Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ И РЕЖИССЕРСКИХ ТЕРМИНОВ





Аллегория(от греч. allos – иной иagoreuo говорю) – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов: 1) смыслового это какое-либо понятие или явление(мудрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его; 2) образно-предметного это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или предмет. Связь аллегории с обозначаемым предметом более прямая и однозначная, чем у символа.

Ассоциация(от лат. association – соединение) – образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий; психологическое сближение отдельных образов, идей, представлений (связь между ними).

Архитектоника (от греч.аrchitektonike – строительное искусство, построение, соразмерность) употребляется в нескольких значениях как 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.Архитектоникаизучает соотношение между главными и подчиненными элементами драматургического произведения, связь между его отдельными частями и функциональное значение этих частей и элементов,образующих вместе художественное единство. Внутреннее, архитектоническое единство активизирует ассоциативность мышления автора и зрителя.

Драма(от греч. drama – действие) – в широком смысле слова один из основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей. Драма предназначена для воплощения на сценической площадке и поэтому ориентирована на зрелищную выразительность. Авторскую речь в драме заменяют ремарки. Взаимоотношения персонажей драмы, возникающие между ними конфликты, раскрываются через поступки и получают свое воплощение через выразительную словесную монолого-диалогическую форму. Составляющими драмы по Аристотелю являются фабула (сюжет), характер, разумность, структура действия, конфликт, сценическая обстановка (сценография), а также музыкальная композиция. В узком смысле слова – один из ведущих жанров драматургии, изображение личности в ее драматических отношениях с обществом или другими людьми.



Драматургия– какое-либо литературно-драматургическое произведение (пьеса, киносценарий, либретто, телевизионный сценарий и т.д.), требующее своего воплощения средствами того или иного вида искусства; специально продуманная и организованная структура, композиция какого-либо материла.

Жанр(от франц. genre – род, вид) –конкретная исторически сложившаяся разновидность того или иного вида искусства, определяемая идейно-эмоциональной трактовкой жизненного материала, отраженного в произведении искусства; разновидность устойчивой структуры произведения, организующей все его элементы в художественную целостность. Под жанром понимается также совокупность произведений, объединенных общностью предметов изображения, кругом тем, способов понимания и истолкования действительности. В неопределенности жанра отражается неопределенность авторского замысла. В драматургии культурно-досуговых программ понятию «жанр» соответствует понятие «форма культурно-досуговой программы».

Замысел творческий – представление об основных чертах художественного произведения, его теме и идее, содержании и форме, творческий набросок, намечающий его основу. Замысел может быть завершенным и незавершенным, воплощенным и невоплощенным, измененным или оставшимся без изменения.

Идея художественная (от греч. idea–понятие, представление) – ракурс, авторское отношение к «фактам жизни», главная обобщающая мысль, лежащая в основе, смысловой стержень драматургического каркаса досуговой программы.

Катарсис(от греч. catharsis – очищение) – очищение, просветление человеческой души, своеобразная разрядка, освобождение от негативных эмоций через обращение к произведению искусства.

Коллизия (от лат. сollision – столкновение) – столкновение противоположных интересов, жизненных принципов, мотивов действующих лиц в художественном произведении, которое выражается в конкретных событиях.

Композиция(отлат. composition–cоставление, соединение, связь) – последовтельное потсроение, расположение и взаимосвязь частей и эпизодов драматургического произведения, его посроение в соответствии с его содержанием и жанровой формой;важнейший структурный принцип организации драматургического произведения как художественного единого, целостного и завершенного.

Конфликт(отлат. conflictus – столкновение) – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенных в основу действия. Особое значение конфликт имеет в драматургии, поскольку является движущей силой, пружиной развития драматургического действия и средством раскрытия характеров. Конфликт может быть частным или общим, явным или скрытым, внешним или внутренним.

Метафора (от греч. metaphora – перенос) – перенос, основанный на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту, скрытое сравнение, в котором слова «как», «словно» и другие отсутствуют, но подразумеваются. Метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект, увидеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, заставляет работать воображение зрителя.

Мизансцена (от франц. miseenscene – расположение на сцене) – расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и к зрителям в тот или иной момент сценического действия.

Монтаж –художественный метод организации сценарного материала, основанный на отборе и сопоставлении номеров или эпизодов культурно-досуговой программы для наиболее яркого и выразительного раскрытия авторского замысла. Приемы монтажа: последовательный, параллельный, контрастный, лейтмотив, ретроспективный, клиповый и т.д.

Образ художественный – специфическая форма познания и отражения действительности искусством, конкретно-чувственная форма воплощения художественных представлений автора, его духовного мира и мира его идей.

Развитие драматургического действия – процесс перехо­да сценического действия от одного состояния к качественному новому состоя­нию через номера и эпизоды, который характеризуется повышением напряжен­ности действия до его кульминации и финала.

Ракурс(от фр. raccourci – сокраще­ние). Употребляется в нескольких значениях. 1. В живописи, графике – изо­бражение фигуры или предмета в перспективе, с сильным сокращением удаленных от зрителя частей. 2. В киносъемке – изображение объекта с различных точек зрения неподвижной или дви­жущейся кинокамерой, точка зрения камеры, создаваемая путем наклона или подъёма оптиче­ской оси аппарата при съёмке; активный прием операторского искусства для построения художественнойкомпозиции фильма; помо­гает выразить взгляд героя или автора на собы­тие. 3. В сценарной драматургии – точка зрения, с которой автор сценария рассматривает тему досуговой программы.

Режиссерская группа –члены постановочной творческой группы культурно-досуговой программы группы (ассистенты и помощники режиссера, звукорежиссер, режиссер по свету, режиссер по видео и др.)

Режиссерский акцент --момент осо­бого напряжения драматургического действия, где режиссер концентрирует средства художественной выразительности для раскрытия авторского замысла и художественного образа программы решения, а также активизации аудитории. Режиссерский акцент продумывается, начиная со сценарного плана, и заключается в отборе событий, обострениикон­фликта, контрастов монтажных стыков.

Режиссерский прием –способ взаи­мосвязи средствхудожественной выразительностив воплощении режиссерской художественной мысли, образный перевод режиссерского замысла в сценическое решение.

Режиссура – вид профессиональной художест­венно-творческойдеятельности, направленной на пространственно-пластическое, художественно-образное воплощение идейно-тематического замыс­ла произведения зрелищного искусства с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают театральную режиссуру, режиссуру оперы, балета, циркового или эстрадного представления, театрализованных представлений и массовых праздников, других форм культурно-досуговых программ. Понятие «режиссура» мож­но определить как художественный процесс соз­дания композиции гармонического целого из произведений различных видов искусства( «факты жизни») и яв­лений реальной жизни («факты жизни»).

Режиссура культурно-досуговой программы – организация ее зрелищной стороны путем специального, продуманного использования средств художественной выразительности, направленного на раскрытие авторского замысла, а также на активное, идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию.

Реквизит(от лат. requisitum – необходи­мое) – совокупность предметов, вещей (подлин­ных и бутафорских), используемых при постановке различных видов драматургических произведений (пьеса, киносценарий, сценарий культурно-досуговой программы и т.п.). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся на сцениче­ской площадке.

Репетиция(от лат. repetitio – повторение) – основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральной постановки, а также различных театрализованных форм культурно-досуговых программ, отдельных номеров и эпизодов.Различают застольные, монтировочные, прогонные и генеральные репетиции.

Ритм(греч. rhythmos -- стройность,соразмеренность) – это закономерное чередование каких-либо элементов (литературных, звуковых, речевых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо.Ритм может быть плавным или динамичным, монотонным, с нарастанием или постепенным снижением энергии.

Сверхзадача– главная всеобъемлющая цель, притягивающая задачи всех действующих лиц на сценической площадке. В системе К.С.Станиславского сверхзадача – это, в первую очередь, то, ради чего режиссер ставит пьесу.

Символ (от греч. simbolon – условный знак) – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становится символом, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением.По сравнению с аллегорией символ более многозначен, широк и дает большую свободу толкований. В целом аллегория и символ близки.

Сквозное действие – путь достижения сверхзадачи, реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, действия и поступки персонажей, в которых утверждается сверхзадача. В системе Станиславского сквозное действие – это главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная творческим замыслом драматурга.

Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – система, совокупность событий в произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры и устремления действующих лиц; познавательное начало в драматургической структуре. В основе сюжета всегда лежит конфликт как «диалог действий».

Сюжетный ход –художественный прием, который делает сценарий неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

Сценарий – подробная литературная разработка драматургического действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются различные формы культурно-досуговых программ.

Сценарно-режиссерский ход –образное движение авторской мысли, зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее но­мера и эпизоды досуговой программы, а также выразительные средства в композиционную целостность.

Сценография – создание изобразительно-пластического образа в сценическом пространстве посредством декораций.

Театрализация – творческий метод постановки культурно-досуговых программ, который заключается в создании сценического художественного образа посредством выразительных средств театрального искусства. Театрализация предполагает оригинальное режиссерское решение сценического действа.

Тема(от греч. thema – то, что положено в основу) – круг жизненных явлений, событий, проблем, волнующих автора и аудиторию, причем наиболее актуальных и художественно осмысленных: объект художественного изображения.

Темп(от итал. tempo, от лат. tempus - время) – степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо. Темп характеризует течение культурно-досуговой программы во времени.

Фабула (от лат. fibula – история, рассказ) – событийное ядро художественного произведения, последовательная схема развития событий, коммуникативное начало в драматургической структуре.

«Факты жизни»– реальные события и факты, происшедшие в жизни, не относящееся к сфере искусства, а также реальные события, зафиксированные в исторических документах (архивные данные, фотографии, аудиозаписи, письма, кинохроника и т.п.). Сценарист должен отдавать предпочтение только тем документам, которые будут монтажно соединяться с другим фактическим материалом, а также обеспечат неожиданные рефлексии зрителей при встрече с художественными номерами.

«Факты искусства»– все видовое и жанровое разнообразие произведений искусства, которые используются в качестве средств художественной выразительности культурно-досуговой программы.

 

Приложение 2.

Сценарный план

Автор: Андреев С.В.

 

Название программы:«Праздник магии и волшебства»

Форма программы: театрализованное представление

Аудитория: молодежь старше 18 лет.

Место проведения: Молодежный театр эстрады

Время проведения: 18:00

Тема: место волшебства в жизни человека.

Идея: в каждом из нас внутри спрятан ребенок, который верит в чудеса.

Композиционное построение программы:

Экспозиция

При входе в Молодежный театр эстрады всех приглашенных встречают 2 фокусника одетых в черные фраки, черные мантии, черные цилиндры и белые перчатки. Они приглашают всех пройти в холл и демонстрируют фокусы с исчезновением пригласительных билетов в ладошке, а девушкам дарят цветы, которые появляются у них в руках.

Холл затемнен, включены лишь ультрафиолетовые лампы, свет от которых изменяет цвет одежды пришедших зрителей. В центре холла размещается голографическая проекция фонтана, вокруг которого ходят животные, летают бабочки, а в воздухе плавают цветы. На стенах висят зеркала с оптическим обманом, которые ничего не отражают. Звучит музыка в стиле «Нью-эйдж» (колонки расположены и включены так, что у присутствующих создается впечатление перемещения звука из одного конца зала в другой). Перед началом представления все голографические животные, бабочки и цветы двигаются в сторону зрительного зала и там растворяются.

Завязка

Эпизод 1. « Чудо из детства»

1.1. Под космическую музыку голос ведущего за сценой возвещает о начале магического вечера.

1.2. В исполнении ребенка звучит песня о детском мире волшебства. Она будет звучать лейтмотивом на протяжении всего вечера.

1.3. Демонстрация номера с воздушными пузырями. Использование специальной воздушной техники для запускания пузырей в зрительный зал.

Основное действие

Эпизод 2. «Мечты юности».

2.1. Голос ведущего возвращает нас в юность. Пластическая композиция на тему «Мальчик мечтает быть невидимым».

2.2 Иллюзион «Прохождение сквозь стены» (актер исчезает со сцены и появляется в зрительном зале)

Эпизод 3 «Мы открываем мир вокруг себя».

3.1 Пластическая композиция на тему новый волшебный мир для подростка

3.2 Демонстрация номера с иллюзией света.

3.3 Вокальный номер с использованием огня, пиротехники и участием факиров.

Кульминация

Пластическая композиция « Встреча взрослого человека с образами из детства»

Финал

Воздушный эквилибр «Полет главного героя». При выходе из зала зрители попадают в голографическую проекцию нескольких радуг

 

 

Сценарный план

презентации книги Л.Петрушевской «Жизнь – это театр»

Автор: И.С.Малашкевич.

Название: Жизнь – это театр.

Форма: презентация книги

Аудитория: студенты филологического факультета БрГУ им. Пушкина, преподаватели

Место и время проведения: УК «Областная библиотека им. М.Горького г. Бреста, актовый зал, 17.00

Тема: новая книга Л.Петрушевской – о многообразии жизненных ситуаций и человеческих поступков.

Идея: нас много и все мы разные, каждый проживает свою жизнь… Но никогда не знаешь, что с тобой случится через пару минут. Порой импровизация решает все. Жизнь – это театр, а люди в нем актеры.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)