Что же означает этот меняющийся у нас на глазах образ? Для чего понадобился он автору?
«Верхний», простейший смысл стихотворения прочитывается достаточно легко: сломали, уничтожили природную красоту, может быть, даже убили, - во всяком случае заключили в «тюрьму» «рюмки» живую частицу земного бытия. Однако уже возникшая в начале стихотворения и подсказанная его названием («Девочка») ассоциация позволяет говорить и о более глубоком смысле этого образа: может быть, речь идет не просто об уничтожении частички природы, но и о чьей-то погубленной судьбе? Неопределенное «вносят в рюмке» заставляет лишь гадать о том, кто виноват в случившемся… Более того, если мы обратим внимание на то, что это стихотворение вошло в книгу Пастернака «Сестра моя жизнь», то ассоциативный ряд «близкая» - «родная» - «а характером - сестра!» - позволит расширить образ ветки до философских очертаний: это сама жизнь, радостная и счастливая в своих свободных проявлениях, замирает, засыпает, иссякает при любой попытке ввести ее в какие бы то ни было рамки и ограничения! Образ ветки, как бы мы его ни интерпретировали, не исчерпывает содержания этого небольшого, но очень емкого, многозначного стихотворения. Как уже говорилось, он существует в сцеплении с другими, не менее важными по смыслу образами. «Ветка» отражается в «трюмо», и этот образ также многозначен, требует «расшифровки» и интерпретации. Образ зеркала в искусстве очень распространен и всегда символичен. Можно предложить ученикам вспомнить все встречавшиеся им в литературе и живописи «зеркала» - здесь будет и «Алиса в зазеркалье», и «Свет мой, зеркальце, скажи…», и многое, многое другое. Зеркало - это всегда отражение, всегда «иная», отличная от настоящей, жизнь. И, может быть, если «ветка» - это «жизнь», то «трюмо» - это «зеркало» искусства? Такая догадка поддерживается ассоциативным рядом, возникающим вокруг образа «кисти прямой» «с каплей… на кончике» - не кисть ли это художника, пытающегося отразить жизнь? Но в «Девочке» трюмо не только отражает, оно - лишает свободы: именно с трюмо соотносятся в третьей строфе образы «рамы» (то есть границы свободного пространства) и «тюрьмы». Отраженная в трюмо, ветка страдает и гибнет, искусство - бессильно, художник обречен вечно искать тайну «живого» отражения… Такая интерпретация позволяет рассматривать это стихотворение в контексте важнейшей, прошедшей через все творчество Пастернака темы «художник и жизнь», «поэт и время». Еще один, также важный для поэта смысл образа «трюмо» становится ясен в контексте других стихотворений Пастернака этого периода, в частности, в сопоставлении со стихотворением, которое так и называется «Зеркало» и входит в тот же сборник «Сестра моя жизнь». Примечательно, что в рукописном автографе от текста этого стихотворения поэт провел стрелочку к «Девочке», обозначив тем самым прямую смысловую связь этих двух произведений. В «Зеркале» - та же образная и ассоциативная цепочка: «Дорожкою в сад, в бурелом и хаос к качелям бежит трюмо». Стремясь навстречу саду, «трюмо» - так же, как и в «Девочке», - противостоит его свободе и «хаосу», хочет, но не может слиться воедино с его живой жизнью. Если сад олицетворяет собой движение (он «бежит на качели, ловит, салит, трясет…»), то трюмо становится символом чего-то застывшего, «стеклянного» («казалось бы, все коллодий залил»), непробиваемого: трижды повторяются в разном контексте строки «Огромный сад тормошится в зале, в трюмо - и не бьет стекла!» Однако в «Зеркале» образ «трюмо» этой ассоциацией с искусством не ограничивается и получает еще одно, не менее важное значение. Какую же еще роль отводит ему автор, возвращаясь к нему и варьируя от стихотворения к стихотворению? Ответ - в одной из строф того же «Зеркала»:
Души не взорвать, как селитрой залежь, Не вырыть, как заступом клад. Огромный сад тормошится в зале, В трюмо - и не бьет стекла!
Если такую интерпретацию перенести на стихотворение «Девочка», то образ трюмо получит дополнительные оттенки: это душа человеческая, не замечающая бьющей ключом жизни, замкнувшаяся в самой себе, а потому не только мертвая, но и убивающая все окружающее, заключающая живую жизнь в мертвые рамки. Наконец, следует обратиться и к образу «сада», также встречающемуся во многих стихотворениях Б. Пастернака. В «Девочке» это своего рода фон действия, это «родина» ветки-девочки, где ей жилось легко и привольно. Но совсем иной смысл обретает этот образ, если рассмотреть егоопять-таки в более широком контексте. В «Зеркале», как мы видели, образ этот получает важную смысловую нагрузку, олицетворяя жизнь и движение, противостоящие мертвой неподвижности «трюмо». Но в том же сборнике «Сестра моя жизнь» есть стихотворение «Плачущий сад», в котором образ сада впрямую соотносится с лирическим героем цикла:
Ужасный! - Капнет и вслушается: Все он ли один на свете. Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель. ……………………………………….
К губам поднесу и прислушаюсь: Все я ли один на свете, Готовый навзрыд при случае, Или есть свидетель.
При таком понимании образа сада, при отождествлении его с лирическим героем (для Пастернака он фактически равен автору) оказывается, что «Девочка» - это еще и стихи об одиночестве, о покинутом «саде», из которого исчезла жизнь-«ветка», а может быть, и любовь… И ему остается лишь тихо плакать и вспоминать (юные читатели снова могут мысленно нарисовать картину «одинокого» сада, где «смарагды» на кустах будут уже каплями слез, где кисти цветов уже не радуют, а лишь напоминают об утраченном счастье…), в то время как «ветка» страдает и плачет в каком-то ином - «зазеркальном» - мире. Можем ли мы увидеть такое значение образа «сада», исходя только из текста самой «Девочки»? Вопрос очень трудный, и ответить на него смогут лишь те, кто обратит внимание на эпиграф стихотворения. На первый взгляд, он никак не соотносится с основным текстом. На самом же деле это «чужое» - лермонтовское - слово несет в себе важную содержательную функцию, и ассоциация, подсказанная эпиграфом, помогает проникнуть, может быть, в главный, наиболее важный для автора смысл. Лишившись «ветки», «сад» остается таким же одиноким и несчастным, как и «утес», покинутый веселой «тучкой». Разница, однако, в том, что «тучка» была свободна в своем выборе, она сама«умчалась» в беспредельность вольного пространства, в то время как «ветку» сломали, сгубили иные, внешние силы. Так обращение к стихотворению «Девочка» позволяет продемонстрировать школьникам один из важнейших художественных приемов в поэзии 20 века - «диалог» текстов разных авторов и периодов. «Погружение» в этот «диалог», его осмысление позволяет глубже понять основной текст и, может быть, открыть какие-то новые грани в произведении давно известном. Анализируя «Девочку», нельзя не задаться вопросом: где же в этом лирическом стихотворении авторское «Я», каково отношение самого поэта к каждому из «расшифрованных» нами ключевых образов? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Прежде всего, как уже говорилось, несомненно «совпадение» лирического героя с одиноким, плачущим» «садом». Однако если интерпретировать «трюмо» как символ искусства, то, следовательно, и в этом образе можно обнаружить немаловажную часть авторского «Я», стремящегося «поймать» приметы окружающего мира своей «кистью» и отразить их в зеркальной «раме» поэзии. И, наконец, лексический ряд «близкая», «родная», «сестра» - связывает автора и с самой «веткой»! Не случайно «ветка» - это «второе трюмо»: может быть, это второе «Я» поэта, та половина его души, которая еще не застыла, которая сама является частью «жизни» большого мира? Так в сложном переплетении ассоциаций, догадок, рассуждений постигается глубокий и многозначный смысл стихотворения, анализ которого, как и любого произведения 20 века, требует определенной подготовки, немалых творческих и интеллектуальных усилий.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (683)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |