет также, что удержания из доходов должника-гражданина производятся до тех пор, пока в полном объеме не будут удовлетворены требования, содержащиеся в исполнительном документе.

3. При обращении взыскания на доходы должника-гражданина по основаниям, указанным в ст. 98 ФЗИП, по нескольким исполнительным документам, находящимися в производстве судебного пристава-исполнителя, с должника может быть удержано не более 50% всех его доходов, т.е. действует общее правило ограничения взыскания.

Тем не менее в ч. 3 ст. 99 ФЗИП содержится условие, согласно которому установленное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина в объеме 50% указанных доходов не применяется в случаях:

а) взыскания алиментов на несовершеннолетних детей;

б) возмещения вреда, причиненного здоровью;

в) возмещения вреда в связи со смертью кормильца;

г) возмещения ущерба, причиненного преступлением.

В указанных случаях размер удержания из заработной платы не может превышать не 50%, а 70% заработной платы и иных доходов должника-гражданина. При недостатке указанных средств для удовлетворения всех требований, содержащихся в нескольких исполнительных документах по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 98 ФЗИП, взыскиваемые денежные суммы распределяются между взыскателями в порядке, установленном гл. 14 ФЗИП.

 

Статья 100. Обращение взыскания на заработок должника-гражданина, отбывающего наказание

1. Взыскание по исполнительным документам, по которым должником является гражданин, осужденный по приговору суда к исправительным работам, обращается на весь доход (заработок) граждан за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда. Поэтому для данных лиц повышается верхний предел удержаний из заработка до максимума. Исключение составляют удержания, произведенные по приговору или постановлению суда.

2. Для детальной регламентации порядка производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам необходимо обратиться к ст. 44 УИК РФ, согласно которой контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Для осуществления такого контроля они вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензии по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

3. Согласно ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Следовательно, общий размер удержаний с гражданина-должника, определяемый по ст. 99 ФЗИП (либо 50%, либо 70%), увеличивается на указанный выше процент и может составлять от 55 до 90% заработка гражданина-должника.

4. Взыскание по исполнительным документам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных лиц, обращается на весь их заработок за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.

Поскольку каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного МРОТ. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (ст. 105 УИК РФ).

Привлечение осужденных к лишению свободы к работам без оплаты труда возможно только по основаниям, указанным в статье 106 УИК РФ: указанные лица могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. К таким работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения.

5. Расходы по содержанию лиц, отбывающих наказание в соответствующих учреждениях, определены, в частности, ч. 4 и 5 ст. 99 УИК РФ: осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно.

6. В действующей редакции комментируемой статьи речь идет о видах исправительных учреждений, определенных в ст. 74 УИК. Несмотря на то что в ст. 100 ФЗИП говорится о таких видах исправительных учреждений, как лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и следственные изоляторы, которые выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ст. 74 УИК РФ), указанную норму следует толковать расширительно, распространяя ее действие и на лиц, содержащихся в исправительных колониях, воспитательных колониях, тюрьмах.

7. Порядок удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы определен ст. 107 УИК РФ. Так, из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд РФ и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

 

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Комментируемая статья содержит перечень доходов, на которые ни при каких условиях не допускается обращение взыскания. По сравнению с содержавшимися во ФЗИП 1997 г. основаниями перечень, указанный в ст. 101 ФЗИП, расширен и включает новые виды доходов, ранее отсутствовавшие в Законе. Например, компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в случаях, предусмотренных в Законе, и т.д.

2. Однако ч. 2 ст. 101 определяет, что по ряду оснований (алиментные обязательства в отношении несовершеннолетних детей, по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца) не применяются ограничения по обращению взыскания на доходы:

а) полученные в качестве компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью,

б) полученные в качестве компенсации за счет средств соответствующего бюджета (Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований) лицами, пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф.

На иные виды доходов, не указанные в данной статье, возможно обращение взыскания в общем порядке, установленном Законом.

 

Статья 102. Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам

1. Впервые в законодательстве об исполнительном производстве содержится не бланкетная норма, касающаяся особенностей совершения исполнительных действий по исполнительным документам о взыскании алиментов, а отдельные, специальные правила, касающиеся некоторых особенностей порядка взыскания алиментов и задолженности по их уплате. Однако многие вопросы, например содержание алиментного обязательства, формы уплаты алиментов, порядок заключения и исполнения соглашений об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов и многие другие, регламентируются непосредственно СК РФ (гл. 13-17).

Комментируемый закон определяет лишь некоторые процессуальные особенности совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий при взыскании алиментов и задолженности по алиментным обязательствам, что призвано дополнить законодательную регламентацию процедуры совершения исполнительных действий при взыскании алиментов, установленную СК РФ. Так, согласно ст. 112 СК РФ взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производятся из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты; при недостаточности заработка и (или) иного дохода алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках или в иных кредитных учреждениях денежных средств лица, обязанного уплачивать алименты, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

2. Статья 102 ФЗИП изменяет действующую регламентацию порядка индексации алиментов, установленную ст. 117 СК РФ. Согласно комментируемой статье индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом МРОТ. В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу МРОТ.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 ФЗИП индексация алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, при повышении установленного законом МРОТ производится как организациями или лицами, выплачивающими должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, так и самим судебным приставом-исполнителем. Индексация алиментов осуществляется пропорционально увеличению установленного законом МРОТ, чтобы обеспечить получателю алиментов пропорциональный уровень сумм, получаемых в виде алиментных платежей. Однако по смыслу Закона индексация осуществляется не при изменении уровня инфляции, а лишь при изменении МРОТ федеральным законом.

Закон требует также, чтобы осуществление индексации было оформлено соответствующим документом - судебный пристав-исполнитель должен вынести об этом постановление, отвечающее требованиям закона, а лицо, выплачивающее должнику заработную плату или иные периодические платежи, должно издать об этом приказ или распоряжение.

3. Части 2-4 комментируемой статьи фактически повторяют положения п. 3 и 4 ст. 113 СК РФ. В частности, размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. В случае, когда такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

При несогласии с определенным судебным приставом-исполнителем размером задолженности по алиментам любая из сторон может обжаловать действия судебного пристава в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Причем согласно ч. 5 ст. 102 ФЗИП исполнительский сбор за неуплату алиментов исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности. Порядок взыскания исполнительского сбора определен ст. 112 ФЗИП и составляет 7% суммы каждой задолженности отдельно. В частности, ч. 4 ст. 112 также повторяет, что исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

4. Согласно ст. 82 СК РФ виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ.

Продолжает действовать постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 (с изм. от 20 мая 1998 г., 8 августа 2003 г., 6 февраля 2004 г.) "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей"*(162). В соответствии с Перечнем, содержащемся в данном постановлении:

1) удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе:

- с суммы, начисленной по тарифным ставкам, должностным окладам, по сдельным расценкам, или в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг) и т.п.;

- со всех видов доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу в опасных условиях труда, в ночное время; занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж работы и т.п.);

- с премий (вознаграждений), имеющих регулярный или периодический характер, а также по итогам работы за год;

- с оплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;

- с заработной платы, сохраняемой за время отпуска, а также с денежной компенсации за неиспользованный отпуск, в случае соединения отпусков за несколько лет;

- с сумм районных коэффициентов и надбавок к заработной плате;

- с суммы среднего заработка, сохраняемого за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде (кроме выходного пособия, выплачиваемого при увольнении);

- с дополнительных выплат, установленных работодателем сверх сумм, начисленных при предоставлении ежегодного отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;

- с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого в соответствии с законодательством о труде;

- с суммы, равной стоимости оплачиваемого проезда транспортом общего пользования к месту работы и обратно;

- с комиссионного вознаграждения (штатным страховым агентам, штатным брокерам и др.);

- с оплаты выполнения работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством;

- с суммы авторского вознаграждения, в том числе выплачиваемого штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;

- с сумм исполнительского вознаграждения;

- с доходов, получаемых от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;

- с доходов, получаемых физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний;

2) удержание алиментов производится:

- со всех видов пенсий и компенсационных выплат к ним, с ежемесячных доплат к пенсиям, за исключением надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером, а также компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу на период осуществления ухода за пенсионером;

- со стипендий, выплачиваемых обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений;

- с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов;

- с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата;

- с доходов физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;

- с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- с доходов от передачи в аренду имущества;

- с доходов по акциям и других доходов от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.);

- с сумм материальной помощи, кроме материальной помощи, оказываемой гражданам в связи со стихийным бедствием, с пожаром, хищением имущества, увечьем, а также с рождением ребенка, с регистрацией брака, со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников;

3) удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе:

- с военнослужащих - с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер;

- сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также работников таможенной системы - с оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер;

- военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел - с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе.

В письме Минюста России от 7 апреля 1997 г. N 06-25-05-97*(163) указано, что в соответствии с письмом Минтруда России от 11 марта 1997 г. удержание алиментов производится с денежной компенсации, выдаваемой военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц взамен продовольственного пайка, поскольку указанные выплаты носят постоянный характер. Однако согласно определению Военной коллегии Верховного Суда РФ*(164) распространение на военнослужащих п. 1 Перечня нельзя признать обоснованным, поскольку расширение вышеупомянутого Перечня, в том числе указание на взыскание алиментов с выплачиваемых военнослужащим компенсаций взамен продпайка и на санаторно-курортное лечение, может быть произведено только Правительством РФ;

4) взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

С осужденных к исправительным работам взыскание алиментов по исполнительным документам производится из всего заработка без учета удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда. С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.

5. Относительно порядка удержания алиментов в отношении безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, продолжает действовать Указание Федеральной службы занятости РФ от 30 марта 1993 г. N П-7-10-307*(165), согласно которому:





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1930)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)