Необходимость и цели обучения персонала
Достичь высокого уровня эффективности деятельности организации можно только в том случае, когда ее персонал обладает необходимыми знаниями, умениями и опытом. Обучение работников является основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы. Обучение персонала не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания работников, необходимые им в их деятельности, также должны меняться, причем все более быстрыми темпами. Обучение персонала является важным звеном в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Так, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также, осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. Раньше предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по подготовке и переподготовке кадров, нормативы численности работников, занимающихся обучением, нормативы на создание учебно-производственной базы, задания по ее расширению и т.п. В настоящее время все виды обучения персонала организации осуществляются самостоятельно независимо от каких-либо других органов управления, что имеет свои как положительные, так и отрицательные моменты. Важность непрерывного обучения персонала подтверждают следующие основные факторы: 1. Внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием. 2. Мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» повышением производительности труда. 3. Изменения во всех областях жизни – главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии требуют непрерывного обучения персонала. 4. Для организации более эффективным и экономичным является повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников. С переходом к рыночной экономике функции предприятия по организации обучения и обеспечению его надлежащего качества значительно расширяются. Прежде всего, это связано с ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы через систему профессионально-технического образования и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников. Система организации обучения персонала на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой, – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Отсюда и требования к гибкости (подвижности) системы обучения персонала, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда. Цель деятельности организации в области обучения персонала состоит в обеспечении: · надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности); · условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости; · возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом. Цели обучения персонала с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются. Так, например, немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателяцелями непрерывного обучения являются: · организация и формирование персонала управления; · овладение умением определять, понимать и решать проблемы; · воспроизводство персонала; · интеграция персонала; · гибкое формирование персонала; · адаптация; · внедрение нововведений. С точки зрения работника к этим целям относятся: · поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации; · приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности; · приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы; · развитие способностей в области планирования и организации производства /22/. Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области организации обучения персонала: 1) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров; 2) определение потребности в обучении персонала по отдельным его категориям; 3) правильный выбор форм и методов обучения; 4) выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения; 5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством. Данные задачи лежат в основе формирования так называемой модели обучения (рис.6.1), используемой для организации процесса профессиональной подготовки работников. Эта циклическая модель с некоторыми модификациями может применяться в качестве основы для работы как специалистами по обучению, так и линейными менеджерами.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2006)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |