Пробелы в праве и способы их преодоления
Пробел в праве –это полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы общественных отношений, которая объективно требует регламентации и не может нормально функционировать без обязательных для исполнения юридических норм (рынок, экология, безработица и т.п.) Пробел в законодательстве – отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. В настоящее время не принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации», что ведет к невозможности изменить текст трех глав Конституции России. Пробел в норме права – отсутствие гипотезы в регулятивной норме и отсутствие санкции в охранительной норме. Запрет «По газонам не ходить» неисполним с точки зрения права, т.к. санкция за его нарушения не установлена. Способы преодоления пробелов: 1. Аналогия закона – правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные отношения. 2. Аналогия права – правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства. При отсутствии необходимой нормы дело можно решить, исходя из принципов справедливости и гуманизма. В этом случае будет не только преодолен пробел в праве, но и создан судебный прецедент. Аналогия в уголовном праве запрещена! 3. Субсидиарное применение права – правоприменительное решение принимается на основе нормы другой отрасли права. Так для решения имущественных вопросов в семейном праве можно использовать нормы гражданского права. Таким образом, существует несколько видов пробелов в праве и способов их преодоления. Способ же восполнения пробелов только один – правотворчество. Акты применения норм права Правоприменительный акт – это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу. Акт правоприменения является юридическим фактом, то есть сам порождает субъективные права и юридические обязанности; имеет реквизиты документа (дату и место издания, наименование правоприменительного органа или должностного лица, лицо, которому он адресован, подпись ответственного лица). Форма правоприменительного акта может быть: - текстовой (решение суда); - устной (требование контролера выплатить штраф за безбилетный проезд); - резолютивной (краткая надпись на материалах дела: «разрешить», дата, подпись должностного лица); - в виде конклюдентных действий (требование регулировщика дорожного движения, выраженное жестами). Структура акта применения всегда имеет три части: - описательную: перечисляются и описываются все существенные признаки поведения и фактические обстоятельства, относящиеся к делу (место, время, способ, орудия совершения преступления и т.д.); - мотивировочную (ссылка на норму права и мотивирование выбора именно этой нормы); - резолютивную (назначение вида и меры наказания). Виды правоприменительных актов: приговор и решение суда, ордер на заселение квартиры, указ о присвоение почетного звания или о награждении государственной наградой и др. Правоприменительные акты реализуются только один раз и адресованы конкретному лицу, права или обязанности которого устанавливают (это индивидуальные акты). Правоприменительные акты принимаются только на основе и со ссылкой на нормативно-правовые акты, следовательно, нормативно-правовые акты являются первичными, а правоприменительные - производными актами. Таким образом, правоприменительный акт является разновидностью правых актов, имеет свои отличительные признаки, формы, структуру и виды.
Толкование правовых норм: понятие, виды и способы. Акты толкования Толкование права -это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их наиболее правильной реализации и совершенствования. Толкование состоит из двух взаимосвязанных процессов: толкования-уяснения (внутренний мыслительный процесс) и толкования-разъяснения (следует за уяснением, объяснение и изложение смысла и государственной воли участникам правоотношений). Способы толкования 1. Грамматический – анализ текста нормы, в ходе которого выясняется смысл слов, значение неюридических терминов, устанавливается грамматическая связь слов, исследуются союзы, вводные слова и знаки препинания. 2. Логический – исследование текста нормы путем применения правил и законов формальной логики. 3. Системный – уяснение содержания норм в их взаимосвязи, с учетом их юридической силы, места и значения в нормативно-правовом акте, правовом институте, отрасли и праве в целом. 4. Историко-политический – устанавливается связь между общественными отношениями в конкретный исторический период и содержанием нормы права. 5. Специально-юридический – уяснение юридических терминов и конструкций (конструкция состава преступления). 6. Телеологический (целевой): уяснение цели принятия именно такой нормы. 7. Функциональный – учет условий и факторов, при которых реализуются нормы. Виды толкования: 1. По субъектам толкования: - официальное – аутентическое (осуществляется органом, который издал нормативно-правовой акт), легальное (осуществляется специально уполномоченным органом, например, толкование конституции осуществляется только конституционным судом), - неофициальное – доктринальное (научное, осуществляется учеными-юристами), профессиональное (исходящее от должностных лиц и юристов-практиков), обыденное (исходит от любого человека, имеющего представление о содержании и действии нормы права). 2. По объему: - буквальное (адекватное) смысл нормы и текста совпадает; - расширительное (распространительное) смысл нормы шире смысла ее текста (выдвигать обвинение против президента можно в случае совершения им тяжкого преступления; данная норма должна толковаться расширительно – совершение особо тяжкого преступления также можно рассматривать как основание для начала процедуры импичмента); - ограничительное (смысл нормы уже смысла ее текста: в соответствии с текстом конституции каждый гражданин имеет избирательное право, однако федеральный закон закрепляет ряд цензов, ограничивающих это право, поэтому текст конституции не может толковаться буквально). 3. Официальное толкование может быть нормативным (общеобязательным в правоприменении) и казуальным (персонифицированным в конкретном деле). Результатом нормативного толкования являются официальные правовые акты – интерпретационные (акты толкования). Они исходят от субъектов официального толкования, имеют текстовую форму и следуют судьбе нормативно-правового акта, который истолкован в акте интерпретационном. К актам толкования в России относятся постановления высших федеральных судов (Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного суда), акты Центральной избирательной комиссии по толкованию избирательного законодательства и т.п. Таким образом, существуют особые способы и виды толкования правовых норм и интерпретационные правовые акты (акты толкования).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |