Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине»



2015-11-10 1279 Обсуждений (0)
А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине» 0.00 из 5.00 0 оценок




(стихотворения «Узник» и «Монастырь на Казбеке»)

Следуя логике этого последовательного развития, обратимся снова к А.С. Пушкину, в чьем творчестве романтическое - многозначное и эмоционально наполненное - слово обогащалось реалистической точностью и «вещностью» и обретало новое художественное качество.

В 6-м классе не приходится говорить об особенностях романтической поэтики, но при анализе стихотворения А.С. Пушкина «Узник» все же необходимо, не обращаясь напрямую к проблемам теории, помочь детям уловить тот же романтический художественный принцип: мир души поэта раскрывается через изображение «внешнего» - природного - мира.

 

 

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

 

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

(1822)

 

Здесь совсем иной, чем в «Вечере», - пушкинский художественный мир, душа мятущаяся, протестующая, рвущаяся из «темницы сырой» на «волю». Эти два противоположных эмоциональных полюса могут быть легко обнаружены шестиклассниками, что и даст толчок дальнейшему анализу.

Образ «темницы», дополненный словами «решетка» и «неволя», эмоционально окрашенный эпитетами «сырой», «грустный», «кровавую», вызывает совершенно определенные ассоциации. В воображении детей, а, может быть, и на листе бумаги легко рисуется вполне реальная картина - та самая, которую воочию наблюдал сам Пушкин во время своей жизни в Кишиневе и которая подсказала ему «сюжет» «Узника». Но очень важно, чтобы ребята поняли, что главное здесь не «картина», а ощущение, ею вызываемое, что реальный эпизод дал поэту лишь повод для самовыражения. И тогда станет ясно, что опорным, ключевым является образ не реальной «темницы», а «неволи», самой отвлеченностью своей позволяющий толковать его максимально широко. И что противостоит этому образу весь «вольный» мир, эту «темницу» окружающий, манящий героя «узника» (и его «двойника» орла), но далекий и недоступный.

В этом - раннем - стихотворении Пушкина «воля» воплощается в своего рода «географическом» наполнении местоимения «туда»: здесь явно находят отклик кавказские впечатления поэта. Почему -«где за тучей белеет гора»? - потому, что это снег на высоких вершинах. А «… синеют морские края» - потому что, как известно, «самое синее в мире Черное море мое». Заключает перечисление излюбленный пушкинский образ вольного ветра, знакомый детям еще по сказкам (вспомним: «Ветер, ветер! Ты могуч,// Ты гоняешь стаи туч,// Ты волнуешь сине море,// Всюду веешь на просторе,// Не боишься никого,// Кроме Бога одного»). Все вместе - это образ простора, полета, возможности оторваться от «темной» земной повседневности, унестись в мир мечты, красоты, ярких красок (но не «кровавых», а радостных: «белеет», «синеют») - образ отвлеченного от реальности, но выросшего из нее романтического идеала.

Наверное, в 6-м классе достаточно найти эти два эмоциональных полюса образной системы и понять, что они обозначают. Но мы обязательно вернемся к «Узнику» еще раз, когда будем говорить о художественном мире Пушкина в старших классах, и проанализируем его более глубоко в контексте очень важной и сложной темы «Образ свободы в творчестве Пушкина» (куда более значимой и интересной, чем традиционная «Вольнолюбивая лирика Пушкина»). Сегодня не только можно, но и обязательно нужно помочь старшеклассникам понять всю глубину и сложность этого центрального пушкинского образа, вобравшего в себя всю его философию, всю диалектику движения поэта во времени.

Да, конечно, у раннего Пушкина - это и абстрактный романтический идеал «Узника», и социальное звучание «Деревни» и оды «Вольность», и декабристские мотивы его лирики. Но ведь это - на протяжении всего творчества - и «постылая свобода» Онегина, и «ты для себя лишь хочешь воли…» «Цыган», и «Свободы сеятель пустынный…», и «На свете счастья нет, но есть покой и воля…». Образ становится все более сложным, многозначным, даже противоречивым, отражая «диалектику души» великого поэта.

Очень ярко и наглядно прослеживается эта диалектика в сопоставлении того же «Узника» со стихотворением А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке». Оно не входит в перечень пушкинских шедевров, предложенных школьными программами, но, на наш взгляд, могло бы эти программы существенно обогатить.

Сопоставительный анализ - один из наиболее интересных и эффективных видов анализа, позволяющий именно в сравнении проследить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого. Его технология относительно проста и имеет свой общеизвестный алгоритм. Это выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, - и определение того, чтоэти тексты различает. И, наконец, объяснениевыявленных различий, помогающее интерпретации текстов.


 

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

 

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!..

(1829)

 

Это стихотворение создано также по следам реальных впечатлений, описанных А.С. Пушкиным в очерках «Путешествие в Арзрум»: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище: белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».

Но в то же время эта реальность переосмысляется, художественно трансформируется, и стихотворение удивительно перекликается с «Узником», как бы повторяя и варьируя многие его образы. Найдем эти переклички. Если в «Узнике» - «гора», то в «Монастыре…» - «царственный шатер» Казбека. Явственная параллель и «за тучей» - «за облаками». «Морские края» также «откликаются» здесь, хотя и опосредованно, легендарным библейским «ковчегом» и возвышенным старославянским «брег». И в том и в другом стихотворении рефреном стало местоимение «туда». Здесь, правда, нет конкретной «темницы», но тот же условный образ «неволи» воплощен в «ущелье», из которого хочет «подняться к вольной вышине» лирический герой. И сама эта «вольная вышина» - второй «полюс» стихотворения - кажется, тот же самый «простор», о котором мечтают «вольные птицы».

Однако внимательное сопоставление текстов позволяет выявитьи те важные различия, которые свидетельствуют об изменении творческого «Я» поэта. Если действие «Узника» было как бы «разлито» и в горизонтальном, и в вертикальном пространственном измерении, неся в себе мысль о необъятности вольных - «географических» - просторов, то в «Монастыре…» пространство оказывается направленным лишь ввысь. Со слова «высоко» начинается произведение; та же лексема «к вышине», «подкрепленная» глаголом «подняться», повторяется и во второй строфе этого короткого стихотворения. Образ высоты «сохраняется» и в повторе предлога «над» («над семьею гор», «над горами»), и в «высокости» слов «небо», «заоблачную». Однако эта не та горная вершина, что влекла к себе героя «Узника». В сочетании со словами иного, отнюдь не «географического» ряда - «монастырь», «ковчег», «келья» и, наконец, впрямую «в соседство Бога» - это оказывается не горная, а горняя высота, совсем иной, чем в «Узнике», высокий идеал.

Это не обязательно идеал религиозный - думается, несмотря на церковную лексику, в контексте всего творчества Пушкина он может быть понят шире - как духовный идеал внутреннейсвободы и вольности (не случайно ведь «к вольной вышине»). Это возможность зрелого ума отвлечься от «ущелья» повседневности, сосредоточиться «в себе», в жизни своего Духа, своего творческого «Я».Именно так - глубоко и объемно - художественно воплощается теперь для Пушкина образ свободы и воли.

Обратим внимание детей и на различия в интонационном строе стихотворений. В «Узнике», казалось бы, композиционно большее место занимает мотив «темницы», а образ «воли» возникает лишь в одной, последней строфе. Тем не менее «бодрый», активный настрой стихотворения достигается и уверенным, трижды повторенным «Туда!», и восклицаниями-призывами «Давай улетим», «Пора, брат, пора!», и как бы не терпящим сомнений утверждением «Мы вольные птицы», и множеством глаголов, обозначающих действие (клюет, бросает, зовет, улетим, гуляем).

Совсем иная интонация в «Монастыре…». Уверенное «туда» заменяется здесь на мечтательное, сомневающееся «туда б».[9] «Брег», к которому стремится лирический герой, - не только «вожделенный», но и «далекий», он «парит, чуть видный, над горами». «Вольная вышина» желанна, но недостижима, закрыта «облаками» сомнений, разочарований, внешних и внутренних препятствий. Прикованный «орел» верил в освобождение, лирический герой «Монастыря…» лишь мечтает о невозможном.

Эти два стихотворения Пушкина - два этапа его духовного пути. 1822 и 1829 годы - между ними гибель друзей-декабристов, цепь потерь и разочарований, творческое возмужание. Все это ярко отразилось в изменении самого художественного мира поэта, о чем и свидетельствует сопоставительный анализ этих двух таких похожих и таких разных произведений.

 

 



2015-11-10 1279 Обсуждений (0)
А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)