Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Темы и основные требования к выполнению задания по исследованию этимологии (смысла) слов





Основные требования.Письменное рассуждение на одну из предложенных ниже тем (по выбору студента) должно объяснить изначальный смысл слов, их логическую и лингвистическую связь или ее отсутствие. Кроме собственных рассуждений необходимо использовать: Этимологический словарь (справочник) русского языка ; Даль В. Толковый словарь. Следует:

1.Выяснить изначальные корни слов, истоки их возникновения в языке (откуда пришли, как складывались, родственные слова).

2.Раскрыть современное значение слов, как они понимаются в сегодняшней речи. Привести жизненные или литературные примеры их современного применения

Темы:

1.Правда и истина. Чем отличаются эти понятия?

2.Любовь, сострадание, жалость. Общее и особенное

3.Любовь и страсть. Общее и особенное.

4.Грех, подлость, преступление, предательство. Общее и особенное.

5.Подвиг и жертва. Чем отличаются эти понятия?

6.Родина, отечество, страна. Общее и особенное.

7.Сила, власть, государство. Положительность и негативность этих понятий.

8.Справедливость, равенство, свобода, долг. Совпадают в чем либо эти понятия или взаимно исключают друг друга?

9.Счастье, горе, богатство, бедность. Есть ли связь между этими понятиями?

10. Счастье, свобода, долг. Общее и особенное.

11. Идея, дух, идеология, вера, политика, духовность: суть понятий, их связь или несовместимость.

12. Обыватель, гражданин, житель, человек. Сходство и различие.

13. Счастье, свобода, отечество. Что может объединять эти понятия?

14. Друг, соотечественник, товарищ, враг, раб, господин. Однозначен ли смысл этих понятий? Как они соотносятся друг с другом?

15. Культ и культура. Это однокоренные слова? Если «да», то какое слово от какого произошло?

Пословицы и поговорки для письменного анализа и основные требования к выполнению данного задания.

Основные требование. Письменное изложение смысла народного изречения (пословица выбирается по желанию,но только из прилагаемого ниже списка) должно быть самостоятельным рассуждением, в котором возможно, но не обязательно использование книг: Даль В.; Толковый словарь; Мокиенко В. В глубь поговорки. М. 1975; Семененко И. Афоризмы Конфуция. М. 1987.



Необходимо:

1. Указать, по возможности, место и время сложения пословицы, обосновав свою гипотезу.

2. Попытаться найти аналоги в изречениях других народов.

3. Найти как можно больше вариантов смысла пословицы и проиллюстрировать их примерами из жизни или из литературных произведений. Чем больше вариантов смысла - тем выше оценка.

Русские пословицы.

1. Без смерти не умрешь.

2. При себе-то и пожить.

3. Убыток уму прибыток.

4. Бранятся на мир слова оставляют.

5. Вор не всегда крадет, а всегда берет.

6. Жаль девки, а потеряли парня.

7. Звонки бубны за горами, а к нам придут как лукошки.

8. Кину хлеба назад - будет вперед.

9. Лошадка в хомуте везет по могуте.

10. Млад месяц не одну ночь светит.

11. Не по летам бьют - по ребрам.

12. Ни то ни се кипело и то пригорело.

13. На ретивую лошадку не кнут, а воз.

14. На грех мастера нет.

15. Не умела песья нога на блюде лежать, так под лавкой наваляется.

16. Пролитое полно не живет.

17. Терпи голова в кости скована.

18. Теля умерло - хлева прибыло.

19. Чего хвалить не умеешь, того не хули.

20. Сей слезами - пожнешь радостью

21. Близь царя - близь чести, близь царя - близ смерти.

22. Гнет не парит, а переломит не тужит.

23. Вши воду видели, а валек люди слышали.

24. Для того слеп плачет, что зги не видит.

25. Днем со свечею и спать.

26. Рука от руки погибает, а нога ногу поднимает.

27. Ключ сильнее замка.

28. На тихого бог нанесет, а резвый сам натечет.

29. Страшен сон, да милостлив бог.

30. Рубище не дурак, а золото не мудрец.

31. Где закон, там и обида.

32. Царь гладит, а бояре скребут.

33. Попу да вору - все в пору.

34. Хвали рожь в стогу, а барина в гробу.

35. Во всем доля, а воли ни в чем.

36. Поневоле конь гужи рвет, коли мочи не берет.

37. Где пировать, тут и пива наливать.

38. То не мудрено, что пиво сварено, а то мудрено, что не выпито.

39. Хоть плыть, да быть.

40. Не все лови, что плывет.

41. Хоть биту быть, а за реку плыть.

42. По какой воде плыть, ту воду и пить.

43. И плачешь, да пляшешь.

44. Не плачь битый, плачь не битый.

45. Дитя не плачет, мать не разумеет.

46. Сверху легко плевать, попробуй-ка снизу.

47. Руби меня татарская сабля, не бей меня царская плеть.

48. Думка за горами, а смерть за плечами.

49. У плохого мужа жена всегда дура.

50. Плохо, что худо, а и того плоше, как и худого нет.

51. Плясать - врага топтать.

52. Пора придет и вода пойдет.

53. Была пора, а теперь время.

54. Поручился - продался.

55. Поцелуй Христа предал.

56. Велик почет не живет без хлопот.

57. Правдою жить - палат каменных не нажить. Кто правдою живет - добро наживет. (Сравнить две пословицы)

58. Над правдой не мудруй.

59. Про правду слышали, а кривду видели.

60. Дело знай, а правду помни.

61. Черная собака, белая собака, а все один пес.

62. Жил собакой околел псом.

63. Вольно псу и на владыку брехать.

64. Будь хоть пес, лишь бы яйца нес.

65. Как в пир идти, так и голову чесать.

66. Ешь пироги, а хлеб вперед береги.

67. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

68. От частого сита - редкие пироги.

69. У Фили пили. Филю же и побили.

70. Пьют, да поют для людей, спят, да едят для себя.

71. Пила ль, не пила ль, а коли двое скажут, что пьяна. иди спать.

72. В осень и у воробья пиво.

73. У бога всегда праздник.

74. Примечай будни, а праздники сами придут.

75. Рука руку моет - обе белые живут.

76. Уши выше лба не растут.

77. Не корми блином, напои прежде водой.

78. Хоть мужик и божится, а кисель в приданное не годится.

79. Согнулся дугой, да и стал как другой.

80. Хороши были волосы, да отрубили голову.

81. Кто служит-тужит, кто орет песенки поет.

82. Не в счете деньги, а в цене.

83. С собакой ляжешь - с блохами встанешь.

84. Водиться с палачами - не торговать калачами.

85. Стал бы кормить волка, коли б траву ел.

86. Одному и пьяно, да немило, с другом и хмельно, да умно.

87. Что есть вместе, чего нет, пополам.

88. Смелым бог владеет, а пьяным черт качает.

89. Хлеб на стол - так и стол престол.

90. Воля портит, а неволя учит. Воля губит, неволя изводит.

Восточные афоризмы

1. Благородный муж - не орудие.

2. Утром познав истину, вечером можно умереть.

3. Воистину, на свете есть травы, не дающие цветов, цветы, не дающие плодов.

4. Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

5. Человек расширяет путь, а не путь расширяет человека.

6. В котле с кипящей водой нет холодного места.

7. На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее.

8. Густой туман не скрывает благоухания цветов.

9. В одной фразе - жизнь и погибель, в одном поступке - свобода и рабство.

10. Чем естественнее и проще - тем умудреннее и возвышеннее.

11. Дерево не выбирает птицу, которая на него сядет.

12. Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -сыном.

Темы и основные требования к выполнению индивидуальных заданий (доклады).

Реферат. Эта работа засчитывается после собеседования с преподавателем по написанному и сданному в определенные сроки тексту. В данной работе обязательны следующие составляющие:

1. План и разбивка текста на главы и параграфы в соответствии с этим планом.

2. Список использованной литературы, составленной по принятым стандартам оформления выходных данных изданий. Использование данных интернета допускается в объеме не более четверти от предложенной в списке литературы.

3. Ссылки в тексте на использованную литературу и выделение цитат кавычками. При не соблюдении данного требования реферат не принимается.

4. Собственная логика построения работы, а не копирование оглавления одной из использованных книг.

5. Введение, где обосновывается причина выбора темы.

6. Заключение, где делаются выводы по всей работе, и отмечается значение проведенного исследования для собственного знания (введение, как и заключение - сугубо авторский текст).





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)