Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Занятие 4. Эстетические аспекты быта славян





4.1. Традиционное жилище славян: сочетание художественности и утилитарности.

4.2. Основные центры народных промыслов на территории России. Обработка дерева, глины, металла и т.п.

4.3. Поэтический и музыкальный фольклор. Феномен коллективного творчества.

4.4. Роль художественного творчества в традиционной крестьянской жизни. Основные эстетические принципы народного искусства.

Первоисточники:

Обязательное прочтение: Набоков В. Расписное дерево (или Бунин И. Божье древо). Тургенев И. Певцы, Паустовский К. Беглые встречи

1. Орфинский В. Логика красоты

Ополовников А. Русский Север

2.Домострой.

Забелин И. Домашний быт русского народа.

3.Воронов В. О крестьянском искусстве (разд. по выбору)

Василенко В. Народное искусство. М. 1974 (любая статья)

Некрасова М. Народное искусство как часть культуры (или ее же Народное искусство России).

4.Афанасьев А.Поэтические воззрения славян на природу.

Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы.

 

Занятие 5. Петербург - национальная столица нового типа.

5.1. Прогрессивные принципы застройки и формирования городской среды в новой столице по планам Петра.

5.2. Интернациональный состав населения Петербурга. Гармоничное сочетание национальных традиций как основа петербургской - ленинградской культуры.

5.3. Традиционная интеллигентность и образованность как отличительные черты петербуржцев - ленинградцев. Исторические корни этой традиции.

Первоисточники :

Обязательное прочтение: Достоевский Ф. Петербургская летопись. (или Гоголь Н. Невский проспект), Анцифиров Н. Душа Петербурга.

1. Грот Я.К. Известия о Петербургском крае (в «Сказ о Санкт-Питербурхе». Л., 1991)

Панченко А. Русская культура в канун Петровских реформ.

2. Мавродин В. Основание Петербурга. Л. 1983

Пыляев М. Старый Петербург (главы по выбору)

3. Засосов Д., Пызин В. Из жизни Петербурга.

Успенский Л. Записки старого петербуржца

4.Гранин Д. Ленинградский каталог. Л. 1986

Маграчев Л. Репортаж из блокады. Л. 1989

Занятие 6. Проблема свободного и полноценного развития национальных культур в современном мире.



6.1. Понятия цивилизация, глобализм, народ. Национальные культуры малых и больших народов в период глобализации.

6.2. Современное состояние культуры народов России и перспективы ее сохранения.

6.2. Цивилизационное и традиционное общества: какому из них принадлежит будущее?

Первоисточники.

Обязательное прочтение: Паустовский К. Бакенщик. Думбадзе Н. Закон вечности.

1. Диакон Андрей Кураев. Христианство на пределе истории. М., 2003 (О нашем поражении. Попытка быть оптимистом)

Зиновьев А. На пути к сверхобществу. М., 2000

Федотов Г. Письма о русской культуре.

2. Зиновьев А. Русская трагедия. (с раздела «Марксизм как государственная идеология» и до конца)

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2002 (Что такое манипуляция сознанием. Манипуляция сознанием и общественные институты) или его же В поисках потерянного разума. Антимиф-2. М., 2007 (Разд. 1, гл. СССР – «тюрьма народов»; Разд. 3 и Разд. 4)

Фроянов И. Погружение в бездну.

3.Бромлей Ю. Национальные процессы в СССР. М. 1988

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление (или его же Размышления натуралиста).

 

Занятия в музее

Занятие в музее проходит как дополнение к аудиторному практическому занятию. Поэтому порядковый номер занятия в музее совпадает с соответствующим номером практического занятия. Посещение музея может проходить самостоятельно или под руководством преподавателя, что определяется непосредственно перед каждым занятием. В первом случае студенты сдают письменный отчет о посещении музея по заданной теме. Во втором случае – готовят устное сообщение, с которым выступают в музее. Выполнение заданий по музейной экспозиции является обязательным так же как участие в аудиторных практических занятиях.

Выступление в музее. Основные параметры

1. Время выступления - 10 мин.

2. Основное внимание направлено на анализ предметов в экспозиции музея, из которых выбирается 2-3 экспоната (для прикладного искусства до 6 ).

3. Музейные экспонаты анализируются «не вообще» как это сделано в путеводителях, а исходя из темы, изучаемой на данном занятии с использованием указанных первоисточников.

4. Рассказ о формальных приемах и эмоциональном смысле произведений лучше всего строить на собственном понимании, а не на пересказе чужого мнения.

5. Выступающий должен стремится сочетать краткость с глубиной мысли и грамотностью речи (выступление, а не чтение).

6. В зависимости от выбранной для сообщения культуры того или иного народа, необходимо знание наиболее характерного для данной нации литературного произведения или народного эпоса, и включение цитат из него в выступление.

Для письменного отчета необходимы: 2, 3, 4, 6.

К теме 2. Древнерусская иконопись как воплощение славянского менталитета (по экспозиции Русского музея).

Литература для подготовки выступления:

Алянский Ю. Рассказы о Русском музее.

Буслаев Ф. О русской иконе.

Тарабукин Н. Смысл иконы.

Трубецкой Е. Умозрение в красках( обязательное прочтение)





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)