Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и методы обучения персонала



2015-11-10 2568 Обсуждений (0)
Виды и методы обучения персонала 5.00 из 5.00 3 оценки




 

Для обеспечения высокой эффективности процесса обучения персонала необходим индивидуальный под­ход к потребностям каждого сотрудника, а также выбор наиболее приемлемого метода обучения. Любой из методов имеет свои преимущества и недостатки. Так, приемы и методы обучения, использу­емые для выпускников школ и институтов, могут быть совершенно непригодны для людей пожилого возраста.

 


Рис. 6.1. Модель обучения персонала

 

Многие руко­водящие работники, сами поощряющие инициативу выбора наибо­лее подходящего метода обучения, обнаруживают, «что им самим очень трудно избавиться от сложившихся стереотипов. Они действи­тельно искренне верят, что обучение может происходить только на основе прослушивания лекций специалистов. И это будет происхо­дить до тех пор, пока кто-то не откроет им глаза на то, что существу­ют намного более разнообразные и эффективные подходы к обуче­нию» /21/.

Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами (рис. 6.2).

 

 


Рис. 6.2. Классификация обучающей функции предприятия

Прежде всего, обучение персонала может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами (внутризаводское обучение).

Во внезаводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах (заявках) на подготовку.

Самообучение осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования. Предприятие посредством различного вида стимулов влияет на самообразование (самоподготовку) своих работников, на развитие ими профессионального мастерства.

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

· подготовку новых рабочих;

· переподготовку и обучение рабочих вторым профессиям (смежным);

· повышение квалификации /16/.

В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется, прежде всего, в организации повышения их квалификации.

Обучениена рабочем месте характеризуется непосредственным вза­имодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Оно носит оперативный характер, всегда конкретно, так как ориентировано на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы, не требует больших расходов на обучение, сокращает период адаптации работника. Та­кое обучение может осуществляться в различных формах. Опреде­ляющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее со­трудников. Обучение на рабочем месте характерно, прежде всего, для рабочих и простых должностей служащих.

Обучение вне рабочего места включает все виды обучения за пределами самой работы. Это обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации. Оно имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат. Кроме того, работник отрывается от своей работы. Обучение вне рабочего места характерно для всех категорий работников, но в большей мере для руководителей, специалистов и служащих.

Названные виды обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без от­рыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, т.к. обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в дру­гих организациях или учебных заведениях.

В процессе обучения персонала на рабочем месте и вне его используются различные методы обучения, представленные в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Методы обучения персонала

Обучение на рабочем месте Обучение вне рабочего места
1. «Копирование» – работник прикрепляется к специа­листу, учится, копируя действия этого человека   1. Деловые игры – коллективная игра, включающая разбор учебного примера, в ходе которого участники игры получают роли в игровой деловой ситуации и рассматривают послед­ствия принятых решений  
2. Наставничество – занятия менеджера со своим персоналом в ходе ежедневной работы   2. Учебные ситуации – реальная или выдуманная управленческая ситуация, предлагающая проведение анализа  

 

Продолжение табл. 6.1
3. Делегирование – передача сотрудникам четко очер­ченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выпол­нения работы   3. Моделирование – воспроизведение реальных усло­вий работы на тренажерах и макетах
4. Метод усложняющих заданий – специальная прог­рамма рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повы­шения сложности. Заключительная ступень – са­мостоятельное выполнение задания 4. Тренинг сензитивности – формирование навыков человеческого взаимодействия с другими. Про­водится в присутствии психолога
5. Ротация – работник переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения своего опыта. Обычно на срок от нескольких дней до нескольких месяцев 5. Ролевые игры (моделирование ролевого поведения) – размещение работника на чье-то место с целью получения практического опыта (обычно в межличностном общении) и подтверждения правильности своего поведения
6. Использование учебных методик, инструкций 6. Кейсы – обучающие программы рационализации трудовой деятельности в игре

 

Например, в процессе обучения персонала вне рабочего места используются, как правило, методы теоретической направленности – это лекции и практические занятия в аудитории, деловые игры и разбор конкретных производственных ситуаций, обучающие программы, в том числе и на базе ПЭВМ, обмен опытом и др.

В процессе обучения на рабочем месте применяются такие методы, как работа в течение некоторого времени в качестве ассистента, постепенное усложнение задания, ротация рабочих мест, делегирование части функций, ответственности и др.

Большинство перечисленных выше методов могут быть скомби­нированы между собой. К сочетанию этих двух групп методов можно от­нести:

· брифинги;

· программируемое обучение;

· лекции;

· обучение с по­мощью компьютера;

· практические занятия;

· дистанционное обучение и т.п.

Основные преимущества и недостатки методов обучения персонала приведены в табл. 6.2 /14/.

 



2015-11-10 2568 Обсуждений (0)
Виды и методы обучения персонала 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Виды и методы обучения персонала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2568)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)