Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия европейского Просвещения



2015-11-10 869 Обсуждений (0)
Философия европейского Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если философия Нового времени - утро рационализма, то эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс.

 

Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения - “имей мужество пользоваться собственным умом”. Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума. И. Кант в 1784 г. писал: “Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Дерзай быть мудрым! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения”.

 

Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных истин. Разум – только основа деятельности, он помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину. Человек - существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.

 

Новую трактовку получает человек: поскольку все природное естественно, значит, в естественных стремлениях человека нет ничего плохого. Особенно настойчиво проводил эту точку зрения Руссо, который доказывал, что люди в “естественном состоянии” доброжелательны, нравственны и справедливы и только последующая цивилизация портит человека.

 

Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Социальный прогресс философы Просвещения видят в распространении знания, науки, образовании населения. Особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.

 

 

И. Кант

 

На идеях Просвещения выросла вся последующая европейская философская мысль. При этом одни мыслители строили свои системы на возражениях идеям Просвещения, другие - на их развитии и углублении. Большое влияние идеи Просвещения оказали на немецкую классическую философию. Ее основоположником был Иммануил Кант, который начинал свою деятельность как последователь просвещенческого мировоззрения.

 

Главные работы Канта - “Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика способности суждения”. Кант делает ядром своей системы не вопрос существования и характеристики объектов, а проблему познавательных возможностей субъекта. Согласно Канту, прежде чем решать вопросы онтологии - того, каков мир, необходимо выяснить, а что субъект вообще в принципе способен знать о мире в силу свойств собственного познавательного аппарата. Не правильней ли сначала на себя оборотиться… В этом и состоял знаменитый поворот Канта от объекта к субъекту.

 

Анализ проблемы пределов познания привел Канта к выводу, что “вещи как они есть сами по себе” (Ding an sich) - непознаваемы. Мы всегда имеем дело только с явлениями, с тем, что нам дается с помощью органов чувств, и только об этом можем с достоверностью судить. “Вещи сами по себе” остаются для нас недосягаемыми. Мир по сю сторону – это, по Канту, мир феноменов, мир по ту сторону познавательного барьера – это мир ноуменов, трансцедентный мир. О мире ноуменов мы можем сказать только то, что он вообще есть. Но каков он сам по себе – сказать не можем, так как любые сведения о нем поступают только через наши органы восприятия и неизбежно несут на себе их отпечаток.

 

Человек устроен так, что у него уже заранее имеются некоторые априорные, то есть доопытные, как бы «вшитые» категории рассудка. Они «оприходуют» при самом первом поступлении и упорядочивают данные всякого опыта. Среди категорий рассудка - Бог, причинность, необходимость, сущность и др. Помимо априорных категорий рассудка, у человека есть и априорные формы чувствования, а именно пространство и время. Пространство и время, по Канту, не существуют объективно и сами по себе в мире, они привносятся субъектом как неотъемлемые свойства восприятия им мира. Субъект как бы изнутри своей ментальной организации накладывает категориальную и пространственно-временную сетки вовне на мир и только через них и способен воспринимать мир. Но сетки отнюдь не столько мешают, сколько помогают воспринимать мир как упорядоченный. По Канту, важную конструктивную, достраивающую роль играет и способность воображения.

 

Идея активности познающего субъекта, который не просто пассивно отражает, а активно выстраивает в своей голове модель внешней реальности – важнейшее достижение Канта в теории познания.

 

Попытка разума выйти за границы познаваемости приводит к противоречиям, которые Кант называет антиномиями. Антиномии - это исключающие друг друга, но равнодоказательные утверждения. К подобным утверждениям приходит человек, когда замахивается на познание вещей, которые ему принципиально «не по зубам». Согласно Канту, можно с одинаковой степенью убедительности и доказать, и опровергнуть такие, например, положения: мир имеет начало во времени и пространстве – мир безграничен во времени и пространстве; все в мире необходимо - в мире нет ничего необходимого; Бог есть - Бога нет. Приход к антиномиям свидетельствует об утыкании нас в границу познания. Каков выход в такой ситуации? С точки зрения Канта, нельзя теоретически доказать, что Бог есть или что Бога нет, но следует исходить из того, что Бог практически необходим. Кант считает ошибочными все имеющиеся доказательства бытия Бога. Знать достоверно что-то о Боге невозможно.

 

Как и в теории познания, в этике Кант тоже пытается отыскать априорные и безусловные, то есть не зависящие от подкрепления в жизненном опыте, основания нравственности. Всеобщий закон нравственности Кант называет категорическим императивом, или обязательным повелением. Категорический императив, по Канту, гласит: каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок и движущая им воля могли лечь в основу всеобщего законодательства, стать общезначимым образцом.

 

Зов морали - это голос из того мира, который вообще-то закрыт для нашего познания - из мира ноуменов. Это то редкое, что оттуда способно донестить до человека напрямую - через канал его разума. Ведь не только внешне наблюдаемые объекты, но и сам человек с его разумом есть часть и феноменального, и ноуменального миров, он, как поплавок, погружен сразу в оба мира.

 

В ноуменальном истоке - особый статус, глубинный, по своему сакральный характер моральных требований. К ним надо относиться с особым уважением и беспрекословно их выполнять. Не следует задаваться утилитарными соображениями – а зачем, для какой пользы, ради какого вознаграждения делать добро? Не следует орентироваться на собственное возможное ощущение радости от доброго поступка или следовать зависимому от настроения приливу жалости и сострадания. Следовать надо не-прагматическому и не-эмоциональному сознанию морального долга. Особенность полу-погруженности разума в ноуменальный мир такова, что он уже способен понять, что – надо (следовать осознаваемому долгу), а вот исчерпывающе рационально объяснить: почему и зачем надо – не способен.

 

Кант отклоняет религиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии. Напротив, религия определяется требованиями морали. Человек не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает из его нравственности и затребуется ею. Человек чувствует, что веления морали сакральны, и потому нуждается в обосновании их волей существа божественного статуса. Хотя самого Бога, возможно, и нет, точнее, его существование недоказуемо. Почему надо поступать безусловно морально - в феноменальном мире не очень понятно и не очень объяснимо, концы с концами не вполне сходятся. Но вот с позиции Бога - оно становится понятным или могло бы стать понятным. Идея Бога и нужна, чтобы концы с концами сходились уже здесь и сейчас.

 

Разум с априорным постижением им требований морали — это особая способность человеческой души. Разум дополняет рассудок как более низкую по статусу способность, обеспечивающую только познание природного мира и руководство нашим утилитарным поведением. Рассудок (Verstand) выводит нас к закономерностям природы и нашей практической пользе. Разум (Vernunft) – регулятивно направляет сам рассудок и вводит нас во вневременной, трансцендентный мир моральной свободы, где узкие утилитарные соображения уже не имеют силы.

 

Кант был основателем идеи правового государства как сообщества, которое объединяет людей как не просто граждан, а как свободных моральных личностей.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ВТОРОЙ К КОНТРОЛЬНОМУ РЕФЕРАТУ И ЭКЗАМЕНУ (ИЛИ ЗАЧЕТУ)

 

6. Разум как основа познания и дуализм души и тела в философии Декарта.

7. Гоббс о государстве.

8 Теория познания Локка и его взгляды на государство.

9. Субъективизм Беркли.

10. Теория познания и этика Канта.


 

ТЕМА ТРЕТЬЯ



2015-11-10 869 Обсуждений (0)
Философия европейского Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия европейского Просвещения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (869)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)